Ключики

Евгения Ляшко (Широкая)

kluchiki

Жил да был один богатый мельник. Слыл он в округе самым скупым человеком. И вот как-то раскололись у него на мельнице жернова. Надо срочно новые изготовить и установить. Убытки терпит, коли мельница хоть один денёчек стоит. Стал он подсчитывать, как дешевле всё обустроить. Бередит бороду мельник, а как ни крути, а работников сноровистых, да умелых нанимать надо. И решил он тогда на мастере свои рублики приберечь.

Думает скряга: «Зачем им старшой? И без него все расторопные удальцы, да дело своё знают».

Как решил, так и сделал. Да вот незадача. Работники никак порядок не наведут, и более того, скоро от их недельных усердий и от самой мельницы камня на камне не останется. Как увидел это мельник, сам пытался всех образумить. Да куда там. Толкаются труженики, сказывают, что, как лучше, стараются. Ещё и обижаться стали, что хозяин ими недоволен, работают спустя рукава. Послал тогда мельник сына за мастером. Велит без него домой не возвращаться.

Упросил сын мельника мастера, потому как не стал тот долго сопротивляться, да обиды какие выказывать. Не впервой ему, что люди не видят и не разумеют работы старшого, когда мастер рядом находится, вспоминают о нём, только уже когда худо какое разбирать надобно.

Живо пошла с мастером работа. За два дня справились. Стало мельнику страсть как любопытно, как это мастер так лихо управляется. Думу думает скряга, что как если случай настанет, то без мастера обойтись сможет. Заплатил он как положено, и стал мастера потчевать пирогами, да выведывать.

— Скажи мне мастер, в чём твоя тайна кроется? Уж не колдун ли ты?

— Что ты! Причём колдовство? Дело простое. Надо в ремесле толк знать, да людей друг с другом слаживать.

— Как это слаживать? — почесал бороду мельник.

— Мил человек, сколько лет живёшь, а неужели не приметил, что у каждого свой характер? Чтобы ладно люди работали надо ласковым словом их меж собой мирить, да на дело верное наставлять.

— Это как? — таращит глаза мельник.

— А вот как. Понаблюдаешь за людьми не разок, не два, не три, и сам выявишь, что Природа нас всех на четыре норова поделила. Есть те, что с пелёнок - что Генералы при погонах. Им только командовать подавай, и если кто перечить вздумает, - только распаляются. Другие Наперсники, словно лучшие друзья, улыбаются, хотят уговорить товарищей, на свой лад всех перетянуть, да перестроить. Но они не как генералы, не приказывают. Голосом, да напором не берут. Третьи работнички Слушатели, что зрители прекрасные, во всём готовы удружить, всем кивают, со всеми соглашаются, всем в ладошки хлопают. А четвёртые Тихони, почём зря не болтают, осторожничают. Работают помаленьку и других не отвлекают.

— И как же с ними управляться? — словно одеревенел мельник от такого расклада.

Усмехнулся мастер: — Разговоры разумные вести, да в напарники верные друг дружке ставить. А то ведь как бывает. Они все своё дело знают, но коли рядом встретятся два несогласных Генерала, так быть общей перепалке, а то и войне. Наперсники же в избытке чувств от бесед любезных и про работу забудут вовсе, праздник устроят. Одни Слушатели только договорятся, и мирно трудиться будут, коли к ним никто из генералов не нагрянет и не застопорит. А если Тихони соберутся, то могут в такие дебри словесные уйти в поисках наилучшего порядка, что и забудут, что от них требовалось. В рассуждениях как в болоте завязнут, про срок позабудут. Резвость не их конёк, они ведь от самого труда удовольствие получают.

Мельник подставил ещё пирогов мастеру и настойчиво спрашивает: — И как же именно ты их меж собой слаживаешь?

Хохочет мастер, рукой махнул: — Да по-разному. Ключики каждый раз новые подбираю, чтобы всё пошло-поехало. Много ведь ещё зависит и от того, кто с какой ноги утречком встал. Мы ведь окромя норова разного ещё и под настроением ходим не одинаковым. Если не присматривать за тем, чтобы семейный очаг любви не погас, то и семьи не будет, рассорятся все, да разбегутся. Так и у тружеников, помогать надо каждому работнику с самим собой и среди других, и с норовом, и с настроением уживаться, да напоминать, что дело общее творим.

Подумал тогда мельник: «Видать мастер не зря хлеб свой ест. Поди, попробуй, собери таких работничков, чтоб как одна дружина слажено трудились».

С тех пор мельник хоть и был по-прежнему скрягой, да мастеровых жаловал, и никогда больше на них выгоду не искал.


demishonkova small

Евгения Ляшко (Широкая) - Краснодарский край, станица Новомышастовская, образование высшее, технологическое, работала руководителем пищевых производств, сейчас мама и писатель. 23 опубликованных книги на ЛитРес.

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация