Различия в самооценке детей из благополучных и неблагополучных семей и генеративные способы работы для улучшения самооценки в кризисных ситуациях

Евгения Чмырева

semiya

Самооценка и отношение к себе играют ключевую роль в формировании личности ребенка.  Однако, дети из различных семейных сред с разным уровнем благополучия могут иметь значительные различия в своем восприятии себя и своих возможностей. В этой статье мы рассмотрим разницу в отношении к себе детей из благополучных и неблагополучных семей, а также я представлю генеративные методы работы, направленные на повышение самооценки и улучшение отношения к себе у детей в кризисных ситуациях.

Различия в отношении к себе детей из благополучных и неблагополучных семей:

1. Самооценка: Дети из благополучных семей часто имеют более высокую самооценку, так как они часто получают поддержку, похвалу и стимулирующие условия развития. Самооценка у ребенка из не благоприятных условий может быть низкой из-за отсутствия поддержки и постоянного стресса.

2. Уверенность: Дети из благополучных семей чаще имеют уверенность в своих способностях и успешном будущем. Уверенность у детей, вырастающих в неблагоприятных семьях, часто может быть нарушена из-за недостатка стабильности и позитивного общения

3. Стрессоустойчивость: Дети из благополучных семей обычно имеют более высокий уровень стрессоустойчивости благодаря поддержке, стабильности и позитивной обстановке в семье. Они часто имеют больше возможностей для развития адаптивных механизмов противостояния стрессу, таких как эмоциональная поддержка родителей, доступ к ресурсам и возможность решать проблемы вместе с родителями или другими взрослыми. Это помогает им справляться с трудностями более эффективно и развивать более устойчивые стратегии поведения.

Дети из неблагополучных семей могут испытывать больший стресс и тревожность из-за семейных проблем, что может отрицательно сказываться на их самооценке и отношениях к себе.

Генеративные способы работы для улучшения самооценки в кризисных ситуациях:

1.Психологическая поддержка и терапия:

Обеспечение доступа к квалифицированной психологической поддержке помогает ребенку осознать и обработать свои эмоции, а также развить стратегии преодоления кризисных ситуаций.

2. Поддержка со стороны родителей и взрослых:

Важно, чтобы родители и другие взрослые в окружении ребенка проявляли понимание, эмпатию и поддержку в трудных моментах. Поддержка родителей может быть решающим фактором в формировании здоровой самооценки у ребенка.

3. Поощрение и укрепление достоинства: Похвала и признание достижений ребенка способствуют укреплению его самооценки. Важно акцентировать внимание не только на успехах в учебе или спорте, но и на личностных качествах и усилиях.

4. Развитие навыков саморегуляции и адаптивных стратегий: Обучение ребенка навыкам управления эмоциями, решению проблем и адаптации к изменяющимся обстоятельствам помогает ему эффективно справляться с кризисными ситуациями и укрепляет его чувство компетентности.

5. Постановка и достижение маленьких целей: Помощь ребенку в постановке и достижении небольших, реалистичных целей помогает ему постепенно укреплять уверенность в своих способностях и достижениях.

6. Развитие социальных навыков и поддержка социальной интеграции: Участие в групповых занятиях, клубах или командных спортивных мероприятиях может помочь ребенку почувствовать себя включенным и признанным в обществе, что в свою очередь способствует укреплению его самооценки.

Каждый ребенок уникален, поэтому важно выбирать подходящие методы и стратегии в зависимости от его индивидуальных потребностей и особенностей.

Важно осознать, что различия в отношении к себе детей из различных семейных сред могут иметь значительное влияние на их психологическое благополучие.

Генеративные методы работы, такие как психологическая поддержка, позитивное подкрепление и развитие навыков саморегуляции, играют ключевую роль в повышении самооценки и улучшении отношений к себе у детей в кризисных ситуациях.

Я записала обращение детей к родителям, которое дети делали на понятном родителям языке. Делюсь:


petrenko small

Евгения Чмырева - практический член МОО РПП, психолог-волонтер горячей линии бесплатной психологической помощи, практикующий психолог семейной терапии, детей и подростков, член Ассоциации КПТ, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация