Горская Галина Борисовна. Часть 1

gorskaya1

Уважаемые читатели! Сегодня, когда каждый из нас следит за олимпийскими играми, переживает за Камиллу Валиеву, возмущается по поводу всевозможных репрессий, которые устраивают нашим спортсменам, болеет за наших спортсменов, восхищается красотой прокатов фигуристов, скоростью конькобежцев, командной борьбой хоккеистов, мы решили взять интервью у доктора психологических наук, заведующей научно-исследовательской лабораторией Университета физической культуры, спорта и туризма, доктора психологических наук, профессора Горской Галины Борисовны.

Инна Силенок: Галина Борисовна, сейчас комментаторы олимпийских игр достаточно часто говорят о том, что победа спортсменов – результат командной работы самих спортсменов, тренеров, психологов, массажистов, и так далее. Раньше об этом говорили намного реже. Есть такая информация, когда был первый опыт помощи спортивных психологов в мире спортсменам?

Галина Горская: В 1897 году американский психолог Норман Триплетт показал, что присутствие зрителей улучшает результаты спортсменов-велосипедистов. Еще одним американским психологом, которого называют одним из пионеров спортивной психологии,  является Колмен  Гриффит,, который изучал влияние психологических факторов на футболистов и баскетболистов. В нашей стране первым в 1901 году указал на значимость психологических факторов в спорте и физической культуре классик спортивной педагогики П.Ф. Легафт.

gorskaya2

Инна Силенок: Это очень интересно. А с какими именно проблемами начинали когда-то работать спортивные психологи, работая со спортсменами?

Галина Горская: Такие активные работы начались с отдельными спортсменами по поводу соревновательного стресса и неблагоприятных эмоциональных состояний, которые приводили к тому, что спортсмены не показывали своих результатов на соревнованиях, и они были хуже, чем на тренировках.

Инна Силенок: Когда это было?

Галина Горская: У нас активная работа со спортсменами в истории началась во второй половине семидесятых годов, и всё более активно развивалась. И особенно активизировалась в связи с подготовкой к Олимпийским играм 1980 года в Москве.  В американском олимпийском комитете появились психологи, в 76-м году прошлого столетия. То есть это когда появились психологи в Лэйк-Плэсиде, на базе олимпийской подготовки

Инна Силенок: А у нас?

gorskaya11

Галина Горская: У нас первое поколение в те же годы - это был Анатолий Васильевич Алексеев - врач психотерапевт, много работал со спортсменами, Леонид Давидович Гиссен, который сам был спортсменом гребцом высокого класса, доктор медицинских наук и психологических наук, а также профессор Родионов - бывший фехтовальщик, доктор педагогических наук, - во второй половине семидесятых годов уже активно работали со спортсменами, но это касалось больше отдельных высококвалифицированных спортсменов. Ещё надо назвать Геннадия Дмитриевича Горбунова, который тогда начинал, да и сейчас продолжает работать с пловцами. Тогда и сейчас главной проблемой было то, что спортсмены не могут успешно справиться со стрессом на соревнованиях.

Инна Силенок: А сейчас появились какие-то другие проблемы и задачи или в принципе психологи работают с тем же?

Галина Горская: Проблема стресса остается актуальной, хотя в ней проявляются новые акценты, например долгое время все проблемы преодоления стресса были привязаны к личности спортсмена. То есть выяснилось то, какие личностные качества обеспечивают устойчивость к соревновательному стрессу, каким умениям можно обучить человека, а сейчас появилось понимание, что таким источником стресса оказывается среда, и поэтому стали уделять внимание организационному стрессу у спортсменов, источники которого могут быть самые разные. От государственной политики до взаимоотношений с тренером, с членами команды, и так далее. То есть стали обращать внимание на то, что задачи  психолога  не могут ограничиваться  индивидуальной работой со спортсменами, нормализацией неблагоприятных состояний в острых ситуациях.  Иначе говоря, долгое время в поле зрения психологов  был острый стресс. А сейчас, стали понимать, что есть стресс хронический, который ведёт к выгоранию, и его источники — это долговременные действующие на спортсмена факторы. Они в значительной степени связанны с организацией подготовки, либо с тем, что тренировки проводятся не в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов. Либо позиция федерации, руководства команды такова,  что вызывает стресс, либо стиль руководства тренера, стресс вызывает, - иначе говоря, появилась другая задача. Нужно вычислить эти источники и исключить их влияние. Для спортсмена важным организационным фактором является отбор. Если удалось преодолеть ситуацию нарушения правил отбора, спортсмен уверен, что будет так, как объявлено. Сейчас стало понятно, что надо осознавать, отдавать себе отчёт, что спортсмен не один раз участвует в соревнованиях, а у него его спортивная карьера может длиться 20 лет.

gorskaya5 1

Инна Силенок: Ему надо выжить в этих всех ситуациях.

Галина Горская: И он всё время испытывает воздействие, которое вызывает напряжение, не говоря о том, что постоянно живёт в условиях конкуренции. Получается, что долгое время не осознавалось, что есть источники напряжения, которые не в сию минуту воздействует, как например на соревновании что-то возникло.

Инна Силенок: Общий системный постоянный стресс.

Галина Горская: Система сама стрессогенная может быть, и к нам тренер может привести спортсмена, у которого психические перегрузки, но я-то вижу, что их тренер создал своей системой работы.

Инна Силенок: Расскажите подробнее, как начиналась у нас психологическая работа со спортсменами высокого класса?

Галина Горская: Она началась у нас активно в семидесятые годы, и она очень активизировалась в связи с подготовкой к олимпийским играм 80-го года. Тогда в теперешнем Психологическом институте РАО (Российской академии образования), была создана лаборатория психологии и физической культуры и спорта как структура, которая должна была помогать готовить спортсменов к соревнованиям. И я бы хотела сказать, что на тот период отечественная психология спорта находилась на передовых позициях в мире. Работами наших спортивных психологов очень интересовались и в европейских странах, и в Соединенных Штатах, активно переводили работы наших психологов, отслеживали очень последовательно, потому что иногда даже можно было в американских работах увидеть смешные опасения по поводу олимпийских игр 80-го года. Например я увидела в одной из работ как меру психологической подготовки американских спортсменов к олимпиаде 80-го года адаптацию к красному цвету, который с их точки зрения будет доминировать на спортивных аренах, и может вызывать такое напряжение повышенное у спортсменов.

gorskaya9

Такие, казалось бы, странные опасения, а с другой стороны, было видно в американских работах, посвящённых психологическим вопросам того времени, крайне высокое внимание к работам наших отечественных психологов. Переводились их монографии, они активно участвовали в международных конгрессах, и самое главное преимущество на тот момент в нашей отечественной психологии, - с одной стороны фундаментальная теоретическая база, а с другой стороны активное включение в практическую работу. Потому что там - я прочитала в одной из американских работ, - размышления по поводу того, что авторитарная система Советского Союза имеет как много минусов, но имеет и плюс, потому что именно за счёт сильной государственной поддержки спорта у нас во все сборные команды были внедрены комплексные научные группы, которые занимались обеспечением и медицинским, и биохимическим, и психологическим, и педагогическим, в результате чего, наши спортсмены приобретали очевидные преимущества. И такой развитой психологической и практической работы в других странах не было. Это можно было увидеть даже по публикациям того времени, что на спортсменов ещё издали смотрели зарубежные психологи, практической работы с ними не осуществлялось, в отличие от того, что происходило у нас.

Инна Силенок: Получается, в этом смысле мы ещё и в авангарде находимся?

Галина Горская: Находились. Нужно сказать, что на работу отечественных психологов наложило большой отпечаток то, что у нас произошло после распада Советского Союза. Лет на 10 или даже чуть больше, практическая работа если не до нуля свелась, то почти прекратилось, прекратились и исследования.

Инна Силенок: Это же во всей науке было. Это просто был период, когда наука стала не нужна.

Галина Горская: И получилось так, что если мы говорим о современном состоянии, то мы видим, что с одной стороны у нас проявляются те же тенденции, что и во всём мире. Иначе говоря, увеличивается количество психологов, которые работают со спортсменами. Во всех странах. Во всём мире, и у нас это происходит также. Мы сейчас видим, на мой взгляд отрадное явление, стихийное отчасти, - что большое количество психологов включаются в работу с юными спортсменами, что есть Федеральное Медико-биологическое агентство, которое организует работу с национальными сборными командами, и с другой стороны есть руководители и специалисты детских спортивных школ, или руководители других организаций, где ведётся подготовка спортсменов, которые привлекают психологов к своей работе. Иначе говоря, если мы проанализируем, кто участвует в конференциях, кто включился в работу Ассоциации спортивной психологии, - мы увидим, что есть много психологов-практиков, которые стали работать со спортсменами в силу своих личных интересов.

gorskaya7 1

Но конечно нам нужно сказать, что позиции отечественной спортивной психологии в определенной степени утрачены, и что их нужно, отчасти, отвоевывать. По работам психологов за рубежом видно: то ли сами они потом пришли, то ли увидели на примере нашей психологии, что это конструктивная позиция, но сейчас я отслеживаю, что происходит в этой сфере, - зарубежные психологи с одной стороны нарастили практическое участие в подготовке спортсменов, а с другой стороны активно используют исследовательские теоретические наработки. Я, например, нашла разработку канадских психологов под названием «Теория само-детерминации для тренеров». С одной стороны, где теория, и где работа тренера? А с другой стороны, психологи показали, как одна из самых популярных современных теорий мотивации позволяет улучшить работу тренера, сделать её более соответствующей потребностям спортсменов разного возраста. Иначе говоря, в очень понятной форме показывают, какие ресурсы открылись благодаря исследованиям, и такая тенденция очень хорошо просматривается при том, что у нас большое увлечение сохраняется «пожарной» помощью. Психологи очень охотно осваивают разные психотерапевтические техники, которые помогают справляться с психологическими проблемами, что, безусловно, полезно, но это стратегических проблем подготовки спортсменов не решает.

Сейчас понятно, что психологическая помощь должна быть проактивная, и я бы хотела сказать, что эта необходимость проактивного подхода к психике человека и к созданию ресурсов благополучия даже за пределами спорта строится именно в этом ключе. Что нужно работать проактивно, заранее создавать ресурсы, которые помогут людям адаптироваться, например, в том, в каком меняющемся мире мы живём. Если не будет ресурсов адаптации, то не будет возможности справляться с этим, и мы будем сталкиваться невероятным ростом количества неадекватных людей, требующих психологической помощи иногда клинического уровня. И я хотела бы сказать, что нашла признаки разума в этом отношении очень давно. Например, один из провидцев такого подхода был Абрахам Маслоу, который в семидесятые годы прошлого столетия написал, что современная жизнь требует нового человека. Который нормально бы воспринимал те постоянные перемены, которые у нас происходят. А с другой стороны, ближе к подготовке спортсменов несколько позже 80-х годов увидела очень интересную работу в материалах по проблематике преодоления стресса, в которой автор  статьи говорит, что навыки преодоления стресса - это не вопрос психотерапии, это вопрос образования. И он предложил такую интересную форму начального образования, как три R: reading, writing, relaxation (чтение, письмо, релаксация).

gorskaya8

Я увидела это в зарубежных работах 80-го года в материалах симпозиума по преодолению стресса, - он в Англии проводился. - Обратите внимание: релаксация как метод преодоления стресса ставится в один ряд с такими фундаментальными умениями, как чтение и письмо.. Счёт как еще один  фундаментальный навык не поместился потому, что называется на другую букву. Письмо и чтение оказалось у него в одном ряду, он поставил в один ряд с такими фундаментальными навыками как навык релаксации, то есть один из способов преодоления стресса, и он это презентовал как формулу начального образования и говорил о том, что именно на уровне образования должны формироваться ресурсы преодоления стрессов. Получается, это совершенно правильная точка зрения, что мы должны работать проактивно, тогда у нас получится возможность создать ресурсы. Наша задача помочь спортсменам полностью раскрыть себя. На основе того, что мы дадим им возможность раскрыть ресурсы и поможем их нарастить. И поможем компенсировать слабые стороны, которые непременно бывают у человека.

Потому что спорт отличается от многих видов деятельности тем, что он предъявляет очень сложные и жёсткие требования, и требования противоречивые. Со одной стороны, человек должен быть устойчив к стрессу, с другой стороны он должен терпеливо работать на тренировках, выполнять монотонную работу. И оказывается, что люди, которые устойчивы к стрессу, не устойчивы, как правило, к однообразной и монотонной работе, которая может создавать трудности во время реализации своих возможностей. Об этом очень хорошо написала Татьяна Тарасова, известный тренер по фигурному катанию. Она говорила о своих учениках - Моисеевой и Миненкове, что в пору, когда они выступали, была в спортивных танцах обязательная программа, где нужно было очень точно выполнять технические элементы, то есть рисовать на льду круги, восьмёрки и так далее. Что Моисеева и Миненков не выносили практически. И все её призывы включаться с полной отдачей в эту работу отклика у них не находили. Они говорили: «Мы творческие люди, мы работаем над произвольными программами, нам это интересно, мы выкладываемся, активно включаемся, - а это вот нам не интересно!» И даже не внимали тем аргументом, что из-за потери на этапе обязательной программы они создают себе сложности в дальнейшем.  С другой стороны в спортивных играх в единоборствах нужно быстро принимать решения. - Кто быстрее принимает решения? – Эмоционально реактивные. С другой стороны они сильно выплескиваются функционально, у них нестабильный результат, то есть они могут блеснуть, а потом проваливаться, они могут быть сложными в общении, и тренерам кажется, что лучше от таких людей избавляться, чтобы жить спокойно и нервы свои не тратить. Но может статься, что при таком подходе, «выплеснули» бы наиболее выдающихся спортсменов. Я в своей практической работе с командой по парусному спорту столкнулась с предложением тренера отобрать эмоционально стабильных спортсменов, вывести из состава сборной команды тех, кто эмоционально нестабильный. Я оценила эмоциональную стабильность и нестабильность, и показала что было бы результатом такого подхода: тогда пришлось бы выгнать всех спортсменов, которые были победителями чемпионатов мира, олимпийских игр, европейских первенств. Потому что особенности вида спорта таковы, что происходит соревнование, в крайне неопределённых, постоянно меняющихся условиях. Плюс если учесть то, что если надо принимать решения мгновенно, и если бы отобрали очень спокойных, эмоционально стабильных, то мы бы лишились всех побед, которые происходили. Это частая ситуация в спорте, поэтому мы, конечно должны понимать, что есть ресурс, и есть профессионально важные качества, но они же могут дать барьеры определённые, но нам надо понимать, что всё-таки надо делать ставку на сильные стороны, находить способы преодоления барьеров, а не избавляться от людей, которые вам неудобны.

gorskaya4 1

Инна Силенок: Галина Борисовна, Вы сказали «раскрыть себя», то есть, если я правильно понимаю, речь идёт о теме аутентичности да?

Галина Горская: Ну да, можно так сказать.

Инна Силенок: При этом получается, что есть спорт высоких достижений, это колоссальный труд, надо пребывать в системе, жёстко следовать всем этим предписаниям системы, быть в рамках, соблюдать все правила, «идти постоянно в ногу». А тема аутентичности - по факту, человек, который способен победить, он, как правило, неординарная личность, с какими-то своими особенностями. Что на сегодняшний день говорит наука спортивная психология о том, как с этим работать?

gorskaya10

Галина Горская: В спортивной психологии и вообще в подготовке спортсменов очень важное место занимает проблема индивидуализации работы со спортсменами. Чем выше класс спортсмена, тем она  более значима и важна. Проблема индивидуализации  подготовки спортсменов, имеет очень длительную  историю, и таким большим важным этапом были работы по индивидуальному стилю деятельности, который бы соответствовал  индивидуальности спортсмена. Но индивидуальный стиль понимался как соответствие техники и тактики индивидуальности спортсмена. А устойчивости к стрессу как условию реализации индивидуального стиля в соревнованиях внимания уделялось меньше. Поэтому вы можете столкнуться со спортсменом экстра-класса, который к вам подойдёт с вопросами: «вот я успешно выступлю в этом сезоне или нет»?

Невнимание к психологической подготовке к соревнованию может приводить к неуверенности в прогнозировании спортсменом своих шансов на успех,  несмотря на опыт и имеющиеся достижения. Конечно, в спорте уделяется большое внимание индивидуализации подготовки, причём не только высококлассных спортсменов. А есть ещё такие варианты индивидуализации, которые долго считались не реализуемыми, например, как индивидуализировать работу с детьми. Взрослые спортсмены высокого класса тренируются практически индивидуально, тренер может работать с одним, с двумя спортсменами, тремя, но не больше.

gorskaya3

А с начинающими тренер работает с группой 25 человек, и вопрос возникает, как индивидуализировать их подготовку, и спортивные педагоги нашли такой  выход промежуточной дифференциации подготовки  То есть делаются попытки разбить группу из 25 человек на микро группы из более или менее близких по индивидуальным особенностям юных спортсменов, чтобы внести элементы специализации подготовки в зависимости от их индивидуальных особенностей. Это, надо сказать, считается очень важным. Максимальное достижение соответствия характера подготовки индивидуальности спортсмена – это непростая задача, потому что она касается многих сторон жизни спортсмена в спорте. А разные составляющие подготовки спортсменов могут предъявлять к личности спортсменов противоречивые требования.

Они и те же индивидуальные особенности спортсмена могут обеспечивать легкость решения одних задач подготовки и затруднять решение других. Успех индивидуализации подготовки зависит и от того, удается ли тренеру сделать спортсмена не марионеткой в своих руках, у субъектом деятельности, готовым осознанно и активно решать свои задачи. От этого очень зависят успехи спортсмена, поэтому сделать человека субъектом своей подготовки - это принципиально важно.

Гимнастки или фигуристы музыкальное сопровождение для своих композиций подбирают сами, так как оказалось, что в зависимости от индивидуальных особенностей, предпочтения разные. Если удается соотнести индивидуальность и вот этот компонент работы, то достигаются более высокие результаты.

Инна Силенок: Тело резонирует на определённую музыку, у каждого человека свою, и это, по идее, должно влиять в том числе на спортивный результат,

Галина Горская: Получается, что влияет. И поэтому даже в такой области индивидуализации работает приведение её в соответствии с индивидуальностью, это очень важно. Сами высококлассные спортсмены говорят, что современный спорт высших достижений - это прежде всего борьба личностей. И кто более личностно зрел, кто более субъектен, тот имеет преимущество, и поэтому, важно способствовать тому, чтобы спортсмен понимал такую позицию. У спортсменов разная готовность к этому. Есть категория спортсменов, которые говорят, какой мне нужен тренер, - чтобы он мне говорил, что надо делать, я буду это делать и буду всегда выигрывать. То есть человеку не хочется быть субъектом, он готов быть объектом опытного человека, который его выведет на высокий результат. А есть спортсмены, которые не хотят так взаимодействовать. Пример тому Ирина Роднина, которая на каком-то этапе своей карьеры ушла от тренера Станислава Жука, который её видимо ставил в рамки объекта, она на каком-то этапе перерастает рамки, и перешла к такому тренеру, который дал ей возможность быть субъектом. Это тоже очень важная сторона работы со спортсменами.

Инна Силенок: Галина Борисовна, сейчас изменилась тенденция. Раньше люди становились чемпионами, какую-то пару или женщину или мужчину индивидуально тренировали, личностно развивали, этот человек или пара чувствовали себя чемпионами и победителями, и становились многократными чемпионами. А сейчас мы можем обратить внимание на то, что каждый год меняются чемпионы мира, причём во многих видах спорта, каждый год у нас меняются европейские чемпионы, и у нас постоянно совершенно новые лица. Что происходит? Это какое-то вообще ускорение, это ускорение в подготовке, или это другой подход, - почему так?

gorskaya14

Галина Горская: Нужно сказать, что спорт и все другие стороны нашей жизни очень активно развиваются. Поэтому получается, что усложнение требований, совершенно иные подходы, которые отличаются, - они вполне могут к этому приводить, особенно если тренер не отслеживает этого. Я очень кстати, в связи с учебными занятиями, прочитала интервью Тамары Николаевны Москвиной в газете "Аргументы и факты", которая прямо как по учебнику сказала: «Закончился олимпийский цикл, закончились олимпийские игры, и мы начинаем подготовку  с анализа того, как изменится тенденции в виде спорта, что нового произойдёт, какие тенденции появятся, чтобы мы подготовили спортсменов именно к этому». Иначе говоря, в спорте, по крайней мере, ведущие тренеры придерживаются проактивного подхода, спортивные специалисты называют это принципом, опережающим  постановки задач, и возможность прогнозировать подходы позволяет тем, кому это удается, всё время быть впереди. Вы сейчас видите, что в женском фигурном катании появились запредельные технические элементы, которые освоили молодые спортсменки девушки 15-16 лет. Их старшие коллеги попали в ситуацию того, что уже не могут освоить эту технику, то есть фактически спорт изменился так, что они включиться в новые тенденции не могут, и они не могут конкурировать со спортсменами которые на гребне этих изменений находятся, поэтому и получается, что таких удерживают виды спорта.

Мы сейчас видим на олимпийских играх: в третьей в четвёртой олимпиаде человек участвует, есть стрелки, которые до 50 лет выступают, и получается, что есть достаточно консервативные виды спорта, где изменения не проходят так стремительно, как в художественной гимнастике, в спортивной гимнастике. Я вообще с удивлением в интервью Алины Кабаевой, известной гимнастки, услышала совершенно невероятные вещи по поводу тенденции развития художественной гимнастики. Кабаева говорила, что в период, когда она сама выступала, наши гимнастки были по сложности композиций, насыщенности элементами впереди большинства спортсменов, то есть у них существовали «они и все остальные», как сейчас говорят про Камиллу Валиеву. - Она потрясающая!

Инна Силенок: Я плакала! Я просто рыдала, смотря её вступление, - она на меня так сильно действует.

Галина Горская: Получается, что так быстро всё меняется в этом мире, так быстро меняется всё в этом виде спорта, что удержаться невозможно,

Инна Силенок: Галина Борисовна, получается, что те виды спорта, в которых большой процент составляет творческий компонент, - они очень быстро меняются, и развиваются. А те, в которых нужно чётко выполнить какие-то элементы движений, - прицелился, выстрелил, проехал, у них там всё значительно более стабильно.

Галина Горская: Получается, что да, есть виды достаточно консервативные и плюс ещё есть технические виды, где многое значит оснащение, например санный спорт, парусный спорт, где меняется техника, и получается, что изменение техники физической ведёт к изменению спортивной техники, и получается, что кто-то может включиться в освоение, а кто-то нет. Нужно сказать что спорт прогрессирует так быстро, что фактически останавливаться нельзя. Я хочу продолжить о Кабаевой, - международная федерация приняла решение совершенно «замечательное», запретить такие насыщенные программы, и сейчас количество элементов в композиции уменьшилась, по сравнению с теми, которые были во времена Кабаевой, потому что федерация решила, что если оставить как есть, то тогда будут «русские и все остальные».

gorskaya15

Инна Силенок: Это похоже на то, как сейчас ходят споры, что нужно запретить пятнадцатилетним фигуристом выступать на взрослых соревнованиях.

Галина Горская: Да, получается, что если ты не можешь дотянуться, то надо запретить.

Инна Силенок: Это у нас общая тенденция, это же тема зависти, Галина Борисовна, это же катастрофа просто!

Галина Горская: Дело в том, что у нас сейчас зарубежные спортсмены очень обрадовались, когда репрессии по отношению к нашим спортсменам по поводу допинга были, потому что они избавились от соперников, и сейчас говорят норвежцы: «зачем допустили русских на соревнования? Зачем нам нужны соперники?» Деградация такая происходит в олимпийского движения, с этой точки зрения. В спорте, получается, нельзя остановиться, если вы хотите быть конкурентоспособными, я студентам привожу пример ещё одного спортсмена, прыгуна с вышки, Ильи Захарова, который был чемпионом олимпиады в Лондоне, а в следующей олимпиаде стал четвёртым. И когда у него спрашивали, почему так получилось, он ответил что у него в Лондоне были такие прыжки, которые никто выполнить не мог, то есть он опережал всех остальных, решил, что ему до следующей олимпиады этого хватит. И всё поменялось, за четыре года у него появились соперники, которые такую же программу имели. Несколько лет назад был чемпионат мира по легкой атлетике в Лондоне, я запомнила, потому что там наши спортсменки - герои ситуации, прыжки в высоту, все кто получил медали, показали один и тот же результат, то есть по результатам никто никого не превзошёл, и разница между ними была только в том, с какого количества попыток они на этот результат вышли. Это пример того, насколько жестка конкуренция.

Инна Силенок: Галина Борисовна, Вы упомянули про Ассоциацию спортивной психологии расскажите о ней, пожалуйста!

