Уважаемые читатели! Сегодня мы представляем вашему вниманию вторую часть интервью c руководителем Театра песни «Созвездие талантов» Натальей Валерьевной Соболевой. Первую часть интервью можно прочитать https://psygazeta.ru/intervyu/2853-natalya-soboleva-chast-1.html
Инна Силенок: Наталья Валерьевна, Вы рассказали, по каким принципам работаете с малышами. Работая по тем же принципам, но со взрослыми, мы имеем дело уже со взрослым голосовым аппаратом, и получается, что, по логике, времени уходить должно меньше на ту же тренировку. То есть у взрослого человека уже мозг развитый, он же должен быстрее освоить какие-то вещи, или это, наоборот, медленнее происходит? Или это индивидуально?
Наталья Соболева: Образование нейронных связей.
Инна Силенок: Вот именно про них я и спрашиваю.
Наталья Соболева: Большая природная загадка, да? То есть, с какой скоростью можно научить? Кто-то учится молниеносно, у кого-то память краткосрочная работает, а долгосрочная: домой пришел, ничего не помнит, что ему сказали. Но здесь задействовано несколько видов памяти. Помимо того, что при пении слуховая, зрительная, эмоциональная память, особенности эмоционального восприятия, есть же ещё мышечная память, вот все эти виды памяти у людей по-разному развиты, это безусловно. И могу сказать, что здесь очень все индивидуально. И очень важный момент ещё, сколько раз в неделю мы занимаемся.
Инна Силенок: Я когда забираю детей в лагерь, мы за 4 дня ставим мюзикл, и мы поем непрерывно.
Наталья Соболева: Вот! Вы наверняка слышали, что представляют такие методики по английскому языку, которые за одно занятие заставят говорить. Верите? Я - нет. Говорить не заставят. Сто слов - верю, можете выучить. Сто отдельно взятых слов. А говорить слажено - никогда. Но, говоря о своей методике, (а я этим горжусь,) утверждаю, что за одну неделю дети показывают чудеса вокальной техники.
То есть смело могу говорить, я не изобретаю велосипед, но за многолетний опыт мне удалось синтезировать много хороших, доступных «фишек», «педагогических примочек», и дети действительно меня радуют. И повторюсь, - то, что Вы видели на концерте, у меня ансамбли занимаются один раз в неделю, солисты занимаются один раз в неделю. Но чтобы быть честной, то получается, что у солистов одно занятие групповое, одно индивидуальное, и еще они приходят ко мне, как школьники, на урок музыки, где один из разделов - вокальное обучение. Получается так, что я просто разделила свои задачи педагогические на несколько встреч. Да, они абсолютно разные, но вокалом индивидуально дети занимаются один раз в неделю академический час.
Инна Силенок: Очень интересно, Наталья Валерьевна. Тогда такой вопрос. Это очень большое удовольствие, когда человек поёт, у него вырабатываются гормоны радости, это весьма психотерапевтично. Как влияют занятия вокалом на психику, на психоэмоциональное развитие детей? Чем отличаются те дети, которые поют, от тех детей, которые никогда не поют?
Наталья Соболева: Мои певицы в своем большинстве - раскрепощенные и эмоциональные дети. Они - фантазеры и весельчаки. Инициативны и, не побоюсь этого утверждения, - лидеры. Поэтому мне ох, как трудно, кого-то выделять для ведения главной партии. Каждый из них хочет быть значимым в ансамбле, это порождает здоровую конкуренцию. Не хочу обидеть спортсменов, художников, потому что увлечение - это всегда похвально, особенно когда дети погружаются в такой вид деятельности. Но я могу сказать однозначно, что мои дети успевают и заниматься спортом, и рисовать. То есть, это дети, которые успешны во всём. Не я придумала, что талантливый ребенок, талантлив во всём. Мы говорили по поводу Моцарта, что он не мог до 8 лет выбрать, чем ему больше нравится заниматься: музыкой или математикой. То есть давалось всё.
Инна Силенок: Ну так, музыка и математика - это извечная тема. Это у многих. И я тоже когда-то не могла выбрать.
Наталья Соболева: У меня с математикой дела обстояли прекрасно, но моей настоящей любовью были история и литература. Мама в свое время мне сказала: «Закончишь музыкальное училище, - пойдёшь куда захочешь.» Ну и мои дети, действительно, успешны в учебе. Они - победители Олимпиад. Среди них много «билингвят»
Инна Силенок: То есть они получают удовольствие от жизни, развиваясь?
Наталья Соболева: Абсолютно. Они находятся в комфорте и в гармонии с самими собой, приучены жить в дисциплине, в расписании, потому что нужно везде успевать, нужно помнить свои обязательства, где что нужно повторить, где выступить. А вот в более старшем возрасте дети вынуждены какие-то приоритеты расставлять свои, выбирать, чтобы не получилось так, как в том стихотворении Барто: «Драм-кружок: кружок по фото…» - уже выбери какой-нибудь кружок. Вот они и выбирают, а малышня занимается всюду. Они играют в театре, танцуют. Такое погружение в творчество: художественное слово, не боязнь сцены… Я знаю, что любой вклад в ребенка обязательно принесет свои дивиденды, не деньгами, естественно, это будет результат, который себя покажет и, может быть, даже не сразу, а впоследствии. Но самое главное, я ни разу не слышала про своих детей, чтоб они сквернословили, чтоб у них было время на какие-то глупости, они ведут очень позитивные, хорошие, грамотные аккаунты в социальных сетях, они не публикуют всякую ерунду, позиционируют себя как успешных людей, это дети, которым есть чем поделиться с миром.
Инна Силенок: То есть, у них формируются высокие критерии?
Наталья Соболева: Конечно. Мы обсуждали концерт, после его проведения, есть же закулисные моменты… А у меня было 100 детей за кулисами, 48 песен, и я ни разу не видела за этот концерт, чтобы кто-то побежал с вопросами: «А я когда? А я не успел? у меня…» Я о том, что настолько дисциплинированы дети и привыкли к четкой организации, и никакого стресса за кулисами. Только одна девочка второклассница, ей 8 лет, заплакала, - которая вышла и забыла текст. К сожалению, эта девочка два месяца не появлялась у меня на занятиях по причине болезни. И я вообще думала, что буду вынуждена снять её сольный номер, а она мобилизовалась и вышла, и спела. Она для меня уже герой. И настолько она критично к себе относится. Дети к себе очень требовательны, понимают, раз ты назвался груздем, соответственно, выполняй. Они весьма ответственные дети.
Инна Силенок: Это здорово. И мы при этом понимаем, что, когда ребенок занимается музыкой, у него в значительной мере развивается и повышается чувствительность. И как они с этой высокой чувствительностью живут в нашем мире, таком непростом, грубом, жёстком, и устанавливают социальные связи, - благодаря чему?
Наталья Соболева: Я так думаю, они не являются исключением, они часть нашего общества, общества современного. Уже все отмечают, что мы сейчас не можем жить без социальных поглаживаний. Если раньше похвала и признания были в виде грамот, записи в трудовые книжки, другие поощрения, - на месяц раньше тебя в пионеры приняли, выдали медаль за сбор макулатуры, - то есть призы, может быть, были несколько иными, а критерии были те же самые, все равно. Сейчас эти социальные поглаживания, когда ты что-то успешно сделал, как-то успешно выделился, презентовал себя, как в современном мире сейчас дети говорят, «клёво, круто, хиппово», - на нынешнем сленге. Но я знаю, что для моих детей, таких чувствительных, очень важно, чтобы после выхода со сцены им со стороны сказали: «Да, ты такой молодец! Ты там здорово выглядел, я слышал, ты классно пел!» Есть дети, которые очень в этом нуждаются, да мы все нуждаемся в какой-то похвале, в какой-то оценке своей деятельности, но они такие у меня утончённые, и могут даже из-за этого очень переживать, если вдруг что-то не так кто-то потом скажет. Почему-то стали дети бояться, что их снимут в момент, когда они ошибутся, и их выложат где-то в интернете, где будет позорно, - это тоже бич сегодняшнего времени.
Инна Силенок: Сейчас на это стали сильно реагировать, это действительно особенности времени. И сейчас время, когда стало модным заниматься вокалом, и выходить на большую сцену, появились проекты типа «Голос», «Ты Супер» и другие проекты, сейчас стало модным заниматься футболом ребенку, а когда-то считалось, что всё это не серьёзно, надо заниматься русским, математикой, физикой и так далее.
Наталья Соболева: Да, и английским, и компьютерными технологиями.
Инна Силенок: И сейчас, когда вокал – это модно стало, как поменялся состав учеников, как поменялось поведение родителей, как это влияет на качество того, что Вы делаете? Без родителей мы же ничего сделать не можем.
Наталья Соболева: Здесь я несколько позиций обозначу. Когда я была молодая, учеников у меня было вполовину меньше ровно, я, наверное, могла позволить себе уделять каждому ученику немножечко больше времени. Но родители тогда встречались не то что бы требовательные, а, наверное, беспардонные, - я вот так назову. И, конечно, у меня как у педагога, у которого уже за плечами 32 года педагогического стажа, были разные истории. Я могу сказать, что есть такая тележка груза, которую я везу, как говорил Рембрандт, «тележка с навозом впереди себя». Это тоже опыт, он негативный, когда казалось, что ты в педагогическом тупике, когда казалось, что что-то происходит не так. И я понимаю, что надо родителей с первого дня приучать соблюдать, как бы это ни звучало странно, субординацию. Сейчас в силу того, что я выросла, стала старше, мудрее, опытнее, а абсолютное большинство родителей моих учеников моложе, или это уже бабушки-дедушки моего возраста приблизительно, теперь проще. Сейчас мне легче, потому что меня слушают и принимают безусловно, если что-то советую, со мной не спорят, условия мне никакие не диктуют, а может быть, я стала более разумной, мягкой. То есть, здесь, наверное, двусторонний обмен информацией и умение работать с родителями, и умение родителей слышать. Мне с родителями везёт, скажу честно, у меня родители очень хорошие, без них, без их спонсорской помощи, которую они оказывают в проведении подобных мероприятий, в организации поездок, мы бы не справились. Они понимают, что я же делаю это всё ради их детей.
Инна Силенок: Конечно.
Наталья Соболева: И понятно, что мы не звёзд воспитываем, но мы говорим о воспитании, а когда они видят, что детям нравится, видят отклик и творческий рост, мне кажется, что любой нормальный родитель будет поддерживать ребенка в его начинаниях. На концерте, как правило, у меня присутствуют не только родители, но и близкие и дальние родственники, потому что это значимое событие. Приходит поддерживать моего артиста вся семья. И это тоже воспитательная задача. На концерте я вижу огромное количество цветов и подарков, которые дарят детям. Это то социальное поглаживание, о котором мы говорим. То есть дети чувствуют важность своей деятельности, нужность. И контингент родителей, которые сейчас есть, здесь надо еще отметить, что я работаю в удивительном месте, я работаю в школе «Личность». И бОльший процент детей составляют именно учащиеся нашей школы. И контингент детей, как отражение ментальности семьи. Я хочу сказать, что это удовольствие - работать с такими родителями. Это дети, которые ценят время свое, ценят время родителей, дети замотивированные, знают, для чего они учатся, дети, которые, успешны в разных направлениях, дети, начитанные. Наши дети все читают, у нас немодно не читать, они читают взахлёб. Ну и соответственно, эти все факторы, они когда складываются (ну и плюс хороший педагог по вокалу))), приносят ощутимый позитивный результат.
Инна Силенок: Безусловно. 25 лет - это серьезный срок. И получается, что уже могли вырасти династии вокалистов. Или может быть просто ценители музыки, искусства, люди, которые хорошо, качественно музицируют, но при этом не сделали это своей профессией. У Вас уже есть такой опыт, когда-то у Вас училась мама, теперь у Вас учится дочка или папа - сын и любых сочетаний этих вариантов?
Наталья Соболева: Весь взрослый состав, который сегодня выходил на сцену, дети, которые старше 32-35 лет, это как раз те самые мои ученики, которые пришли ко мне в 14-15, 16. Некоторые получили среднее музыкальное образование у меня, когда я работала заведующей отделения эстрадного вокала в музыкальном училище, стояла у истоков этого отделения. И в принципе я и шла туда на работу ради того, чтобы мои дети продолжили профессиональное обучение. Они закончили, потом получили ещё образование консерваторское в Краснодарском Институте культуры на факультете эстрадного вокала. На какое-то время они остановили свою деятельность творческую. Получали параллельно ещё специальности, какие-то - экономические, юридические. И тут я узнаю, что после пандемии что-то всколыхнулось, мои подросшие ученики и раньше всё время пели, им этого хватало. Потом, когда мы вынуждены были сидеть, извините, по норам, они вдруг почувствовали тягу, а может быть время подошло, может выросли, не знаю, в чём причина, но из них уже четверо преподают вокал. Дети некоторых ходят ко мне вместе с родителями. Это вообще непередаваемое ощущение, когда на сцену выходит мама с ребенком и отношения у меня и к тому, и к другому, как ученику, но это так трогательно, это так трепетно! Я детям моим взрослым всё время говорю: «Вы мой подарок судьбы, потому что помогаете обмануть время». Когда ученики вырастают, мы начинаем говорить цифрами, вот он отучился одиннадцать лет, грубо говоря, с первого по одиннадцатый класс, а дальше он поступает в ВУЗ, улетает далеко, в другой город, а ребенок успешный, бывает так, что уже потом с Питера, с Москвы не возвращается, или улетает за границу. А эти дети до сих пор со мной. Кому, как я уже сказала, 35 лет, кому 37, они рядом, и потому прекрасно ощущение, что дети до сих пор со мной, я к ним так и обращаюсь: «мои взрослые дети»,
Инна Силенок: И у них дети уже есть?
Наталья Соболева: Это их дети ко мне ходят, сейчас самая старшая девочка, восьмиклассница. Вот так я «обманываю время», потому что кажется, что они пока со мной, я остановила ход привычных вещей. И молодость тоже…
Инна Силенок: Да, это действительно так. А ваши собственные дети, Наталья Валерьевна, поют?
Наталья Соболева: Ребенок занимался у меня, пока был дошкольником. Есть у меня чудесные кадры, когда он играл в нашем маленьком оркестре, музицировал, пел, он был в самом первом составе ансамбля "Ягодки". К слову, достаточно успешно занимался, но он же мальчик! Вскоре увлекся компьютерами, биологией, и потом жалел, что бросил музыку. У него слух очень хороший, на память чисто интонирует саундтреки из кинофильмов, так может «намурлыкать». Как всегда, на него времени не хватило. Он потом жалел, и говорил: «Мам, давай я приеду на каникулы, ты со мной позанимаешься», - но на этом всё и остановилось. Нет, к сожалению, ребенок у меня не получил музыкального образования.
Инна Силенок: Так бывает, и у меня та же ситуация, очень хорошо понимаю, мы в этом смысле похожи. И тогда возникает вопрос, - когда родители музыканты, то у них есть некое свое видение. Одно дело, когда это музыканты - выходцы из Вашей школы, а бывает, когда родители музыканты, которые занимались где-то в другом месте, и они отдают при этом заниматься вокалом к Вам своих детей. Насколько они помогают, или вмешиваются, то есть как вот это влияет вообще на процесс формирования юного музыканта, насколько у Вас получается достичь синергии с такими родителями? Как Вы с ними взаимодействуете?
