Первый шаг, когда человек переступает порог терапии, нередко бывает весьма болезненным. Клиент начинает терапию, испытывая взрывоопасную смесь надежды и страха. Так бывает, когда клиент обращается за терапией лишь после того, как многочисленные другие попытки разрешить жизненные сложности ни к чему не привели.
Первая встреча с новым клиентом – это непростое время и для психолога. На первой встрече психолог может испытывать сомнения в себе – смогу ли я помочь этому человеку, смогу ли я испытывать такие чувства и отношения к этому клиенту, которые окажут благоприятный эффект на его терапию?
Таким образом, пусть и в разной степени, и психолог, и клиент немного волнуются.
Как мы знаем, на начальном этапе очень важен так называемый преконтакт, то есть важно установить с клиентом доверительные отношения. Однако стремление начинающих психологов очень понравиться клиенту, часто соглашаться с ним приводит к тому, что они опасаются фрустрировать или конфронтировать с ними даже там, где это необходимо для продвижения терапии.
Весьма важно не давать клиентам неоправданные обещания о желаемом результате совместной работы. Имеет смысл не жалеть времени и совместных усилий для формулирования, переформулирования и формирования запроса клиента. Такая работа очень поможет начинающему психологу структурировать свою деятельность. И, опираясь на структуру, продвигать работу с клиентом, имея ввиду, что и планы, и структуру можно пересматривать в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и наблюдениями, не быть ригидными.
Есть ещё одно, кажущееся на первый взгляд, противоречие, с которым сталкиваются начинающие психологи. С одной стороны, психолог должен решать только те вопросы, которые умеет. Мы призываем осмотрительно относиться к применению инструментов и процедур, которые ещё не вполне освоены и осмыслены психологом. С другой стороны, необходимо расширять свои возможности помощи клиенту. Отсюда вывод – надо постоянно повышать свой уровень знаний и умений. Расширять и одновременно углублять профессионализм, овладевая новыми инструментами и закрепляя их в процессе учебы и практики. Если психолог не движется вперед, то, скорее всего, он просто деградирует.
Еще важно начинающему психологу научиться непредвзято относиться к полученной информации от клиента, независимо от сложившегося мнения, юридического или социального положения клиента. Научиться не руководствоваться личными симпатиями и антипатиями. То есть, если хотите, выработать твердый навык выносить за скобки свою личность с одной стороны, и в то же время встречаться и контактировать с личностью клиента с другой стороны.
Что ещё важно?
Психологу гораздо легче ранить клиента своей небрежностью, эмпатическими ошибками или оборонительной позицией, чем наоборот. Опыт показывает, что клиенту сначала необходимо ощутить мое чувственное взаимодействие с ним, прежде чем он сможет принять, что мои наблюдения высказываются из позиции союзника, а не судьи. Клиенту иногда кажется, что психолог слишком много видит. Поэтому бесцеремонное высказывание обладает неким стыдящим потенциалом и сигнализирует отсутствие уважения к серьезному характеру борьбы клиента за то, чтобы установить наиболее творческое приспособление к своей жизни.
Иной раз у психолога бывает уверенность, что его видение проблемы является более легитимным и «правильным», чем видение клиента. Когда психолог, например, рассматривает своего клиента как «искажающего» или «проецирующего», он предполагает, что обладает привилегированным доступом к тому, что «реально». Это характерно для многих начинающих психологов. Иной раз действительно требуется, чтобы психолог на время вынес за скобки свое видение, погрузившись в видение клиента (эмпатическое погружение).
Неуверенные в себе психологи неохотно раскрывают свою работу и имеют обыкновение обвинять клиента под маской «конфронтации клиента с альтернативной точкой зрения» или «конфронтацией клиента с реальностью». Такой психолог не спешит обращаться за супервизией, а также - что крайне прискорбно – крайне неохотно проходит свою личную терапию.
А ведь на личной терапии психологу легче всего узнать про свои собственные точки уязвимости в своей работе. Психологу необходимо осознавать то, какие ситуации обычно бывают для него болезненными, а также «защиты» (особенно контрперенос), которые он использует для самозащиты. Такое осознавание может предотвратить многие терапевтические тупики. Это осознавание может также дать психологу возможность смело и прямо признавать разрывы и тупики терапевтического процесса. Такое признание обычно представляет собой первый шаг к выходу из тупика и, в конечном счете, обогащает терапевтический диалог как целое.
Итак, подведем некоторые итоги, на что крайне важно обращать внимание начинающему терапевту.
- Постоянное обучение и профессиональный рост
- Регулярная супервизия
- Личная терапия
- Установление эмоциональной связи с клиентом на основе эмпатии и безоценочности
Формулирование запроса клиента для структурирования своей работы и возможности проверки эффективности терапии
Людмила Балдина - психолог, супервизор, экспертный член МОО РПП, член комитета по этике МОО РПП, действительный член ОППЛ, г. Москва