Наталья Соболева. Часть 1

soboleva sl

Уважаемые читатели! Сегодня в продолжение темы раскрытия и развития одаренности мы представляем вашему вниманию интервью cруководителем Театра песни «Созвездие талантов» Натальей Валерьевной Соболевой.

Инна Силенок: Наталья Валерьевна, у нас газета психологическая, поэтому я буду задавать вопросы психологической направленности. Сейчас я была на 25-летнем юбилее Театра песни "Созвездие талантов", четверть века – серьезная дата, и все эти 25 лет Вы руководите этим Театром песни, правильно я понимаю?

Наталья Соболева: Да, всё верно.

Инна Силенок: И помимо того, что Вы учите детей петь, вы занимаетесь с ними музыкой, вы занимаетесь развитием, раскрытием их одарённости?

Наталья Соболева: В том числе.

Инна Силенок: И нас особенно интересует именно эта часть Вашей профессиональной деятельности. Расскажите, пожалуйста, в каком возрасте приходят к вам дети обычно, самый младший возраст - это сколько лет?

Наталья Соболева: Самому маленькому ребенку, с которым мне приходилось заниматься, было 2 года и 7 месяцев.

Инна Силенок: Как здорово! И когда приходит такой малыш, что Вы делаете, чтобы этот маленький человек стал музыкальным, талантливым, поющим...

Наталья Соболева: На данном этапе главная задача - с раннего возраста определить в чём наиболее способен этот ребёнок. В чём он наиболее талантлив. Я, наверное, не открою Америку, если скажу, что единицы детей становятся потом музыкантами, выходя из подобных нашему любительских коллективов. Я твёрдо убеждена, что неталантливых детей не бывает. Если опустить методическую часть, то мне очень часто приходится слышать, что в наш коллектив попадают дети по спец отбору, с какими-то особенным задатками, иными словами, - нужно пройти серьёзный конкурс. Это не является правдой, потому что в нашем коллективе занимаются дети абсолютно все.

soboleva001

И это как раз и вытекает из того, что я твёрдо убеждена, что не талантливых детей не бывает. Не бывает детей, которые не могут себя проявить в нашем конкретном направлении. Я могу назвать огромное количество причин, почему нужно учить детей музыке, это не является опять-таки каким-то открытием. Наверняка люди, которые занимаются и музыкой, и искусством, в принципе, скажут то же самое, может быть ещё назовут массу других примеров, но я попробую сейчас синтезировать не только мой наработанный опыт, а также опыт, накопленный столетиями, который мы наблюдаем в развитии самых разных музыкантов. Самых разных менталитетов, самых разных направлений, то есть это уже то, что действительно открыто не мной, и доказано также большими трудами известных на весь мир людей.

Моя задача, конечно, чтобы дети пели чисто. Конечно, я хочу, чтобы они достойно представляли себя как артистов, но это, наверное, не самая последняя точка, к которой мы стремимся. Есть ближние цели, средние, дальние. Но всё-таки, говоря о самой главной задаче, я хочу воспитать детей, которые могли бы не бояться публичных выступлений, которые могли бы комфортно себя чувствовать в любой среде и не бояться отстаивать свою точку зрения. Детей, хорошо говорящих, соответственно, хорошо мыслящих. Детей, которые успешно занимаются в самых разных областях от математики до гуманитарных наук, несмотря на то что это полярно разные вещи. Детей, которые дисциплинированы. Математики потом уйдут в техническое направление.

soboleva002

Инна Силенок: Это уже доказано, что те, кому хорошо дается математика, им хорошо дается и музыка. Рядом мозговые центры, это уже учёные доказали.

Наталья Соболева: Абсолютно с Вами согласна! Нельзя опустить дисциплину, потому что это внутренний стержень, это внутреннее ощущение ритма времени, самоорганизации, самодисциплины. Естественно, это коммуникабельность детей в принципе. То есть умение соотносить свое "я" с обществом и общество рядом со мной, вокруг меня. Нам нужно воспитать лидеров, умеющих воплотить то, что им интересно. Нам нужно заинтересовать, а это и нравственное воспитание. То есть дети наши действительно милосердны, человечные, они контактные, добрые, ласковые.

Я не знаю, может быть, это просто мои такие, но есть ещё важный момент, и вы, наверное, обратили внимание на то, как много у меня ансамблевой работы, - а это командная деятельность. Это тоже очень важно, потому что общество не может быть массой, но желание работать вместе в коллективе - это залог успеха будущего, - правда? Конечно, ещё очень важный момент: однажды я увидела картинку и восторг комментаторов в сети, - там была флейта с раструбом, то есть двойная флейта. И чтобы она зазвучала, нужно пользоваться двумя руками одновременно, но разные зажимать отверстия.  Да, мы все амбидэкстры, то есть дети, которые держат в руке микрофон, правая рука двигается, дополняя образ, а левая нога танцует, притопывает, повороты налево, направо, то есть мы все работаем и синхронизируем все свои части мозга.

И как бы там ни говорили, «звездность»? – нет. Честолюбие? - нет, а стремление к успеху, к каким-то достижениям, стремление быть лучшей версией себя, чем ты был вчера, - это важная воспитательная задача.

Пройдя со своими воспитанниками путь конкурсов и фестивалей, очень скептично отношусь к конкурсам, если мы затронем эту тему, тоже могу сказать, но я люблю, когда ребёнок доволен своим выступлением, он знает, что сегодня он выступил лучше, чем вчера или чем год назад. То есть это путь роста, стремление к своему успеху.

Это основные мои задачи на весь период обучения, и когда ребенок приходит, то можно ли уместить это сразу в первом занятии? - Можно. Ориентирую сразу на то, и родителям рассказываю, что через игру, через песни, через элементарное музицирование, через движения музыкально-ритмические, мы решаем все эти задачи. И в силу возраста у кого-то задачи попроще, поменьше, но я обрисовала то, ради чего я это делаю. Я вижу, что Вы соглашаетесь, что Вы киваете, соответственно, многое в нашей с Вами работе перекликается.

soboleva004

Инна Силенок: Когда я веду детский лагерь, у меня все дети поют без исключения, даже те, которые не разговаривали нормально до этого, не могли, у них были всякие дефекты. Я абсолютно согласна с каждым сказанным Вами словом.

Наталья Соболева: Я могла бы, конечно, ещё добавить, потому что внутри одной задачи, много всяких подзадач возникает на уроке, потому что на уроке ребенок, как любое живое создание, приходит, и что-то у него болит, что-то его беспокоит, по глазам сразу это видишь, тут подключается какая-то такая помощь психологическая, и где-то надо утешить, где-то и понять, и принять. Конечно, хочется для детей быть тем самым наставником, тем самым пионервожатым, который с ребятами вместе и чуть впереди. Воспитываешь, иногда на своем примере, показываешь и помогаешь реализовать мечту, потому что если даже это мечта родителей, то почему бы и нет, если это не идёт вразрез с желанием ребенка, с его восприятием. Если обстановка в семье добрая, хорошая, я все-таки всегда от позитивного больше исхожу, потому что когда всё здорово, здоровая атмосфера, здоровое желание выйти на сцену, именно ребенка здоровое желание, а не родительское, тогда будет всегда успех.

Мы же знаем, что на протяжении многих лет формирования культуры в русском обществе учиться музыке - это было необходимо, как важный элемент эстетического воспитания, и никто не говорил о том, что дети должны быть обладателями каких-то особых навыков, но во времена, например, того же Скрябина, Рахманинова мама могла сама подготовить детей к консерватории.

Конечно, уровень консерватории, допускаем, был гораздо ниже нынешнего, но ведь мамы, все женщины, владели инструментом, и не для того, чтобы стать музыкантами-профессионалами, а чтобы быть ценителями, с хорошим  музыкальным вкусом.

soboleva005

Инна Силенок: Когда был Ваш праздничный юбилейный концерт, я обратила внимание на то, как дети выходят на сцену, как они с нее спускаются, как они ведут себя с родителями, как они вообще в принципе ведут себя в процессе всего этого праздничного мероприятия. Каждый ребенок, выходя на сцену, полностью на 100% погружался в то произведение, которое исполнял, то есть в песню, и плюс было видно, что он получает от этого удовольствие. Были дети, которые прямо реально, извините за слово так осознанно «тащились» от процесса, а были такие, которые были очень сосредоточенными, проживали этот образ, были в этом моменте на свои 100% и, может быть, не осознавали, насколько оно им нравится, они просто жили, проживали эту песню, проживали песни все.

Мне кажется, что это самое главное достижение, которое может быть, потому что кто-то попадал в ноты идеально, а кто-то ещё не очень, на опорные ноты попадали, а между ними, естественно, что, когда совсем маленький ребенок, разные могли быть моменты, - но они полностью проживали эти песни. За счет чего Вы достигаете такого проживания? Произведения дети выбирают себе сами, или Вы им что-то рекомендуете, как это вообще происходит?

Наталья Соболева: До 10-11 лет абсолютно всё выбираю я. Но здесь очень важно отметить, что у малышей, нет ещё опыта для того, чтобы выбирать что-либо, они ещё не знают, что то, что они поют в машине с родителями, это не всегда вообще отвечает воспитательным, эстетическим нормам, к сожалению, как и то, что они слышат по радио. Тот материал, который я даю детям, доступен им для осмысления. Кстати, очень любят вашу песню «Летят по небу облака…». «Когда мы будем «Ветерочки» петь?», - всё время спрашивают.

То есть это песни, которые доступны для их осмысления, это песни, которые подходят по тесситуре, - это очень важно, - ребенок должен быть «заряжен» тем, что песня получается, если дать очень сложную песню, то наверняка будет осознание, что он её не может спеть, и это тяжко. Хотя песня должна быть чуть-чуть «на вырост». Это что касается репертуара, ну и конечно, он должен быть стильным, модным, потому что всё равно дети сейчас современные, и им уже преподнести лишь бы что - не получается. Надо все-таки принять, что они носители сегодняшнего культурного кода, и им хочется, чтобы песни были, действительно, современными, и они подделку чувствуют мгновенно. Хотя с не меньшим удовольствием, Вы могли это наблюдать, они играли в оркестре «Во саду ли, в огороде» - русскую народную песню.

Очень нравится им музицировать, потому что игра на детских инструментах вообще стоит немножко обособленно, может быть, мы потом об этом поговорим. Вообще с этой игры, с этого вида деятельности, я и начинаю: спел, воспроизвел, услышал, воспроизвел на инструменте, и тогда координация между слухом и голосом становится очень быстро. Правильно Вы подметили, что не все дети с первых занятий чисто интонируют.

Это пока, я точно знаю, и пройдет время, - научатся. Это как красиво ходить, красиво писать, уж Вы это прекрасно понимаете, это работа мышц голосового нашего аппарата, мускулатуры всей, и безусловно, это высшая нервная деятельность.

Должно всё заработать в параллели. Естественно, на занятиях дети показывают в процентном соотношении гораздо больше, нежели на концерте, потому что теряются, все равно сказывается волнение, плюс коммуникация с микрофоном, как видим, очень много задач, сверхзадач для такого возраста, но они с этим справляются. И поэтому, конечно, у каждого ребенка, у каждого возраста есть своя пятерка.

Много песен пишу сама, но скажу, что не всё то, что я пишу для детей, подходит всем. Ещё они приносят то, что им нравится. Иногда мы берём старые и забытые песни, но очень важный момент: когда я первый раз им исполняю песню, я не просто спрашиваю, нравится она им или не нравится, а о чём она, и какая песня по настроению. И этот раздел, он стоит везде обособлено, но во главе угла, скажем так, в детском саду, в школе, - то есть не просто слушание песни, а восприятие.

Можно же слушать, но не слышать, а мне важно, чтобы они слушали и делились - песня грустная, а может она добрая, или мелодичная, нежная, ласковая, протяжная и лиричная, романтичная. То есть словарный запас обогащаем, учим выражать свои мысли: не просто «грустно» или «весело», а с нюансами, с оттенками.

И когда я уже потом начинаю детализировать песню, работаю над кусочками какими-то: «Этот фрагмент звучит робко, а этот напористо, а этот, посмотри, как по волшебному. Скажи мне, а вот здесь как?»

soboleva007

И тогда ребенок вдохновляется, и всё выполняет, потому что это фактически художественное прочтение номера на сцене. То есть не просто сольфеджирование - громко спел и попал в ноты, и я даже иногда говорю: «Слушай, вспомни ноту, но проживи её», это я говорю и маленьким и взрослым.

Ещё очень важный момент воспитания артиста касается того, КАК дети вышли на сцену, и после того, как выступили, когда они ушли со сцены, и даже тогда, когда они находятся в зрительном зале, - как они себя ведут. Вы это отметили. Деткам я объясняю: «Не забывайте, пока находитесь на сцене, вы - артисты. Но если вы ушли со сцены, вы должны уйти красиво. И оставаться такими же артистами, яркими, воспитанными, культурными и в зале».

Фантиками у меня в зале не шуршат, и, конечно, они очень любят смотреть, как выступают другие. Они же не видят сольные номера, друг друга не видят, они пересекаются только на репетициях. И они с большим интересом наблюдают. Все-таки это взаимоуважение, и это тоже один из этапов воспитания.

Воспитание, как ни странно, начинается с родителей. Всегда говорю о том, что кроме вашего ребенка выступают ещё много детей, и если вы выступили, посидите, посмотрите, ведь мы не только слушаем, мы ещё и смотрим, как выступают другие, поддерживаем других так же, как поддерживают нас.

Я горжусь тем, что мой коллектив экологически чистый, у меня очень дружат дети, дружны между собой и их родители. У нас нет нездоровой конкуренции, я не устраиваю конкурсы: кто лучше споёт песню, тот и будет петь на концерте. Нет, у каждого своя роль, и каждый её отрабатывает. У каждого свой звёздный час, я каждому даю возможность спеть какую-то строчку, доверяю какую-то маленькую роль. Вы обратили внимание, наверное, - начинает коллектив петь, кто-то во втором ряду, кто-то в первом, они обязательно меняются местами. Это мелочь, но они понимают, что мы-команда. Когда играют в оркестре, каждому даю куплет, чтобы каждый имел возможность исполнить сольную партию.

Инна Силенок: Это называется мета-лидерство, то о чём Вы сейчас рассказываете. Наталья Валерьевна, Вы говорили сейчас о том, как это происходит с маленькими детьми. И мы понимаем, что чем раньше мы начинаем развивать ребёнка, тем легче у него эту одаренность проявить, развить и развить её максимально.

А есть ли у Вас в Вашем таком многолетнем опыте какая-то история, когда ребёнок пришел уже практически взрослым, и при этом удалось раскрыть его талант с нуля, потому что, раньше никак не проявлялся, никогда не пел до этого, ничего не умел до этого. И даже в ноты, возможно, не попадал. Потом благодаря Вашей работе, в очень взрослом уже возрасте получилось раскрыть эту звезду?

soboleva007

Наталья Соболева: Таких примеров много. Таких примеров даже больше, чем когда пришёл ребёнок сразу поющий. Если в процентном соотношении вспомнить. Потому и обидно звучит, что «Соболева отбирает себе самые сливки». Когда ребёнок приходит поющий, с него спрос другой. Потому что, если ты поющий, сразу с тобой начинаем работать уже, скажем, с высшей ступени, то есть там уже совсем другой подход. 

А когда подросток, допустим, ребенок, который ближе к выпуску в школе, у него огромное желание, но отсутствие координации между слухом и голосом. Мы пройдём большой путь. И «пятерка» у этого ребёнка мне очень дорога.

Про подростков. Девочка пришла ко мне в 12 лет. И пела она на сцене песню "Ввысь" Алсу. Вообще-то не выразить словами, как горжусь этим ребенком. То есть, это выращено мной. Но я могу сказать, что она немножко ходила куда-то заниматься вокалом, где-то в хоре когда-то пела. То есть, когда ребенок ко мне приходит, я понимаю, что может быть именно на том, что когда-то в неё вложили, я и построю результат, и наш путь будет такой, как есть.

Но я, как правило, не критикую, ничего не говорю о том, что там было не так, а теперь будет всё по-новому. Ничего не стану ломать и перестраивать. Нет. Я просто начинаю методично работать, как с нуля. Пришёл ребёнок, есть материал. В прошлом году у меня мальчишка выпустился, занимался всего год. Пришёл, вроде бы тембр красивый, но звуковедение шаткое. В конце года пел так, что люди плакали. И таких примеров большинство.

Сейчас мы затронули тему одарённых детей, и детей с задатками, которые, скажем, плохо видно, но надо развивать.

Инна Силенок: Я думаю, что все дети одарённые. Просто вопрос, в каком возрасте это раскроется.

Наталья Соболева: Просто есть дети, которые абсолютно слышат сразу. Бывает, ребенок поёт в ансамбле чисто. Но ведь для того, чтобы он запел на сцене, предстоит решить множество задач, в том числе и психологического порядка. Есть дети, которым дано, но они говорят, "Я не хочу выступать сольно, мне это не надо".

И я с уважением отношусь к подобным решениям. Потому что кто-то поёт, но поёт исключительно для себя, для того чтобы абстрагироваться, отдохнуть, отключить мозг. Дети уже даже в этом возрасте понимают, что они поют, занимаются вокалом в удовольствие. В творчество погружаются, а публично результаты своей работы выставлять не хотят, я с уважением отношусь к таким вещам, такие дети у меня тоже есть.

