Табидзе Александр Александрович. Часть 1

tabidze1

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию интервью с доктором физико-математических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской Академии Естественных Наук, Директором Научного Центра «ПСИХОПЕДАГОГИКА» Министерства образования и науки РФ, исполнительным директором Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов России, клиническим психологом, действительным членом Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лиги, руководителем модальности «Интегрально-музыкальная терапия» в ОППЛ, экспертом международного реестра специалистов по психическому здоровью (Mental-Health-Russia) Табидзе Александром Александровичем.

Инна Силенок: Александр Александрович, Вы создали свою музыкально терапевтическую методику. Как учёный вы занимаетесь психотерапией. При этом изначально Вы физик по образованию. А еще Вам 75 лет и у вас совсем ещё маленькие дети. Давайте, в нарушение всех наших традиций, поговорим вначале не о музыкальной терапии, а о Вас самом.

Александр Табидзе: Хорошо, согласен. Тогда,  в первую очередь скажу, что я один из самых счастливых людей на свете.

Инна Силенок: Это самое главное. Очень хорошо.

Александр Табидзе: Во-вторых, у меня одна из самых счастливых семей в мире.

Инна Силенок: Замечательно!

Александр Табидзе: В-третьих, мне сейчас 75 лет и  мои два сына, двойняшки, в этом году пошли в первый класс.

Инна Силенок: Вообще потрясающе!

Александр Табидзе:  Мне интересно жить. Я создал систему жизненного интереса,  которой сам пользуюсь каждый день и которой  делюсь со своими многочисленными   курсантами. Мой девиз «Жизнь только начинается!».

Вы улыбнётесь, но я с детства поставил себе высокую цель «Осчастливить человечество», потому что в школе  мне легко давалась физика и был уверен, что смогу создать дешёвый источник энергии на базе термоядерного синтеза. И тогда человечеству не надо будет много работать.

С этой целью я прошёл обучение в  Пермском госуниверситете, работал в Новосибирском Академгородке, прошёл путь от аспиранта до профессора в  Московском  Областном пединституте, со своими замечательными коллегами и аспирантами кафедры физики создал новое научное направление в области физики жидких кристаллов.

И уже как сформировавшийся учёный осознал, что физика, термоядерный синтез и все естественные науки о внешнем мире не способны сделать человека счастливым. Вот так!

Так же осознал на собственном опыте, что на это способна наука о внутреннем мире человека – а именно –«психотерапия».

Поэтому я сейчас полностью переключился на психотерапию, веду большую научную и практическую работу. Как видите – идею осчастливить человечество я так и не оставил.

 Инна Силенок: А в каком возрасте вы защитили Докторскую диссертацию по физике?

Александр Табидзе:  Мне тогда  было 48 лет.

Инна Силенок: И во сколько вы стали заниматься психотерапией?

В психотерапию я пришёл вынужденно. В 40 лет явно почувствовал, что физических сил мне не хватит решать поставленные  жизненные задачи. Как преподаватель института вёл большую учебную нагрузку около 900 часов в год,  как физик-экспериментатор вёл плотную научную  работу в лаборатории с аспирантами, семья, маленькая дочь, полтора часа езды до работы в один конец. Недосыпал. Много курил. Один раз так прихватило сердце, что полчаса не мог пошевелиться.

Срочно стал искать методы быстрого и полноценного восстановления сил. Первый мой наставник – сейчас хорошо известный психотерапевт  Хасай Алиев, создатель метода «Ключ». Мы до сих пор с ним дружим.  Он меня научил как эффективно снимать стресс с помощью специфических движений.

tabidze3

 Но мне этого было мало. Мне надо было – «Как не входить в стресс. Как стать неуязвимым к стрессу. Как вообще не уставать. Не болеть.  Как всегда быть бодрым и спокойным». Я от природы вспыльчивый человек, кавказец. Отец -грузин, мать русская. Хотел избавиться от этой вспыльчивости, раздражительности, обидчивости. Они мне мешали и в жизни и в работе. Искал учителя. Это был конец 80-х годов. Просеял массу литературы в Ленинской библиотеке и нашёл золотое зерно -  профессора Вострикова Андрея Андреевича. Он ученик профессора Рожнова Владимира Евгеньевича, главного психотерапевта СССР, основателя и  руководителя  первой Московской  кафедры психотерапии РМАПО, создателя «Эмоционально-стрессовой психотерапии».                     

