С юных лет купеческий сын Иван грезил посетить заморские берега. Видел он, какие товары батюшка оттуда привозит. Нечета местным. Что ни вещица, то забава. Думалось Ивану, что живут безбедно и вольно за морем люди, раз столько развлечений создают. Раздумывал он себе и невесту заморскую подыскать.
И вот настал час Ивану сменить батюшку. Теперь отец дома в лавке торговал, а сына в дальний путь снарядил и с другими купцами на одном корабле за море то и отправил.
Плывёт Иван, радуется, мечтает, да размышляет: «Эх, коли там так хорошо, так может, и жить там останусь, когда родители представятся?».
И вот причалили купцы русские к чужому берегу, где крупный город стоял. На пять дней остановка. Стал Иван с другими купцами товары продавать, да диковинки для закупа искать, да выведывать, как живётся тут люду разному. Видит он, складно всё получается. Деньги даёт, товар берёт. Люди довольны. Долго он так ходил. Укрепился в мыслях, что хочет на заморском берегу корни пустить. Так четыре дня в сладостных мечтах и пролетело.
Осталось у Ивана времени всего один денёк до отплытия, и думает он: «Товары скупил. Отец доволен останется. Стало быть, можно и заглянуть дальше торговых рядов несметных. С житьём-бытьём местным познакомиться. Как-ни-как, а жизнь человека не только из одной работы состоит, нужна ещё и пища духовная. Заодно прознаю, какие тут девушки живут, а может, и какую засватаю».
Оделся он в лучшие одежды, как жених, и пошагал по городу. Идет, радёшенек, улыбается. Да только скоро стала блеклой его улыбка. В корчме подавал мужик с бородой в платье нелепом. Девушки по улицам ходят как силачи из цирка, мышцами играют, да наколками пугают, кричат, что опостылело им детей рожать, для себя только жить хотят. Унылые лица стариков из окон богаделен смотрят, свозят их туда доживать, никто о сбережении мудрости не заботится, детям малым не передаёт. Ринулся Иван в театр, и там срам. Люди нагими по сцене скачут, дикие песни орут. Кинулся купеческий сын вон из того театра. Смотрит, на площади люди собрались. Кукольное представление идёт. Он туда.
«Дай-ка, — думает Иван, — сказки их послушаю. Ведь ещё прадед сказывал, что о традициях народа по его сказаниям, да былинам узнать можно».
Пристроился он в сторонке и диву даётся. Что ни сказка, а там вместо мудрости житейской о халявных барышах толкуют. Обмани того, у кого золото есть, и будет тебе счастье. Пронырливые герои только. Всё норовят стащить то золотую курицу, то арфу волшебную или просто златом серебром чужим поживиться. За просто так всего хотят. Угадать желают. Сытная жизнь их интересует. Словно и не ведают ничегошеньки о жизни духовной.
«Где же созидание-то?» — ударила мысль молнией сына купеческого.
Затряс он головой как от дурного сна и дальше пошёл. Видит, народ толпится, не подступиться. Кое-как втиснулся Иван, да пробрался в самую середину, а там куча мусора лежит. Люди вокруг стоят, да восхваляют художника её создавшего. Зашевелились волосы под шапкой у Ивана от искусства такого. Побрёл он к пристани.
Идёт и думы невеселые разбирает: «Что же это делается? Дома коли какой мастер творит, то это и глазу, и сердцу приятно, а тут всё отвратное такое. Как я мог мечтать о заморской невесте? Чему она детей научить сможет?».
Вдруг увидел Иван очередь длиннющую. Не хочет уже смотреть, чего там народ желает увидеть. Идёт дальше, а вереница людская всё вьётся, не кончается. Любопытно ему стало, что же там такое. Выискал он, куда очередь ведёт, подошёл близко и встал как громом поражённый. Оказывается местные торговцы, что в первые дни все товары с русского корабля прикупили, втридорога их в особом доходном доме выставили.
Всё признал Иван. И Псковские льняные ткани с меховыми шубами Сибирскими. Оружие из булата, да стали дамасской Новгородские. Иконы расписные Московские. Изделия ювелиров Костромских. Ковку, да чеканку Черниговскую. Холмогорских резчиков товары из кости моржовой. Изделия из хлопка да пряности из Азии. Словно по всей Родной сторонушке взор прогулялся.
Пронзила тогда сына купеческого тоска по дому, завздыхал он с горечью, да осмыслил: «Ах, вот оно что. Тут созидать не научились, торгуют мастерски и только безделицы творят».
Воспылал Иван гордостью за Отчизну. Вскинул он голову и важной походкой зашагал на корабль. Больше он никогда не помышлял Родину на безделушки менять. Домой воротился и тут же жену себе сыскал, да скорёхонько женился.
А когда детки пошли, то он им сызмала наставление давал: — Коли хотите в чём-то разобраться, то знайте, истина откроется не сразу. Очистить зёрна от плевел вы сможете, да из всех ваших усилий только пятая часть к правде приведёт. Потому никогда не торопитесь, к сердцу да близким прислушивайтесь.
Евгения Ляшко (Широкая) - Краснодарский край, станица Новомышастовская, образование высшее, технологическое, работала руководителем пищевых производств, сейчас мама и писатель. 23 опубликованных книги на ЛитРес.