Историческая загадка
1797 год. Санкт-Петербург. Осень
После больших манёвров флота под Красной Горкой, корабль "Ретвизан" делал кампанию под штандартом Государя императора. Павел Первый остался весьма доволен и учениями, и командой корабля, и лично его капитаном — героем нашего повествования.
Тем не менее, он - сторонник широких реформ, - резкий, откровенный, остроумный и... молодой, - нажил себе много врагов среди приближённых нового царя.
***
Самодержец решил наградить его капитана орденом святой Анны 3-й степени и чином полковника, но конверт, в котором был послан приказ о производстве, оказался адресован ему как подполковнику. Не понимая, как к подобному относиться, наш герой письменно осведомился, должен ли он считать себя полковником или нет?
И ему ответили: «Конечно, нет, ибо на конверте вы означены подполковником».
Капитан «Ретвизана» обиделся! И тотчас же подал в отставку, в следствии чего:
«был уволен со службы без пенсии, по молодости лет.»
Незамедлительно последовало лишение мундира и орденов и заключение в Петропавловскую крепость, в отделение государственной тюрьмы.
Навестив героя этой загадки в тюрьме, император нашёл помещение его слишком чистым и светлым... и приказал перевести в каземат!
Трудно сказать, чем могла бы закончиться вся эта история, если бы, к счастью для молодого человека в неё не вмешался Санкт-Петербургский генерал-губернатор граф фон дер Пален, который доложил самодержцу, что бывший капитан искренне раскаивается и ходатайствует о прощении его.
***
Со вступлением на престол Александра Первого понадобились люди одинаково с ним смотревшие на положение дел в России и готовые искренно и энергично работать в том направлении, которое указывал государь. Естественно, что образованный и умный, герой нашего повествования не мог затеряться в новое царствование.
Последовало повышение по службе и присвоение чина вице-адмирала.
Конечно, это стало причиной злобной ненависти со стороны придворных лиц. Быть может, здесь играли роль также его симпатия к английским порядкам и то резкое порицание, с которым он относился к русскому дворянству, высмеивая его везде, где только можно, и его идея скорейшего освобождения крестьян.
Кроме этого, наш герой стал энергично работать над упорядочением дел морского министерства: сократил, сколько было возможно, всякого рода хищения, столь обычные в то время, увеличил флот, построил эллинги, следил постоянно за развитием техники и вводил усовершенствования в морской практике.
1812 год
Александр Первый назначил героя нашей загадки главнокомандующим Дунайской армией, черноморским флотом и генерал-губернатором Молдавии и Валахии. При прощании император сказал своей креатуре: "Я Вам не даю советов, зная, что вы злейший враг произвола".
Он незамедлительно выехал в Яссы, но Михаил Иларионович, ещё до его прибытия, заключил с турками мир, и новому главнокомандующему нечего было делать на берегах Дуная.
***
Опять наступила осень в жизни героя нашего повествования.
30 октября 1812 года
Войска под его командованием двинулись к Березине. По плану Кутузова, адмирал вместе с генералом Витгенштейном должен был отрезать пути отступления Наполеона и не допустить переправы его армии через пограничную реку.
Однако войска неприятеля, успели с большими потерями, но всё же переправиться через Березину. Это послужило поводом к очередному обвинению нашего героя чуть ли не в измене Родине, как современников, так и многих нынешних историков отечественной войны.
***
В 1814 году он уехал в бессрочный отпуск за границу и оттуда более в Россию не возвращался, обосновавшись в Европе. За четырнадцать лет до своей кончины потерял зрение и жил у своей младшей дочери, графини Екатерины дю Бузе.
1816 год
Отставной адмирал стал писать свои "Записки", то на итальянском, то на французском и английском языках.
***
После начала войны с Наполеоном генерал Г. Армфельд заметил государственному секретарю А. С. Шишкову: "Какая странная мысль — доверить сухопутную армию адмиралу?"
Мы же с тобой дорогой мой читатель не должны уподобиться «Иванам родства не помнящим», и обязаны назвать имя этого выдающегося человека земли русской с такой противоречивой судьбой.
А подсказки?
Так их у меня, нынче, целых три.
***
Первая − фото, вон там вверху.
***
Вторая − вот эта:
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдёт на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит.
И. А. Крылов.
***
Ну, а третья, уже традиционная − кулинарный рецепт.
Макароны по-флотски – достаточно популярное блюдо, известное с начала 18 века. Тогда для моряков блюдо из макаронов, да ещё и с мясом (использовали засушенную в соли дичь) было пищей богов, и употребляли его исключительно на праздники.[1]
НАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
по материалам интернета
1) Четверть кило мясного фарша
2) Грамм пятьдесят свиного сала;
3) Одна головка репчатого лука;
4) Грамм четыреста макарон или рожков;
5) Четверть стакана подсолнечного масла;
6) соль, перец черный молотый по вкусу.
ГОТОВИМ:
Для начала лук режем на кубики и обжариваем в глубокой сковороде или казане, до золотистого цвета.
После чего добавляем фарш и измельченное сало.
Солим, перчим, обжариваем фарш до коричневой корочки.
Лишь после того, как наш фарш обретет нужный нам цвет, добавляем макароны и всё это заливаем кипятком, так чтобы вода полностью покрыла макароны, но не больше! Перемешиваем. Закрываем крышкой. Уменьшаем огонь до минимума. Таймер − на пол часа.
Всё. Приятного аппетита.
[1] − https://dzen.ru/a/W-KQIIOTRQCsRV9c
Александр Ралот (Петренко) - член Союза писателей России, Золотое перо Руси, г. Краснодар