Так что я представитель старой московской школы психотерапии. Андрей Андреевич Востриков научил меня как с помощью специальных аудиотренажеров, специальных аутотренингов, быстро за 35 минут восстанавливать силы и как формировать стрессоустойчивый характер.  Поэтому я сейчас не знаю что такое усталость, что такое тревожность, что такое стресс. Веду индивидуальные и групповые курсы «Стрессоустойчивость «под ключ» за два месяца»

Инна Силенок: Вы музыкальный терапевт. Как вы пришли в музыку? И в музыкальную терапию.

Александр Табидзе: В музыкальную терапию я пришел чисто по зову души и  дружбы. Мои студенческие друзья, музыканты, порекомендовали меня вступить в вокально-инструментальный ансамбль «Бригантина» университета. В этот момент у них не было контрабасиста. Руководитель ансамбля Борис Арсеньевич Облапинский  проверил мой слух, и произошло чудо. Дал мне испытательный срок.

Показали мне ноты, лады, и сказали учи партию. Я увлечённо готовился.  Через месяц я уже стоял на сцене в составе ансамбля. И все мои 5 студенческих лет прошли в репетициях и концертах. Конечно в свободное от учёбы время.  Я слухач. Инструментальная группа не должна фальшивить, Борис Арсеньевич учил тонко чувствовать мелодию, таким образом я наработал хороший слух.

В своё время мы были лучшей студенческой вокально-инструментальной группой в СССР. Вы наверное помните слова такой студенческой песни                  «Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза, В флибустьерском дальнем синем море, Бригантина поднимает паруса…» . Это была заставка всесоюзной радиостанции «Юность» в нашем исполнении.

И потом уже через много лет, когда я познакомился с Востриковым А.А. и стал использовать аутотренинги с формулами расслабления под  релаксационную музыку, то вдруг обнаружил, что правильно подобранная музыка может давать более сильный оздоровительный эффект, даже без использования словесных формул расслабления.

Инна Силенок: У неё тот же эффект?

Александр Табидзе: Да, тот же эффект. Я понял, что рекомендовать конкретные мелодии в музыкотерапии не верно. Надо представить слушателю «шведский стол», где он сам может выбрать музыку по своему личному эмоциональному вкусу.  И я настолько увлёкся этим положением, что  стал прослушивать всю музыкальную культуру мира на предмет релаксационного эффекта. Я прослушал всю, на мой взгляд, мировую  классику  (Бах, Рахманинов, Моцарт, Шуберт и др.),  прослушал все возможные  звуки природы (пение птиц, шум прибоя, шелест дождя и др.),  романсы, русские народные песни, электронную медитативную музыку, индийскую музыку, музыку для детей. Собралась коллекция, стали ко мне люди обращаются, что им нужна такая-то музыка. На мой взгляд, в это время  у меня была одна из самых больших коллекций медитативный музыки в России, которая имеет оздоровительный эффект. Скомпоновал около 70 музыкотерапевтических программ, 5 авторских аутотренингов. Тогда меня заприметил профессор Петрушин Валентин Иванович, президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, и предложил вступить в неё. Он один из моих замечательных учителей.

В связи с развитием интернета музыкотерапевтические программы сейчас можно составлять уже самостоятельно. Но правильно создать аудиотренажёр аутогенной тренировки сделать не просто. Это специфический психотерапевтический инструмент и мы его оттачивали с Андреем Андреевичем Востриковым много лет на многочисленных живых аудиториях. Сейчас этот аудиотренажёр «Расслабление и релаксация. Базовый.» считается одним из наилучших в России.

Инна Силенок: Это Вы с ним написали книгу "Самозащита от табакокурения и наркотиков"?

Александр Табидзе: Да. В 2008 году мы с Андреем Андреевичем по линии «Лиги Здоровья Нации» выиграли Грант  в конкурсе президента Российской Федерации, и нам дали 1 миллион рублей на издание этой книги. Фактически это курс эмоционального интеллекта для школьников, российская научная  платформа эмоционального интеллекта. Мы выпустили 1000 экземпляров этой книги и распространили по всем школам России, и я специально ездил по школам. Я  участвовал в «Волне здоровья» Лиги Здоровья Нации, где мы плыли на пароходе от Москвы до Петербурга, останавливались у каждого города, и там давали лекции. Я распространял эту книгу таким образом и ещё по школам. Выяснилась  большая трудность: чтобы преподавать материал  этой книги, необходимо быть эмоционально зрелым человеком. Необходимо знать, как преподавать эмоциональные качества, потому что наши учителя сориентированы на то, как преподавать знания, как подавать информацию, а вот как работать с эмоциями, как их формировать, они не знают.

Инна Силенок: Я так понимаю, что не развит эмоциональный интеллект части педагогических кадров?

Александр Табидзе: Да. В педагогической среде, да и в психологической он не развит. Но я сейчас веду большую работу в этом направлении. На самом деле общего эмоционального интеллекта нет. Общий эмоциональный интеллект – ошибочный. Я показал, что есть два интеллекта: деструктивный и конструктивный, и поэтому общего эмоционального интеллекта нет. И Западное Направление ( Майер, Саловей,  Карузо) развивает общий, они опираются на совершенно другие предположения, на совершенно другую, одночастную модель психики.

Инна Силенок: Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что такое одночастная модель психики и что такое четырех-частная модель психики.

Александр Табидзе: Чтобы это было проще понять, я Вам хочу напомнить изречение нашего Великого учёного - Ивана Петровича Павлова. И он сказал: «в сущности нас в жизни интересует только одно, - наше психическое содержание. Его механизм, однако был и сейчас опутан мраком». То есть, что собой представляет психика? Что за предмет психика? Психология  до сих пор этого  не знает. Подавляющая часть  психологов в мире, включая советскую и российскую психологию, считает , что в основе психики стоит сознание, что  это основа психики, базис, а бессознательная часть вырастает из сознания, это надстройка. Здесь сознание и бессознательное слиты, они едины и непрерывны. Образ – кентавр. Это одночастная модель. Тогда очевидно – чтобы улучшать и  совершенствовать психические качества надо совершенствовать основу психики, его базис – сознание.  И это самый распространённый в мире  путь.  Но есть совершенно противоположная ей модель. Модель Зигмунда Фрейда, в которой сознание и бессознательное автономны, кардинально разделены. Образ – всадник на лошади. Это двухчастная модель. У «лошади» свой характер, а у «наездника» - свой характер. И очевидно, что пока лошадь не укрощена, всадник не может двигаться по жизни. Здесь основа психики, её базис, - это лошадь, бессознательное, а наездник, сознание – это надстройка. Всё наоборот, чем в одночастной модели  Поэтому, чтобы лошадь и всадник  двигались вперёд, нужно, так сказать, её укротить и характер её улучшить. То есть для совершенствования психики, в начале надо совершенствовать бессознательное. Тогда сознание подтянется само.

И когда я начал изучать эти модели, увидел, что Фрейд был действительно прав. Бессознательное — это отдельная часть, и эмоции живут  в бессознательном. И эмоции рождаются раньше, чем мысли. На 0,2 секунды. Это открыли физики в начале этого века. Это фундаментальное открытие, которое переворачивает всю психологию. Представляете – эмоции нам не принадлежат.  Мы считаем, что принимаем самостоятельное осознанное какое-то решение, но бессознательное за нас уже приняло это решение на 0,2 секунды раньше и окрасило наши мысли. И мы это решение принимаем за собственное, и придумываем этому решению свою интеллектуальную интерпретацию.

 Итак, мы не способны изначально создавать свои эмоции. Они возникают спонтанно на 0,2 секунды раньше от прихоти бессознательного И тогда получается , что человек это «марионетка в руках кукловода». И поэтому есть две картинки. (Смотри рисунок) Или «личность - это  марионетка в руках кукловода с лицом зверя», или «личность –это марионетка в руках кукловода с лицом человека».

kukla1

kukla tigr2

Внутреннего зверя надо укрощать, дрессировать. Чем и занимается психотерапевтическая педагогика.

Инна Силенок : Что нового Вы внесли?

Александр Табидзе: Что нового я внёс? – Во-первых, я принял за основу в психологии эту очевидную двухчастную модель. Во-вторых, понял и принял,  что эмоции – это прямой продукт бессознательного, а не сознания. И что надо в первую очередь совершенствовать эмоциональную сферу человека. И в третьих, нашёл, как физик, наиболее подходящий психологический метод измерения эмоциональных качеств человека. Выбрал тест Кеттелла, усовершенствовал его, - он дает стационарные, устойчивые качества. И мы видим тогда сразу наглядно и в численном виде ваш  эмоциональный портрет, эмоциональный  заряд, степень вашего  эмоционального  интеллекта, степень  вашей внутренней гармонии, вашу стрессоустойчивость и наконец – вашу степень  эмоциональной зрелости.

Из этого теста я выбрал 4 полярных эмоциональных качества. Если тест диагностирует внутреннюю напряжённость, тревожность и подозрительность, эмоциональную неустойчивость - это негативные качества.  Полярными им качествами являются: внутренняя расслабленность, спокойствие, доброжелательность и эмоциональная устойчивость.

 У нас сейчас есть тест, который показывает, что если у вас красные, негативные качества, то значит у вас низкое ресурсное состояние, значит ваше бессознательное выдаст вам агрессивную реакцию, то есть у вас нет выбора, вы думаете, что у вас есть выбор, а за вас выбор делает бессознательное,  - о чем мы только что с вами говорили.

А вот когда человек с помощью специальных занятий психотерапевтической педагогики воспитает свое бессознательное, (у меня есть курс уже готовый я сейчас его уже веду с некоторыми организациями и людьми), то тогда в процессе курса у человека появляются новые психологические качества. То есть формируем внутреннее спокойствие, внутренняя расслабленность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость. И тогда  этому человеку не надо говорить, как надо хорошо себя вести, что надо быть добрым, что надо делать добрые дела. Всё это у него это делается автоматически, на бессознательном уровне, мы формируем внутреннюю гармоничную базу.

И тогда, имея этот внутренний фундамент, он не задумывается, он доверяет своему бессознательному и бессознательное за него уже всё делает: оно побуждает  его на гармоничные поступки, побуждает его говорить гармоничные слова, побуждает его на любовные отношения гармоничные, на проявление доброты уже автоматически. Человек даже не задумывается, всё делается естественно, как в природе, а не с помощью обучения, то есть наша система даёт не какие-то пошаговые инструкции, - это не НЛП, не поведенческая терапия, не когнитивная поведенческая терапия, где мы пытаемся изменить мысли и где мы попытаемся изменить поведение в лучшую сторону, это всё, грубо говоря, поверхностно и не устойчиво. Почему? -

Потому что психотерапевтическая педагогика учитывает хорошо известные в психиатрии выводы, что в стрессовой ситуации все ваши знания отключаются, что сознание сужается, а нередко и отключается полностью и человек уже действует абсолютно автоматически, импульсивно. Что значит автоматически импульсивно? - То есть его ведёт уже бессознательное. А когда это происходит? - Например, в пьяном состоянии. Состояние отключается, он начинает бедокурить или чего-то такое вытворять, а потом ничего не помнит. Говорят: «ты говорил некрасивые слова!», а он говорит: «да не может быть!». Сужается в состоянии вожделения.

tabidze4

Вы представляете, насколько это здорово, что мы занимаемся гармонизацией структур бессознательного. В моей приёмной, когда человек к нам приходит, я даже не спрашиваю фамилию, ему дают тест на 187 вопросов. Он отвечает за  20-25  минут,  и сразу видит  свой психологический портрет и видит свои эмоциональные качества, наглядно видит свои недостатки.

Вот эти  эмоциональные качества  не являются личностными, это качества бессознательного, и мы формируем с помощью специальных аутотренингов, которые мы создали вместе с моим учителем Андреем Андреевичем Востриковым, новые навыки: навык внутреннего спокойствия, внутренней расслабленности, формируем новый навык доброжелательности, эмоциональный устойчивости. Формируем 4 навыка не с помощью обучения  сознания, а с помощью воспитания бессознательного.

Инна Силенок: При помощи чего Вы их формируете?

Александр Табидзе: У нас есть педагогическая система. В течение двух месяцев я веду курсы, на этих курсах я встречаюсь с людьми один раз в неделю, то есть это восемь недель мы работаем вместе, потому что только за 8 недель можно выработать навык, можно выработать привычку, можно перевести состояние внутренней напряженности в состояние внутренней расслабленности. Мы фактически занимаемся обучающим воспитанием. А время, чтобы сформировать навыки, потребуется не менее 2-х месяцев, чтобы этот навык закрепился и поэтому краткосрочные курсы 3-4 дня по эмоциональному интеллекту здесь бессмысленны. Человек получает знания, но все работы по эмоциональному интеллекту показывают, что в сложных эмоциональных случаях  эмоциональный интеллект не работает, в состоянии аффекта знания не успевают срабатывать.

Для оздоровления использую музыкотерапию. Но формулы стрессоустойчивости осваиваются на самостоятельных занятиях с использованием аудиотренажеров,  которые звучат  на фоне релаксационной музыки.

Инна Силенок: Я так понимаю, это похоже на терапевтические трансы, на суггестивные методы?

Александр Табидзе:  Когда тело расслабленное, а сознание ясное, то это похоже на транс. Тогда оказывается, лучше и глубже воспринимается педагогическая формула, потому что критика снимается.  Человек в этом состоянии воображает  своё достойное поведение в сложных стрессовых ситуациях и тогда оно закрепляется. Это особенность психотерапевтической педагогики.

И тогда стрессовая ситуация уже не воспринимается как стрессовая. Физиология уже не откликается вспыльчивостью. Стрессовые ситуации удара психического не наносят. Уже агрессивно он себя не ведёт, потому что у него уже сформировалась автоматическая новая колея поведения. И он уже улыбается, «подставляет другую щёку», но делает это неосознанно. Всевышний говорит: «Подставь щёку». Но это невозможно, - подставить щёку, когда вас оскорбляют, а после наших занятий - возможно. Потому что у вас уже есть новая колея поведения.

Инна Силенок: Александр Александрович, Вы предлагаете, как у Льва Толстого «непротивление злу насилием», то есть, человеку в ответ на агрессию проявлять доброжелательное поведение?

Александр Табидзе:  Не совсем так. У Льва Николаевича «непротивление злу насилием» это осознанный факт. При этом у вас всё может кипеть внутри и сжиматься кулаки. Здесь есть внутренний конфликт. В нашем случае доброжелательную, спокойную позицию выбирает бессознательное. А наше сознание вторит ему. Внутреннего конфликта нет.

tabidze5

Если вы начинаете на агрессию отвечать агрессией, то это война, это рефлекс, и поэтому тот человек, который на агрессию отвечает агрессией, он эмоционально незрелый, его бессознательное имеет  характер животного, у него нет выбора. Он даже не может, хотя его учили подставлять щеку, но в этот момент он об этом забыл и всё равно ответно ударил, и это война в любом случае, и поэтому моя задача, чтобы вокруг нас были эмоционально зрелые люди. Моя задача, чтобы как можно было больше эмоционально зрелых людей.

Инна Силенок: Александр Александрович, человек расслабляется, и когда человек расслабляется за счёт тех музыкальных терапевтических трансов, которые Вы предлагаете, получается, что за счёт этого у него меняется мировоззрение? - Насколько это возможно? Фиксацию снять можно, понятно, что есть такой постулат, что если человек хорошо себя ведёт, он хорошо себя чувствует, а если человек плохо себя ведёт, то он плохо себя чувствует. «Хорошим человека делает только счастье». И Пушкин писал, и Райкин цитировал. Но возникает стресс и человек опять начинает себя плохо чувствовать. Откуда берётся этот навык в этот момент? Если он раньше нападал в таких случаях, а теперь что у него вдруг поменяется темперамент? У нас есть стратегии в стрессе: «бей», «беги» или «замри», и если он раньше бил, то теперь он начнёт, что, прятаться? Или что он будет делать?

Александр Табидзе: Спасибо за вопрос. Он не будет терять самообладание, он не будет вести себя хаотично, хаотично искать решение. Никакой ответной агрессии. Его воспитанное эмоционально зрелое бессознательное  на уровне интуиции подскажет ему занять устойчивую позицию.

Это Центральный вопрос. Педагогическая психотерапия открыла тот момент, что если представлять в воображении своё достойное поведение в критических ситуациях в релаксационном состоянии , то оно закрепляется. Потому что релаксационный фон имеет свойство снятия критики. Если мы это будем представлять просто так,  без релаксации, то сознание не снимает критики, и поведение не закрепится. А когда вы находитесь в релаксационном состоянии, под музыку и при этом вам ещё даются формулы: «Представьте своё достойное поведение в той критической ситуации, когда вы потеряли самообладание», если несколько раз Вы представите это в воображении, то возникает новая поведенческая  колея, автоматическая колея. Это целая система, технология, тонкости психотерапевтической педагогики

И тогда на ваш вопрос «Бей, Беги и замри», появляется четвёртый элемент, Веди себя достойно, веди себя спокойно, смотри на ситуацию в целом, сверху, наблюдай всех участников.  Потому что ты находишься уже выше ситуации.

Тест на эмоциональную зрелость показывает вашу  степень внутренней гармонии. И если эта степень положительная , то эта внутренняя гармония   автоматом переходит в вашу гармоничную речь и  в ваши гармоничные поступки.

Через месяц мы продолжим разговор о психотерапевтической педагогике с её автором – Александром Александровичем Табидзе.


Интервью взяла Инна Силенок

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация