В настоящее время констатируются участившиеся случаи проявляемой родителями жестокости в отношении своих детей. В соответствии со статьей 65. Семейного кодекса РФ [12] при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Год науки
Продолжим разговор о встраивании образа светлого будущего у клиента при работе с тяжелой психологической травмой ультра-краткосрочными методами.
Итак, мы переработали травматические эпизоды и находимся на четвертом этапе работы. Здесь могут быть разные варианты.
Продолжим тему встраивания образа светлого будущего клиенту при работе ультра-краткосрочными методами с психологической травмой. На четвертом этапе работы с психологической травмой нам необходимо сформулировать позитивные конструктивные лингвистические цепочки, которые после их встраивания, после проведенной техники, станут убеждениями клиента и будут способствовать его новому адаптационному поведению в его жизненных ситуациях.
Тезисы доклада на секции «Психологическая помощь и психотерапия в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф» II Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов и психологов 3-6 ноября 2023 г.
Существенной особенностью любой психологической проблемы является наличие симптоматики. Но работа с психологической проблемой далеко не сводится к работе с её симптоматикой. Симптом можно охарактеризовать как страдание человека – как состояние неприятное и даже болезненное. Страдание – комплексный феномен, отражающий суть проблемы как момента эволюции человека. Понимание психологической проблемы как эволюционного феномена для психотерапии является достаточно новым. В этом ключе весьма ценной является уже общепринятая модель SCORE, в которой симптом (S) является только частью целостной организационно-функциональной системы, которую так и называют: «психологическая проблема.
Сегодня наиболее частым запросом, поступающим от клиентов, является запрос на работу с тяжелыми переживаниями. Иногда люди обращаются в ситуации острого горя, иногда с паническими атаками, сильной тревогой, потерей, длительной болезнью. Это психологические проблемы, которые возникают в результате переживания нескольких психотравмирующих ситуаций разной интенсивности на протяжении достаточно длительного жизненного периода, которые копились, и их воздействие росло подобно невидимому «снежному кому», так как произошли «сцепки» детских травм и новых ситуаций, пережитых уже во взрослой жизни.
Человечество приобрело значительный опыт в переживании состояния, которое мы определяем, как страдание, можно даже говорить о наличии особой культуры страдания. Отдельными авторами страдание рассматривается как культурный архетип русского народа. Истоки этого архетипа соотносятся с идеей богоизбранного народа, страдающего за свою веру. «Москва Третий Рим» – это последнее христианское духовное царство.
Поведение, препятствующее психотерапии, является распространенной проблемой психологического консультирования и психотерапевтической помощи. Оно может быть преднамеренным или непреднамеренным, стратегическим или автоматическим, рассчитанным или случайным. Соблюдение терапевтического альянса и границ между психологом и клиентом на первый взгляд кажется простым, но чрезвычайно труден для практического использования. Ответственность за соблюдение границ лежит на специалисте.
У современной науки есть много определений для понятия «душевная боль» – это страдание, это психалгия, это депрессия. Пожалуй, самое близкое по культурному контексту нам понятие – страдание. Размышлять о страдании непросто, поскольку оно многолико. Альфрид Лэнгле сравнивает страдание с дорогами и путниками, «как различаются дороги и путники, так и страдание многообразно, не только из-за того, что пути разные, но и из-за неповторимости Person».
На тему стресса написано немало, и немало сломано исследовательских копий. Вернее, копинг-стратегий. Идеи здесь состоят в том, что чрезмерный стресс опасен крайне, и субъект должен иметь стратегии купирования стресса. Всё верно. Кроме одного важного положения: любой даже чрезмерный и долгий стресс есть «произведение нашего бессознательного», и просто так никакими стратегиями, стало быть, его купировать не получится.
Подкатегории
👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация