Ночник сновидений. Грёза №1: пилотно-полётная

Олег Колмычок

nochnik

Бодрствование дневное приблизительно составляет лишь две трети жизни современного человека. Остальное отходит царству Морфея. Порою мы серьёзно недооцениваем важность всего того, что происходит между тем, как мы смежили веки и тем, как в уши “стучится” надоедливая мелодия будильника. Считаем сон вынужденной физиологической необходимостью, вроде необходимости время от времени подзаряжать батарею смартфона.

А ведь там – целый мир. Во сне поток внешних событий и раздражителей практически иссякает, зато психика – наша внутренняя вселенная получает долгожданную передышку от хаотичных и не всегда благотворных воздействий среды, окружающей человека. И вот, когда её оставляют в покое, она начинает исцеляться, восстанавливаться, укрепляться, корректироваться и развиваться. Очевидно, что скорость и качество этих процессов зависит от качества сна: вовремя ли человек заснул, достаточно ли поспал, насколько воздух был свеж, а спальня затемнена и т.д. Однако, не только от всего этого…

Вышеописанные процессы психики проявляются в виде снов. И тогда, изменяя отношение к сновидениям вообще и к собственным снам в частности, мы влияем и на внутренние процессы. Причем, влияем всегда, даже пренебрегая сновидениями, забывая их уже через миг после того, как открыли глаза. Пренебрежение – это тоже тип отношения, приводящий к определённым последствиям.

Мне же по сердцу иное отношение к сновидением – уважение и творческое сотрудничество. С первым, думаю, ясно. Считаем происходящее в сновидении настолько же значимым, как и дневные события. И даже более значимым, ибо, если уж сон не выветрился из памяти в первые же мгновения, то он явно несёт важный смысл. Справедливости ради отмечу, что, зачастую, выходит наоборот. Очень важные сновидения могут забываться быстрее всего, если они связаны с темами, табуированными для сознания. И как в таком случае поступать, достойно отдельного обстоятельного разговора.

Куда многограннее ситуация вокруг творческого сотрудничества. Я разделяю его на три этапа для каждого конкретного сновидения:

Сопровождение – максимально осознанное восприятие происходящего в сновидении с помощью специальной заблаговременной настройки сознания;

Закрепление – проснувшись, сразу же крепко запечатлеть (в памяти, на бумаге) сновидение. Осознать и назвать словами события, эмоции, ощущение и всё прочее содержимое сна.

Преображение – в удобное время, но, желательно, в первые три дня после приснившегося проработать запечатлённое с помощью: психологических техник, медитации, стихов, прозы, картин, танцев и т.д.

Комплексная практика всех трёх этапов позволяет получить максимальные пользу и удовольствие от каждого сновидения. Научить этому на живых, конкретных примерах-снах и призван начинаемый мною здесь цикл статей “Ночник сновидений”. Ночник, потому что в дневниках обычно описывают то, что происходит днём, во время бодрствования. А у нас ночная стезя. И моя основная задача на ней – вдохновить и заинтриговать, а уже после поделиться действенными приёмами и алгоритмами. Ведь я давненько и накрепко убедился, что лишь эмоциональное вовлечение позволяет преодолеть инерцию обыденной колеи жизни и начать нечто новое…

Давно ли вы летали во сне? Я имею в виду именно свободный полёт на силе желания без вспомогательных костылей в виде самолёта, ракеты или крылатого жеребца. Именно таковой мне довелось испытать в одном из сновидений на прошлой неделе.

Скольжение в поднебесье наполняло грудь звёздной свежестью и приятно холодило затылок. Необозримые просторы лесов, полей, морей и холмов с нездешним свистом проносились внизу. Каждая клеточка тела пела в сладкой истоме полёта.

Для меня полёты во сне олицетворяют изобильную творческую энергию, которая словно бы сама просится направиться на что-то крутое и грандиозное. И тогда остается запомнить само состояние, ощущение полёта и потом вспомнить (прочувствовать заново), планируя или уже воплощая некий новый проект. И не так уж важно, какого он сорта: бизнес-проект, кулинарный шедевр или цикл статей.

А в следующей грёзе мы на свежем примере исследуем уникальный, загадочный тип сновидения – сновидение осознанное.


kolmichek small

Олег Колмычок - психолог, писатель, поэт из Краснодара. Автор четырёх книг и сотен статей