А по поводу, чтобы не путать музыкальность, одаренность, с музыкальными способностями, когда начинают говорить о том, что «у меня слуха нет», - такого не бывает. Вы же слышите, это значит, есть слух. А вот координация между слухом и голосом, она может быть не настроенная, пока ещё.

Инна Силенок: А Вам приходилось со взрослыми людьми работать и развивать у них координацию между слухом и голосом? Мы же с Вами знаем, что по этому поводу существует точка зрения, что с определенного возраста практически не вариант. Есть же люди, которые так считают, специалисты в том числе. Что Вы думаете по этому поводу?

soboleva008

Наталья Соболева: Я редко беру на занятия взрослых, хотя таких тоже много, которые совсем слабые как вокалисты. Там же проблема не только с голосом, а также ещё и с мышлением, с головой. То есть, как правило, это множество зажимов застарелых. Это всё равно, что заняться художественной гимнастикой в 40 лет, если говорить условно. Потому, что организм наш - единый, целый, а почему многие думают, что голос может существовать отдельно, руки-ноги - отдельно, спина, или ещё что-то? Если зажимы в теле, будут зажимы везде, в голосовом аппарате, в том числе.

Иногда я работаю со зрелыми взрослыми исполнителями в качестве консультанта. Есть исполнители, которые приносят мне свои авторские произведения. Надо отметить, это интересная работа, а сами ученики очень заинтересованы, записывают потом авторские альбомы. И после моих уроков принимают решение брать уроки не только по вокалу, но и обучаться сольфеджио и игре на фортепиано.

Мне нравится работать больше с детьми. Я, например, знаю, для чего я это делаю. Воспитательные, нравственные задачи, которые я ставлю перед собой и своим воспитанником, потом, я понимаю, что дам какую-то путевку в жизнь ребенку, помогу ребёнку.

Мне не жалко на это тратить время. Потому что я как-то в детей больше верю. И мне кажется, то, чем я занимаюсь, - это для будущего.

Инна Силенок: То, чем Вы занимаетесь, это вклад в будущее нашей страны. Причем это духовно-нравственное воспитание и патриотическое воспитание, и то, что необходимо делать, и это серьезнейшая миссия. И тем не менее, я сейчас больше говорю, наверное, о методологии, то есть, насколько мы можем это сделать со взрослым человеком.

Наталья Соболева: Я начинаю со взрослыми, как с маленькими. Пришла девочка, Катя. Сейчас она успешно поет в инструментальном ансамбле. У неё неплохие были данные, свое видение, относительное владение голосом.

Но она пела мне, как у меня один ученик-школьник сказал: «У меня не хватает тюнинга в голосе». То есть, она пела достаточно прямолинейно. У голоса не было нюансировки. Не было владения аппаратом, которого ждут от взрослого. То есть, чем старше, тем больше должно быть фишек в голосе. Тембральные окраски, возможность владеть на разном диапазоне нюансировкой. И этим я занималась. Но методологическая основа, тренировочная база в виде вокального тренажа, работа с дыхательными упражнениями такая же, как и у младших певцов. Работа над художественными образами. Всё так же, как с малышнёй.

Может быть, я использую простые слова, потому что детям привыкаешь объяснять в доступной форме. И это работает абсолютно для любого возраста.

Инна Силенок: То есть принципы те же, от простого к сложному, как с малышом?

Наталья Соболева: Абсолютно верно. По принципу спиральной динамики в нашем обучении мы поднимаемся и возвращаемся снова на исходник. Следующий подъем - выше и снова на исходник. Следующий подъем - ещё выше и снова на исходник. То есть мы каждый раз начинаем с одного и того же, каждый раз повышая сложность и продолжительность.

В детских дошкольный учреждениях занятия длятся от 10 до 30 минут. Для моих учеников-дошкольников и младших школьников 30 минут проходят незаметно, благодаря 4-5 видам деятельности на уроке. Постепенно с увеличением сложности, накоплением материала и вокального, а также артистического опыта, продолжительность занятия увеличивается. Но всегда мы начинает с простого - с того самого исходника, о котором я упомянула выше.

С более старшими учениками исходник будет таким-же, как у малышей, но вот овладение вокальными премудростями почти наверняка произойдет скоро, результат проявится быстрее.

Через некоторое время мы предложим вам вторую часть интервью с Натальей Валерьевной Соболевой.


 Интервью взяла Инна Силенок