Предки этих князей были правителями Дамаска и Антиохии. Их следы можно отыскать и в Ираке, и в Персии, и даже в Египте...
Некоторые из них нашли своё упокоение в самой Мекке! На горе Хира. Именно там пророк Мухаммед открыл текст Корана!
***
А вот Султан Термес, третий сын Баба-Тюклеса (Шестнадцатое колено от Абубекира бен-Райока), гонимый враждебными обстоятельствами, переселился подальше от знойной Аравии, к берегам Азовского и Каспийского морей, увлекая за собой многие племена преданных ему мусульман.
Прошли столетия. На планете, по имени Земля, возникали и исчезали ханства и государства
Сыновья Мурзы, братья Суюмбеки, были посланы ко двору Иоанна Грозного, да там и остались. С тех давних пор они сами и их потомки стали верно служить русским правителям, не изменяя мусульманской вере, но, тем не менее регулярно получая за свой ратный труд солидные жалования.
Известно, что Иль-мурзе царём Фёдором Иоанновичем был пожалован на берегах Волги, под Ярославлем, целый город Романов, да ещё и с посадом.
***
Однажды один из потомков рода, по имени Абдула угощал Патриарха Московского и всея Руси, но по незнанию православных постов, накормил того гусем.
Владыка почему-то угощение, как следует не распробовал, и принял бедную птицу за рыбу, отведал «и зело нахваливал!», а хозяин, (нет бы держать языка за зубами, да помалкивать) возьми да и ляпни:
− Это, мол, не рыба, а гусь лапчатый, однако повар у меня столь искусен, что может приготовить гуся неотличимого, по вкусу от обитателей рек и озёр, здешних.
Услышав это, гость разгневался не на шутку, ибо подобное святотатство ранее с ним никогда.., ну и так далее.
Какие уж там слова в адрес хлебосольного хозяина он высказал, то нам за давностью лет неведомо, но по возвращении в Москву, в сердцах выложил эту историю самому царю-батюшке, Фёдору Алексеевичу.
Недолго думая, самодержец Российский, издал указ, лишающий незадачливого Абдула-мурзу всех пожалований! И богач в одночасье стал нищим.
Бедолага напряжённо думал (дня три, никак не меньше) и принял решение непременно креститься, и будучи человеком православным изучить все премудрости и каноны новой (для него) веры.
Сказано сделано! Его крестили под именем Дмитрий и, конечно же, велели сменить фамилию. А на Руси появился новый княжеский род.
***
В ту же ночь бывшему Абдуле приснился странный сон. Внятный голос произнёс: «Отныне за измену вере не будет в твоём роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут более двадцать шесть лет. Залогом того будет подаренный тебе царский кубок, а потеряешь его- потеряешь всё, род твой прекратится на этой земле!»[1]
Проснувшись в холодном поту, новоиспечённый князь, в назидание потомкам взял, да и дословно записал услышанное проклятие.
Неумолимые годы продолжали свой бег
Представители княжеского рода разбогатели сказочно и принимали наипервейшее участие в жизни новой Родины.
Откроем томик Александра Сергеевича и прочтём:
«…К тебе явлюся я, увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались».
***
Дело в том, что «наше всё», в раннем детстве жил с родителями в московском дворце князя Юсупова. Полагаю, что именно диковинный (созданный на восточный манер) сад, окружавший великолепное здание, послужили в дальнейшем прологом к "Руслану и Людмиле".
Но мы с вами, отклонились от главного, а именно от проклятия!
Оно, как и положено, исполнялось в каждом поколении!
В итоге в конце девятнадцатого века, в семействе Юсуповых не остаётся ни одного наследника по мужской линии. Известная фамилия должна была исчезнуть навсегда. Единственная наследница — красавица и богатейшая невеста России Зинаида Николаевна , портреты которой писали лучшие художники того времени Серов и Маковский, - вышла замуж за праправнука М. И. Кутузова, а заодно и внука прусского короля графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон, генерал-лейтенанта и губернатора Москвы. И император Александр третий, дабы не пресеклась знаменитая фамилия, милостиво разрешил графу Сумарокову-Эльстон именоваться ещё и князем Юсуповым.
Этот титул должен был переходить к старшему из сыновей.
***
В счастливом браке родились и выросли два сына, оба окончили Оксфордский университет. Старшего звали князем Николаем.
Родители уже стали забывать о страшном предсказании. Однако его не забыл Николай. Со стороны, казалось, что он хотел, как можно скорее испытать действие старинного предсказания. Накануне своего двадцати шестилетия он влюбился до безумства в замужнюю женщину. Прилюдно демонстрировал своё расположение к даме сердца. По городу поползли слухи. Оскорблённый муж вызвал наглеца на дуэль.
Июнь 1908 года
Роковой поединок имел место на Крестовском острове. Первым выпало стрелять Николаю. Пистолетом он владел превосходно, но, почему-то на сей раз выстрелил... в воздух... "Тело убиенного... поместили в часовне", - писал его младший брат, к которому перешёл титул князя…... Николай же обрёл последний покой в подмосковном Архангельском.
Революция смела всё
Новая власть реквизировала дома, земельные участки, драгоценности. В последний момент княжеской семье удалось через Крым выехать во Францию. Царский кубок в суматохе смутного времени забрать с собой не получилось.
В одном из бывших княжеских усадеб разместились многочисленные советские учреждения.
***
К часовому, несущему службу, у ворот дома подошла нищенка, − просила пропустить её внутрь, ибо много лет служила господам и хочет забрать свои пожитки, те что лежат в каморке, под лестницей. Часовой, как и полагается по уставу, погнал гражданку вон.
Но проходящий мимо комендант пожалел старуху и провёл её внутрь. Однако на месте каморки возвышалась кирпичная стена!
Растерявшаяся женщина тихо вышла на улицу. А комендант взялся за кирку. Кладка оказалась свежей и сложенной весьма неумело. Три удара мозолистых пролетарских рук и взору служащего предстали сундуки с господским добром. Поверх всего лежал старинный серебряный кубок. Как и полагается, комендант всё имущество по описи сдал представителям Гохрана. Только вот почему-то кубка ни в описи, ни в наличии не оказалось, исчез, как будто никогда и не было!
А комендант помер, аккурат на следующий день на него, вдруг упал кусок лепнины с потолка, несчастный случай на работе, так что про царский подарок более спросить не у кого.
***
В эмиграции остатки княжеской семьи быстро обнищали, и род прекратил своё существование. Проклятие, как ему и полагается, сбылось до конца.
Ну, а ваш покорный слуга, набрался наглости, не побоюсь этого слова и решил предложить кулинарный рецепт обратный тому, которым угощал Абдула самого Патриарха Московского.
Итак, сегодня мы готовим суп-соус от Александра Ралота под шуточным названием
«Если, как следует, запить, то от птицы и не отличить!»
НАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
1) Крабовые палочки: грамм сто-сто пятьдесят.
2) Одна большая луковица.
3) Четыре морковки среднего размера.
5) Пяток зубков чеснока.
6) Масло растительное (подойдёт любое), но я использовал льняное-узбекское.
7) Рис длиннозёрный - узбекский или наш, краснодарский.
8) Специи, зелень и соль − на ваш вкус.
ГОТОВИМ:
Рис моем и закладываем в горшочки. По две столовые ложки, в каждый.
Крабовые палочки мелко режем, делим на четыре равные части и отправляем вслед за рисом.
На крупной тёрке измельчаем нашу морковку, мелко режем лук и кладём всё это на сковородку с предварительно нагретым там растительным маслом. Плотно закрываем крышкой. Ставим таймер на двадцать минут.
Пока наши овощи тушатся, кипятим полный чайник воды. Полтора литра как раз хватит на наши четыре горшка.
Затем получившуюся пассеровку[1] так же делим на четыре равные части и кладём в горшочки.
Сверху в каждый из них добавляем специи и зелень. Сверху, до краёв, заливаем кипятком.
Закрываем крышки. Ставим в аэрогриль или скороварку.
Режимы:
Время варки — 30 минут. Температура 200-205 градусов. Интенсивность − высокая.
***
Такое блюдо послужит прекрасной закуской к любому застолью и главное! Позволит избежать похмелья. Проверено на собственном опыте!
[1] − процесс, при котором происходит частичная перегонка эфирных масел в жир. Это необходимо чтобы при варке овощей в супах и соусах эфирные масла не улетучивались, так как это ухудшает вкус приготавливаемой пищи.
[1]− https://dzen.ru/a/YtEu1PQlgUMe9uKi
Александр Ралот (Петренко) - член Союза писателей России, Золотое перо Руси, г. Краснодар