Галина Горская: Одна из очень существенных задач работы психологов со спортсменами - это объединение тех людей, которые работают для того, чтобы обеспечить квалифицированную помощь. Спортивные психологи сделали очень важный шаг чуть больше года назад, создав Ассоциацию спортивной психологии. Ассоциация объединяет психологов, которые работают в университетах, то есть тех, которые готовят кадры и ведут преподавание, психологов консультантов, психологов практиков, которые ведут сопровождение работы со спортсменами. Эта работа очень ответственная, потому что, с одной стороны, на основании мнения психологов могут приниматься важные для спортсменов решения, которые должны сделать тренеры или руководители спортивных организаций или спортивных команд. С другой стороны, очень важно, чтобы в правильном направлении велась психологическая помощь, и сейчас подготовка спортсменов - практически это многолетний очень серьезный проект, который должен вывести спортсмена на пик его возможностей. Это значит, что психологическая помощь не может заключаться в том, что можно было бы назвать аналогом скорой помощи, когда психолога приглашают, когда у спортсмена возникли явные психологические проблемы и психолог нужен был для их решения. Всегда возникает вопрос, кто будет сопровождать спортсменов на соревнованиях, и длительное время для психологов не находилась места, и объяснялось это всякого рода проблемами. С другой стороны, психолог мог услышать вдруг ночной звонок, когда руководитель команды говорит "Есть ли у вас загранпаспорт? - Быстро берите билеты, приезжайте, у нас форсмажорная ситуация". Это такой пример типичного отношения к психологической помощи. Она долгое время воспринималась как пожарная служба или скорая помощь. Сейчас совершенно очевидно, что так решить проблему спортсменов невозможно. По нескольким причинам. Во-первых, чем выше уровень спортсмена, тем сильнее конкуренция, всё время возникают проблемы поиска ресурсов, которые помогут хоть небольшое преимущество спортсмену приобрести. И возникает вопрос, за счёт чего возможно это преимущество, и тут мы обнаруживаем что преимущества куются тогда, когда спортсмен был ребёнком. Когда ему нужно было в 7- 10 лет развивать особые психомоторные способности, которые обеспечивают очень точное управление движениями, и они создают ресурс в совершенствовании технического мастерства. Например, в биографии многих выдающихся пловцов оказалось что большинство из тех, кто стал рекордсменами, чемпионами, победителями, они пришли в плавание не в семь лет, как дети приходят в спортивную школу, а в 12, 13. То есть, казалось бы, что уже достаточно поздно, но это были дети очень активные, и до 12-13 лет они занимались гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми, самыми разными видами спорта, и в конце концов выбрали плавание для того, чтобы совершенствоваться.

gorskaya12

И возникает вопрос, почему они преуспели, а не те, кто с детства плаванием занимался? И психологи, и спортивные педагоги дают ответ, что включение в разнообразную двигательную активность - это такой стихийный способ развития общей психомоторики. Которая потом дает ресурсы повышения мастерства в определённом виде деятельности. Если же ведется узкоспециализированная подготовка спортсмена с детства, то он этого ресурса лишается. Это проявление более общей закономерности, которую в свое время сформулировал Борис Герасимович Ананьев. Он говорил о том, что любые специальные способности развиваются на базе общих. И если вы не разовьете общие способности, то тем самым вы поставите барьер для развития специальных. Поэтому, если отвлечься от работы со спортсменами, многие психологи высказывают сомнения, например, в целесообразности создания профильных классов в средней школе, потому что это рассматривается как сокращение базы развития общих способностей. Которые стратегически могут, так сказать, перекрыть пользу от того, что, казалось бы, создаются условия, для более осознанного профессионального выбора. То есть, иначе говоря, получается, а в спорте это особенно актуально, потому что спортивная карьера начинается рано, и дети могут уже как мы видим сейчас по олимпийским играм, в 15 лет выступать на олимпийских играх. На мировом уровне и больше того выступать очень успешно. Это значит, что велась подготовка так что у них есть ресурсы, для этого. Сейчас все понимают: и отечественные, и зарубежные специалисты, - что от реактивной помощи надо переходить к проактивной, иначе говоря, заранее создавать ресурсы, в том числе психологические, которые помогут спортсменам преуспеть по мере того, как они будут приобретать мастерство. Мы должны эту работу начинать с детства. Традиционно психологическая работа проводилась всегда со спортсменами высокого класса.

Через месяц мы предложим вашему вниманию продолжение Интервью с профессором Горской Галиной Борисовной.


 Интервью взяла Инна Силенок