Наталья Соболева: У меня есть такие родители, которые уже имеют сценический опыт или, приведу пример, человек, который сам играет в оркестре музыкальном, который помогает писать фонограммы, к которому приходит много других людей. Он видит разных педагогов, он видит разные отношения, и он говорит, "Не, не, не, я отдам только к Наташе, когда подрастёт ребенок, я отдам только туда". После конкурса «Во имя жизни» Сережа Дозорцев привёл ребёнка, Полинка занимается у меня. Она уже выходила на сцену на концерте. Мне очень импонирует, когда люди, занимающиеся эстрадной деятельностью, или которые не последнее место занимают в культурной жизни нашего города, отдают ко мне своих малышей, мне это и лестно, и приятно, и ценно, потому что среди альтернативных других решений выбрали именно мою педагогическую руку. И как правило, родители такие доверяют полностью, даже более того, дети говорят им: «А Наталья Валерьевна сказала не так делать», - «Аааа, ну, раз сказала Наталья Валерьевна, тогда, конечно…» То есть мнение моё является последним, вплоть до того, какого цвета должны быть бантики.
Инна Силенок: И это приятно, конечно.
Наталья Соболева: Это очень приятно, для меня вообще бесценно просто.
Инна Силенок: Когда мы занимаемся любимым делом, когда это ещё и связано с музыкой, когда у нас такие талантливые ученики, это доставляет в жизни достаточно много радости, то есть, это вообще, в принципе, наполняет жизнь радостью. А что ещё радует, кроме этих занятий по-настоящему?
Наталья Соболева: Ну, конечно, я, во-первых, как женщина должна где-то получать наполнение, безусловно. А во-вторых, я понимаю, что моя деятельность гораздо больше, чем педагогическая. И когда мне задали вопрос по поводу моей странички в соцсетях, - где моя целевая аудитория, о чём я там пишу и что там делаю… Я даже не сразу смогла сформулировать, какая у меня целевая аудитория. На своих страничках я пишу о том, что мне интересно. Я очень люблю читать, открываю современную литературу. Мне нравятся качественные книги, которые помогают окунуться либо в какие-то исторические дебри, либо рассказывающие через художественный слог о литературе, искусстве, истории и музыке. Мне очень нравится делать людей счастливыми, я занимаюсь организацией мероприятий. И об этом я тоже пишу. Сейчас, конечно, в силу событий мировых в ивент индустрии всё стало скромнее, потому что у нас у всех этические соображения, - не время для плясок, - скажем так. Но мирное время вернётся, и будут красивые свадьбы, чудесные проекты, дни рождения. Мне приносит радость любая деятельность, которой я занимаюсь. Мне очень нравится печь. Я люблю шить. В последнее время люблю работать со звуком. Я говорю о музыкальных программах, во время пандемии я освоила их несколько, была такая возможность. И я расширяю свои умения, как музыкант, наверное, в другое время я не позволила бы себе всё, потому что времени не было, а так вот я теперь это умею. То есть, приобретение дополнительных навыков - это всегда плюс. Все, что перечислила - такой минимум, и, конечно, семья, конечно, любимые люди рядом, мне очень комфортно с людьми, с которыми работаю. И я знаю, что очень много зависит от того, как мы себя чувствуем, и психически, и физически. За здоровьем надо следить. Я пошла на балет. Не часто, но меня это тоже наполняет, дисциплинирует, поддерживает мой тонус, дополню, - тонус жизненный.
Инна Силенок: Какая хорошая идея, интересная мысль вообще сделать это! Это так круто вообще, и то, что Вы это воплотили - вообще потрясающе! Наталья Валерьевна, у нас осталось совсем немножко времени, и я бы хотела, чтобы Вы сделали напутствие и не только тем детям, которые придут учиться, а может быть вообще всем людям, которые становятся перед выбором, стоит ли им заниматься музыкой. Что бы Вы сказали?
Наталья Соболева: Я боюсь, что не буду оригинально, сказав, что надо заниматься музыкой, и надо заниматься абсолютно всем, что нравится и хочется, в обязательном порядке. И эта мысль приходит всё чаще, чем чаще я разговариваю с такими людьми, как Вы, чем чаще я слушаю Петрановскую. Мы же в силу своей специальности часто читаем специальную литературу. Музыке учить надо обязательно, потому что это правильное отношение к жизни. Это встреча с красивыми, умными, хорошими людьми. Это, как я уже сказала, дисциплина. Это открытие каких-то новых возможностей. Это успех в других делах. Это прекрасное лекарство. «Таблетка» без медицины, потому что даже если у тебя внутри, а у нас у всех бывают периоды в жизни, когда тоска или горе безутешное, - спасает музыка, потому что когда ты поёшь, когда ты музицируешь, ты так сосредоточен, ты ни о чём другом больше думать не будешь. И эта музыка выступает в роли самого доброго и абсолютного лекаря. Чем бы человек не занимался в жизни, какой бы специальности он не посвятил основную часть своей судьбы, своего пути, музыка - это гораздо больше, чем караоке в ресторанах и пение с друзьями. Это песни у костра, то, чего совсем мало в нашей жизни стало, но люди советского поколения это помнят. Это было какое-то таинство, приятно это всё вспоминать. Я думаю, что музыка - это прекрасная возможность отодвинуть болезнь Альцгеймера, потому что, когда люди играют, поют, приобретают навыки постоянно, это же так нейронные связи образовываются.
Инна Силенок: Постоянно образуются новые нейронные связи, конечно.
Наталья Соболева: И не будем забывать про то самое удовольствие, которое в современной жизни в силу нехватки времени мы немножко забиваем какими-то ненужными вещами, может быть, едой, алкоголем, я не буду дальше продолжать. Есть гораздо более доступные, более действенные и безвредные вещи, которые помогают нам получить удовольствие настоящее. И причем в долгосрочной перспективе, а не на какой-то миг, после которого ещё может быть стыдно, неловко или неудобно. И я ещё такую тенденцию заметила. Многие люди успешные, причем не только в творчестве, спросите из них любого, - обязательно когда-то где-то играл, кто-то где-то в хоре пел, то есть это уже закономерность. Мне кажется, что музыка - это такая магия, которая закладывает сразу право на успех, прогноз на успех.
Если вспомнить мое детство, может быть, я сейчас Вас удивлю, но я музыкой в детстве заниматься не любила. То есть меня заставляли, из-под палки. Я не могу сказать, что я была бесталанна. У меня были очень хорошие задатки, как пианистки, благодаря природной беглости пальцев, порхали пальцы над клавиатурой, но, может быть, из-за того, что мне дано было Богом много, я не обладала усидчивостью. А те, кто был усидчивым, они занимались по 7-8 часов, а мне за 40 минут казалось, что я выучила, и что ещё заниматься? Я не получала истинного удовольствия от музицирования, думаю, что кто-то рождается гением, как Моцарт, который в 4 года может импровизировать и в 7 лет сочинить симфонию, а кто-то, наверное, вот такой, как я. Я -ремесленник, и не претендую на гениальность, я не изобретаю новые методики, повторюсь, не лукавлю, когда что-либо рассказываю взрослым, или маленьким, делюсь чем-то, я даю им тот путь, через который я бы сама прошла, или я уже его прошла, и тогда мои подопечные учатся на личном опыте, на личном примере, а если ещё это и красиво, тогда этим можно заразить.
Полунин сказал, что в творчестве главное - это заражение, а значит, заражайтесь! Так что надо брать и заражать, и тогда обязательно будет успех, приглашаю всех в музыкальную науку, все начинайте петь, начинайте играть.
Интервью взяла Инна Силенок