Валентин Иванович Петрушин. Интервью. Часть 3

petrushin1 slide

Дорогие читатели! Сегодня мы представляем вашему вниманию третью часть интервью с доктором педагогических наук, музыкальным терапевтом, профессором Валентином Ивановичем Петрушиным.

Инна Силенок: Валентин Иванович, расскажите, пожалуйста, - Вы занимаетесь теперь коучингом. Насколько я понимаю, у Вас авторский коучинг, основанный на музыкальной терапии. Если мы занимаемся коучингом через музыкальную терапию, то это тренировка  клиента, обладающего тонкой душевной организацией?

Валентин Петрушин: Нет, не обязательно.

Инна Силенок: Музыка в любом случае делает восприятие более тонким, чувствительность повышает. Нет ли здесь противоречия?.

Валентин Петрушин: Да, есть. Но дело в том, что в тех аффирмациях,  которые я разработал, есть и такие, которые основаны на эмоциях гнева, необходимого для преодоления разного рода трудностей. Дело в том, что гнев - это очень сильная эмоция, и она помогает человеку использовать свою энергию в полной мере.

Вот, например, такая аффирмация: «Полон я возмущения и гнева, яро колотится сердце, что слева. Нету прекраснее этого напева, я выбираю борьбу. Я до цели дойду». То есть, это мотивация для достижения цели. Здесь нет места никакой слабости со стороны нервной системы.  Здесь наоборот, надо собрать всю свою энергию в кулак и добиваться своих целей.

Что такое коучинг? Коучинг - это метод достижения своей цели. Пробиваться через преграды, преодолевать  множество трудностей. Я много проходил разных коучинговых групп,  в них очень важна дисциплина, важны настойчивость и терпение. Для работы в этих группах нужна большая энергетика, чтобы  выдержать те рабочие нагрузки, которые появляются на пути к цели. А без музыки, без её ритма и тонизирующих мелодий поднять уровень энергетики бывает очень сложно.

Я всегда прошу моих клиентов - слушателей, чтобы они по 10-балльной шкале поставили оценку, насколько у них велико желание уйти от своей нынешней ситуации, полной неприятностей, и прийти к чему-то позитивному. В идеале надо, чтобы это было десять на десять, т.е. чтобы было 100. Тогда успех будет. А если у слушателя баллы получаются 7 и 7 и в итоге сила мотивации будет равна 49, то вряд ли такой человек выберется из своего неблагополучия. А когда у него есть мелодия, есть ритм, и ещё он топает ногами, стучит, бьёт себя кулаками в грудь и при этом громко поёт «Я знаю, я верю! Я всё преодолею!», - он достигнет цели. 

Кстати говоря, все эти  приемы заимствовал у Бориса Зиновьевича Драпкина, когда  вместе с ним работал в детской психоневрологической больнице с заикающимися пациентами. Чтобы снять страх клиента перед говорением, нужно убрать тот внутренний тормоз, который сидит в его подсознании.

Вспоминаю один такой показательный тренинг, который проводил Борис Зиновьевич. На сцене на стульях сидят человек 30, в основном, молодые ребята. Борис Зиновьевич всех обходит, заглядывает каждому в глаза,  потом делает много значащую паузу, возникает особая, торжественная тишина и затем звучит команда «Начали!».

И ребята начинают скандировать «Я буду говорить, я буду говорить!»

Они при этом бьют себя в грудь, топают ногами. Наконец, они просто это громко кричат, давая выход своим  заторможенным чувствам. Так снимается тот внутренний тормоз, который мешает им нормально говорить. И в конце концов эти пациенты перестают заикаться. Вот такой динамичный метод. И в коучинге имеется та же самая проблема. Тренеры коучинга говорят, что очень многие люди имеют свой потолок, он может быть и денежный, и в отношениях, когда клиенты говорят, что они не могут подняться выше какого-то уровня и начать новую, другую жизнь.

 petrushin2

Инна Силенок: Валентин Иванович, я бы хотела у Вас спросить про Ваше хобби. Музыканты, как отдыхают? Я знаю выдающегося музыканта, который отдыхает тем, что ездит на рыбалку, причем участвует в соревнованиях по спортивной рыбалке.

Валентин Петрушин: Кстати говоря, о рыбалке и созерцании поплавка -  это тоже самое, что и созерцание свечей в религиозных практиках. Расскажу про моего  брата, который был не совсем благополучен в семейной жизни, но который был страстный любитель рыбалки.  Глядя на поплавок, мерцающего в зыбкой воде, он нередко впадал в транс, оказываясь при этом  в странном волшебном состоянии, в котором его жизнь становилась приятной и легкой. И что интересно, он чувствовал себя после рыбалки прекрасно, хотя ни одной рыбы он мог и не поймать.

Но давайте вернёмся к вопросу о том, кто как отдыхает. Для меня лучший отдых и переключение - это игра импровизаций.  Другое занятие  - утренние пробежки. И третье мое любимое дело - это  погружение в освежающие медитации. Ещё я очень люблю кино. Но, к сожалению, чтобы два часа выделить на кино и смотреть фильм, у меня, к сожалению, не остается времени

Инна Силенок: А сколько часов у Вас длится рабочий день?

Валентин Петрушин: Всё свободное время, когда не сплю. Но это неправильно.. Когда у меня мозги поворачивается на бок, то я ставлю какую-нибудь музыку. Очень люблю Анданте из второй симфонии Рахманинова, это моя любимая музыка. Под эту музыку  я здорово расслабляюсь, мечтаю, засыпаю и путешествую по всем русским пейзажам, которые ложатся на музыку Рахманинова. Я, таким образом путешествую. Но вообще я чувствую, что я веду не совсем правильный образ жизни. Хотя и написал  учебник по психологии здоровья.

Это неправильно и надо уметь держать себя в руках. В 11 часов ночи  я просто себя заставляю выключать компьютер и отправлять себя спать, потому что я могу сидеть и до 2-х часов. Но если я буду сидеть до часу ночи, то я потом всю ночь не засну.

Инна Силенок: Вы же делаете то, что Вы любите.

Валентин Петрушин: Да, но всему должны быть разумные пределы.

Инна Силенок: Я спросила у Плигина Андрея Анатольевича, - он тоже доктор психологических наук, - сколько часов в день он работает. Он говорит: «Я не работаю, я занимаюсь любимым делом». В общем, хорошая формулировка, на самом деле, - Вы тоже занимаетесь любимым делом.

petrushin3

Валентин Петрушин: Но иногда я чувствую, что я насилую себя. Сейчас купил курс по гипнотерапии, много других курсов - и по технологии здоровья, и психологии лидерства, и психологии активного долголетия. Вообще хочется быть в курсе последних научных достижений, быть, как говорится, «в тренде».

Инна Силенок: Вы всё время учитесь, я правильно понимаю? Учите и учитесь непрерывно?

Валентин Петрушин: Да, абсолютно.

Инна Силенок: Причем по разным направлениям, всё это интегрируется в то, что делаете сами.

Валентин Петрушин: Причем я настолько люблю учиться, что один из моих учителей, известный социолог Вадим Борисович Ольшанский как-то мне сказал: «Слушай, ну хватит уже учиться, уже сделай что-нибудь!»

Инна Силенок: Сколько же Вам лет, Валентин Иванович?

Валентин Петрушин: В этом году в декабре  стукнет восемьдесят .

Инна Силенок: Вам столько лет, а Вы  всё учитесь. Я думаю, что это и есть психология здоровья в чистом виде. Вы таким образом продлеваете работу своего мозга, создавая в нём всё новые нейронные связи. Это и обеспечивает молодость вашего организма.

Валентин Петрушин:  Видимо, да. Кстати,  Вы сейчас сказали про теорию молодости, которой  я  стараюсь придерживаться. Во-первых, это значит немножко быть похожим на детей.  Для этого я стараюсь сохранять свой позвоночник по возможности гибким и постоянно учиться. Поэтому утром я растягиваю себя на стенке или на ковре, делаю  всякого рода растяжки. Могу похвастаться, что мой биологический возраст 64 года, о котором говорят мои умные японские электронные весы. Это мое такое маленькое достижение в  области психологии здоровья.

Инна Силенок: Валентин Иванович, я еще хотела бы спросить у Вас про Вашу семью.

Валентин Иванович Петрушин: У меня двое замечательных внуков Платоша и Проша, одному 10, другому 5 лет. Очень шустрые и подвижные. Сын с невесткой прожили уже десять лет, замечательно ладят и катаются на велосипедах по ночной Москве, по центру города, когда машин мало. Кстати говоря, я тоже люблю велосипед и роликовые коньки в придачу.  Это здорово - проводить свободное время на велосипеде и роликах.

При этом надо  научиться в определенный момент заставить себя остановиться. Особенно, когда это касается работы. Как говорит одна восточная пословица,  «сама себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снести яичко».

Инна Силенок: Это не терапевтическая метафора. С таким надо аккуратнее.

Валентин Иванович Петрушин: Ну, понятно да. Мне жена всё время говорит «Перестань столько сидеть у компьютера, ты себя гробишь, ты от этого  плохо спишь».  Мы с Вами из одного поля ягоды. Но, с другой стороны, могу точно сказать, что Альцгеймер от недогрузки мозга нам не грозит.

Инна Силенок: Похоже, что да. Расскажите ещё о семье, пожалуйста.

petrushin4

Валентин Иванович Петрушин: У меня один сын. Ваня окончил социологический факультет нашего университета. Сначала учился на политолога, даже как-то выступил по телевидению, чуть ли не на первом канале его показали. Это было очень давно. Но, потом, он  видимо понял, что политика – это не его. И отошёл от неё. В Инстаграмм он выкладывает свои ночные путешествия на велосипеде, там есть очень красивые фотографии ночной Москвы.

Моя жена Наталья Владиславовна была школьным психологом и волею судеб стала кандидатом наук. Видимо, когда она была школьным психологом, много на себя брала и, как говорится,  немного перегорела. Когда я  предлагаю ей «Займись консультированием, у тебя такой большой опыт», она отвечает,  «больше не могу». Она так сопереживает своим клиентам,  что их проблемы она берёт как бы на себя.  После этого у неё повышается давление, она  долго не может успокоиться и заснуть. Многих своих подруг она поставила на ноги после серьёзных жизненных передряг, в которые те попадали. В этом опасность нашей профессии. Но сейчас она старается этим не заниматься. Слава Богу, есть внуки, которым она нужна как любящая бабушка.

Инна Силенок:  А какими могли бы быть ваши  напутствия для будущего поколения психологов?

Валентин Петрушин:. Если человек приходит в психологию, это значит, что у него есть какая-то проблема, которую ему необходимо для себя решить. Говорят, что человек рожден для счастья, как птица для полета. И если у тебя полета в жизни нет, то что-то у тебя в твоей жизни происходит не так, как надо.  Следует посмотреть вокруг себя и найти, кто тебе обрезает крылья: это может быть родитель или какой-то родственник или супруг или супруга. Это может быть и социальное окружение. И всё то, что тебе обрезает крылья и не даёт взлететь, или то, что тебя отравляет, - надо отбросить прочь.

Прежде чем делать счастливым другого человека, вступая в профессию психолога, нужно постараться сделать счастливым самого себя. В первую очередь вы  должны помнить, что самое главное в жизни человека - это даже не родители, не твои друзья, а это ты сам. Здесь важна самооценки. Она должна быть устойчивой, позитивной и уметь выдерживать психологические нагрузки. Есть такое выражение «Врач, исцелись сам!». То же самое  можно сказать и психологу. Если ты психолог, то прежде всего сумей исцелить себя сам. Поэтому ты должен иметь хорошее здоровье. Для того, чтобы иметь хорошее здоровье, нужна самодисциплина. Для этого ты каждый день должен поднимать себя на какую-то физическую нагрузку. Каждый день должен чистить  не только свои зубы, свои легкие, чистить свои связки, нагружать свои мышцы. Не должно быть дряхлости тела. Как только тело становится дряблым и дряхлым, то и твой дух становится дряхлым. Как говорит известная поговорка  «Стар, да петух, молод, да протух». Хотя у меня, конечно, иногда  бывают сбои настроения. Значит надо отдохнуть, помедитировать, уйти в транс, восстановиться, выспаться. Иногда просто надо плюнуть на всякие действия, отключить телефон, лечь на дно и пусть весь мир тебя подождёт. И конечно же следить за телом, и постоянно учиться, потому что в мире столько нового и интересного, и в психологии, и в науке, и в искусстве. И очень жаль, если это пройдёт мимо тебя, и ты этого не увидишь.

Конечно, самое большое развлечение - это путешествие. И когда есть возможность, всеми силами пытайтесь путешествовать. Я путешествовал по миру не очень много. Но четыре раза  мне удалось побывать в Индии. Это совершенно удивительная страна. Я всем психологам советую там побывать, потому что появляется другое ощущение жизни, особенно когда побываешь в контрастных местах. В Гималаях увидишь, как живут монахи в суровых монастырях, в южных регионах  увидишь экзотические пляжи, прекрасное море,  при виде которых душа поет о счастье. Если запомнить эти состояния, то в кризисной ситуации, когда тебя трясёт и «колбасит», можно закрыть глаза и увидеть эти прекрасные картины, и тебе становится легче. Это очень помогает и облегчает жизнь.

ЖЕЛАЮ МОЛОДЫМ ПСИХОЛОГАМ ВСЕГДА ОСТАВАТЬСЯ МОЛОДЫМИ ПО ДУХУ И  СТАРАТЬСЯ ПРЕВЗОЙТИ  МУДРОСТЬ ПСИХОЛОГОВ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ!

Инна Силенок: Замечательное пожелание! Спасибо большое, Валентин Иванович, за интереснейший разговор!


Интервью взяла Инна Силенок