Что такое профориентация и зачем мне это?

Максим Мустафин

prof

Уважаемые родители! Этот материал полезно прочитать вместе с детьми 13 лет и старше, чтобы они вовремя начали задумываться о выборе будущей профессии.

«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой» - В.Г. Белинский

Главной целью обучения в школе является получение среднего уровня образования и возможности поступить обучаться в учебные заведения, где обучают той или иной профессии, специальности.

Сложность состоит в том, что при поступлении необходимо понять кем ты хочешь и можешь быть. Огромное количество специальностей, перед выбором которых довольно легко потеряться и просто запутаться усложняют процесс самоопределения (в мире около 40 тысяч профессий, каждый год пополняется на 500, а также отмирают некоторые виды профессий). Дополнительно это обстоятельство обусловлено и большим выбором учебных заведений. Все это вызывает огромный стресс и толкает к выбору будущей профессии очень простыми, но коварно ошибочными способами.

К числу таких коварных ошибок, относятся:

1) «Я мама (папа), и у меня есть опыт, поэтому я сам решу, куда ты пойдешь учиться. Да и все равно я плачу за тебя» - «Родительский выбор». Трагедия этого выбора состоит в том, что, уже будучи взрослым, понимаешь, что заниматься тем, на что учился, нет никакого желания. Однако, человек продолжает страдать от нелюбимого дела, оправдывая себя тем, что это приносит ему доход.

2) «Давай вместе поступим на одну специальность, ведь мы же друзья!» - «Коллективный выбор или боязнь расстаться с привычным окружением». В этом случае наступает попустительство – «куда они туда и я». Выбор отдан другим. Даже если это друзья, это отнюдь не означает, что вы захотите заниматься одной и той же деятельностью. И может вы не всегда сможете дружить или наоборот – то не станет для вас никакой помехой.

3) Незнание мира профессий.

«Буду ходить в пиджаке и работать за компьютером – это легко». Предубеждение в престижности специальности и приоритет на специальности в высших учебных заведениях. Много успешных специалистов начинают свой путь с рабочей специальности и в этом нет ничего плохого – наоборот, это дает необходимый практический опыт перед освоением высшего образования, где идет огромная теоретическая нагрузка и большой отрыв от практики (реальности).

«Я люблю детективы, поэтому я пойду на юриста». Увлечение внешней стороной профессии без учета внутренней стороны. Возможны неприязнь к ненормальному поведению преступников и отсутствие романтики в профессии, высокого уровня конкуренции в данной сфере. Например, должность следователя может не быть вакантной в вашем городе несколько лет. Реальность работы адвоката, которому приходится заниматься оправданием людей, совершающих насилие над детьми, женщинами, оправданием и защитой воров, мошенников – все это должно учитываться при выборе профессии.

4) Незнание себя.

«Хочу стать дипломатом». В данном случае требуется огромная эрудиция, любовь и способность к языкам, возможно придется учить не только английский, но и язык местных народов в Индии. Неправильное соотношение своих способностей с требованиями профессии – распространенная ошибка при выборе профессии

Неумение разобраться в себе, нереальная оценка своих способностей, недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии. Например, шахтер, военный летчик, космонавт – крепкое здоровье. Многие хотят сразу управлять другими представляя это как простые распоряжения так как они хотят, а необходимо наличие умения и способности воздействовать на человека ненасильственным и неугрожающими методами, твердость, но при этом гибкость по необходимости – менеджер, руководитель любого уровня, командир.

5) «Буду как мама, бухгалтером или как дядя стоматологом» - перенос отношения к человеку на профессию.

6) «Люблю географию – буду геологом. Люблю историю – буду политиком. Люблю биологию – буду медиком» - приравнивание учебного предмета с профессией.

Профессиональное самоопределение – это формирование отношения личности к себе, как к представителю будущей профессии. Этот процесс помогает человеку адаптироваться в условиях огромного числа профессий и быстро меняющихся потребностей рынка труда.

Важным является учет возможностей для переезда в другой город, выбор подходящего климата, учебной среды, учебного заведения с подходящей профессией в том или ином городе.

Что нужно знать учащемуся для выбора профессии? Необходимо иметь представление:

  • о самом себе
  • о своих способностях, темпераменте
  • об умениях
  • об интересах
  • о притязаниях
  • об ограничениях и их причинах
  • о преимуществах, возможностях и перспективах в различных сферах

Как это можно все узнать? - Самонаблюдение. Сформулируйте свои желания в виде «Я-высказываниях»: «Я собираюсь…», «Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…», «Я могу достичь успеха в …», «Я убежден, что хочу…», «У меня есть то, что требуется для…», «Мне хорошо быть», «Мой успех связан с…». Это поможет ответить на такие вопросы как:

1. Связаны ли мои желания с предполагаемыми местами работы или учебы?

2. Существует ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы или учебы, которые соответствуют моим желаниям?

3. Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах работы или учебы, которые я предварительно выбрал?

Ответив на такие вопросы, будет возможно понять, правильный ли ваш выбор, ваш ли это выбор, достаточно ли сделали усилий для одного из самых важных выборов в вашей жизни.

Следует помнить, что такой выбор является огромной ответственностью, однако не стоит ее бояться и отдавать другим – родителям, друзьям, обстоятельствам, случаям, гаданиям, условиям вашего города. Такой выбор делаете вы и вам придется потом за него отвечать. Кем вы станете, зависит от Вас и это не дело судьбы или случая. Это Ваш выбор, который вы делаете на основе принципов свободы, разнообразия.

В такой стране как Россия огромные возможности для того, чтобы стать тем, кем вы захотите. Успешность реализации в профессии уже будет в большей части обусловлено Вашей увлеченностью и степенью наслаждения ею, а также и обстоятельствами, которые вы будете выбирать (город, компания, где работаете, семейное положение и др.).

Профориентация – важный инструмент и комплекс технологий, методов который помогает наиболее эффективно и быстро разобраться в профессиональной среде, а также в своем месте в нем. Это и есть ответ на вопрос «Что такое профориентация, и зачем мне это?»

l1

l2

l3

l4

l5

l6 2

Профориентолог – специалист, который поможет, наименее затратно по времени, деньгам и нервам сделать вам выбор, при этом не делая его за вас. К такому специалисту следует обращаться с запросом выбора профессии, самоопределения, однако можно и самому осуществить такой выбор и следует, как минимум понять группу профессий по Вашему интересу: «природа», «техника», «человек», «знаковая техника (знаковый образ)», «художественный образ». Разобраться в этом довольно просто. Пройдите дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Если вы допустите ошибку при самоопределении и будете жалеть о выборе уже будучи даже взрослым, то не ругайте себя, а просто вспомните о таком инструменте для решения возникшей проблемы как профориентация и никогда не бойтесь перемен, которые всегда несут за собой как разрушения, так и возможности.

В заключении хотелось бы повторить слова П.Г. Щедровицкого: «смысл самоопределения заключается в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».


mihaylova small

Максим Мустафин - профориентолог, специалист в области государственной службы и кадровой политики, выпускник РАНХиГС, г. Норильск

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация