В крошечном помещении было душно. Катя, стоя в очереди, обмахивалась рекламным листком, пристально смотря в панорамное окно, за которым приветливый апрель позеленил деревья. Родители попросили напечатать фотографии для семейного альбома, и она после школы зашла по пути в ближайший фотосалон. Из подсобки вернулась администратор, принесла готовые фото.
— Неужели нельзя включить кондиционер? — недовольно провозгласила Катя, ожидая, что клиенты фотоателье её поддержат.
Администратор улыбнулась, и вежливо ответила:
— Пожалуйста, потерпите, у нас есть посетители, которым это вредно.
Катя гневно сверкнула очами и, желая заглянуть в глаза тому, кто испугался дуновения ветерка и разобраться с ним напрямую, ринулась «сканировать» помещение: «Молодая пара с ребёнком у входа это не они. Вон как дуют на малыша. Пацан у стойки тоже вспотел. И тётке с веером жарко. Мужчина в велосипедном шлеме и рюкзаком весь красный, и он не отказался бы от свежего воздуха. И все молчат. Как будто мне одной больше всех надо! Ну, ничего. Вы мне ещё все «спасибо» скажите. Да где же этот «тепличный субъект»?!».
И тут она заметила низенькую женскую фигурку. Катя раздула щёки и будто ледокол ломанулась вперёд, обошла, чтобы пойти в лобовую атаку и застыла: пожилая женщина держала в руках портрет, на котором улыбался седовласый мужчина в орденах и медалях. Изображение не было знакомым, но в душе Кати всё похолодело, а потом заполыхало. Только вчера на уроке истории разбирали подвиги Великой Отечественной войны, проводили параллель с тем, как куётся победа сегодня на Донбассе. Алая краска залила лицо юной особы, шея покрылась красными пятнами, уткнувшись взором в пол, она вернулась в конец очереди.
Кате вспомнились слова учителя, они жгли изнутри: «Подвиг наших защитников Отечества в годы Второй мировой войны бессмертен, они стояли до победного конца и на фронте, и в тылу. Отстаивали жизнями право на существование русского и всех других народов страны. Остановили планы фашистов. Не дали истребить и поработить. Если бы не их самоотверженное единение, то Гитлеру удалось бы осуществить блицкриг — молниеносный удар, с которым он успешно прошёлся по европейским государствам. Нацизм снова поднял голову. И снова наша нация восстала. Помните, сила защитников Отечества в единстве поколений. Мы хранители памяти. Мы должны ценить наследие, уважать старших — они наши корни, наш исток. Мы должны следить за тем, чтобы подвиги предков, сегодняшние подвиги не затерялись в веках. Мы должны помнить уроки истории и делать всё, чтобы наш мир, русский мир жил».
В ателье зашла школьница лет восьми. На ручке её портфеля свисала георгиевская ленточка.
Катя наклонилась к девочке и пояснила:
— Привет. Георгиевскую ленточку носят на груди, в области сердца. Это не украшение. Это символ памяти. Один из основных символов памяти Дня Победы. С ним надо обращаться бережно.
— А как надо? — спросила девочка.
Женщина с веером протянула булавку:
— Держите.
Катя прикрепила ленточку как нужно и, довольная собой, радостно провозгласила:
— Вот. Теперь ты достойный хранитель памяти.
Евгения Ляшко (Широкая) - Краснодарский край, станица Новомышастовская, образование высшее, технологическое, работала руководителем пищевых производств, сейчас мама и писатель. 23 опубликованных книги на ЛитРес.