Историческая травма или что мы несем. Системный подход к личной истории

Ника Анисимова

istoricheskaya travma

Влияние прошлого на настоящее так велико, что переоценить его просто невозможно. Помимо того, что мы уже можем не изобретать колесо, а пользоваться теми мировыми достижениями, которые кто-то когда-то уже совершил до нас, в нас «вшиты» коды истории наших предков. И в каждом гене, в каждой клеточке нашего тела есть эти опыты предков. Их триумфы и неуспехи. Их разочарования и взлеты.

Да. Все эти опыты предков передаются тем, кто приходит в Систему рода после - следующим поколениям. Однако не все так просто. Помимо прошлого опыта нашего Рода, есть еще опыт народа, в который вписано, впечатано то, что назвали - Историческая травма.

Это опыт борьбы, поражений и триумфов не только наших предков, но и

травматические опыты, которые возникли в результате массового группового травматического опыта. Этот передают группы людей (народностей), столкнувшиеся с порабощением, систематическим угнетением. С насилием в любой ее форме.

Чаще всего формой для проявления этой травмы бывает война, массовые репрессии, геноцид, или другие систематические угнетения. Подобные события оставляют глубокие и, подчас, незаживающие раны на психике тех, кто их пережил. Последствия таких исторически тяжелых переживаемых травматических событий, пережитых группой людей, так же передаются от поколения в поколение.

В системной семейной терапии историческая травма рассматривается как фактор, влияющий на динамику семейных отношений и индивидуальное психическое здоровье каждой личности. Она может проявляться в следующих аспектах:

1. Передача травмы: Травматический опыт предков может передаваться от поколения к поколению, создавая циклами повторяющиеся паттерны поведения, эмоций и верований. Это может включать в себя страхи, стрессы, которые не осознаются, но все же влияют на текущие семейные взаимоотношения.

Например, родители, пережившие угрозу или насилие, могут передавать своим детям чувство страха и настороженности, что влияет на их восприятие мира. На ощущение безопасности в этом мире. Такие дети могут усваивать деструктивные модели поведения, такие как агрессия или избегание конфликтов, основанные на семейном опыте и опыте семейной системы. Взрослый человек может бояться, неосознанно например «людей в погонах». Бояться заходить в общественные учреждения госструктур и власти.

Сценарии, связанные с исторической травмой, могут передаваться через рассказы, фотографии или семейные привычки, оставляя у потомков негативные эмоциональные отклики. Бабушки или дедушки рассказывают (или чаще избегают и умалчивают) о том, что тяжелого, страшного, жестокого было в их детстве.

Порой травма становится частью идентичности семьи, что может привести к зарождению чувства гордости или, наоборот, к внутренним конфликтам. Формирование соответствующего сценария поведения происходит под влиянием лояльности Роду.

Лояльность роду — это преданность и верность системе, дающей смысл и принадлежность. Человек верен порядкам и устоям своей родовой системы: её правилам и канонам, возможностям, запретам и убеждениям.  Лояльность роду проявляется в стремлении быть таким же, как предки, разделять их ценности, видение, идеалы. Человек, на бессознательном уровне, стремится подражать моделям и сценариям Родовой Системы, потому что боится быть отвергнутым своим Родом, своими родными.  Проявляться лояльность может в разных аспектах жизни: в уровне или форме образования, достатке, выборе профессии, состоянии здоровья и т.д.

Если предки испытывали дискриминацию, потомки могут развить защитную реакцию против внешнего мира, что ведёт к недоверию и изоляции. Это тоже может быть из лояльности к своей Родовой Системе, и проявлять эту лояльность человек может разными способами. Бороться или не бороться против Системы власти.

Повторение судьбоносных сценариев из поколения в поколение. Например, если у бабушки (прабабушки) не сложилась личная жизнь или она потеряла ребёнка, то внучка из-за любви к своей бабушке повторяет её судьбу.

2. Психологические последствия: Члены семьи, непосредственно не пережившие травматические события, могут все равно испытывать влияние этой травмы. Это может проявляться в форме тревожных состояний, депрессии, агрессивного поведения или трудностей в установлении доверительных отношений. Роли, модели поведения как Жертвы, так и Агрессора, могут проявляться, причем иногда даже совершенно неадекватно ситуации.

Например, кто-то сделал ничего не значащее замечание, а реакция на него может быть чрезмерный гнев и агрессия. Как в фильме «Кавказская пленница» «Я же только вошел».

И, соответственно, сценарии, по которым разыгрываются такие модели даже не замечаются, не отслеживаются и потому человек, носитель этого «вируса» не может с ним ничего сделать. То, что неявное, что в тени – становится судьбой, как писал К.Г. Юнг.

3. Социальные и культурные контексты: Историческая травма также соединена с идентичностью группы. Потеря культуры, традиций и языка может привести к чувству непринятия и потери, что усугубляет эмоциональные страдания.

4. Восстановление и исцеление: В процессе терапии важно распознавать и обсуждать эти травматические истории, чтобы создать пространство для исцеления. Это может включать в себя восстановление связи с культурными корнями, создание новых семейных нарративов и поддержку взаимопонимания внутри семьи.

Системный семейный терапевт может использовать различные техники, такие как генограммы (семейные деревья), чтобы визуализировать и исследовать влияние исторической травмы на текущие отношения в семье. Расстановочные практики, чтобы проявить динамики и дать им внимание и признание.

Техники арттерапии для проработки и помощи семье выстраивать новый, более позитивный и поддерживающий родовой контекст. Это очень важная тема для исследования как в рамках семьи, так и в рамках народа. И поэтому эти и другие модели мы разберем на ближайшей конференции. Потому что время идет, а исторические травмы и межпоколенческие травмы рода если не проявить, так и будут исподволь влиять на народ, который живет и страну, которую этот народ создает.

Сделаем практическую работу для каждого, кто придет на нашу лекцию. Что бы прояснить влияние фигуры больших Систем на личность сегодняшнего дня.

На лекции я расскажу основные моменты формирования системных Динамик, Семейных Динамик. Покажу в чем их отличие и каково их влияние

Проведем для всех расстановочный процесс «Влияние Системной фигуры (фигуры вoйны, например) на каждую конкретную личность».
Работу в тройках для каждого участника нашего мастер-класса.


Ника Анисимова - травматерапевт, расстановщик, телесный терапевт, супервизор различных модальностей, член ОППЛ, автор тренингов, книг, различных проектов, как профессиональных, так и творческих, как в России так и за рубежом, г. Москва

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация