В одном красивом и солнечном городе жил мальчик восьми лет от роду, звали его Марк. Это был очень живой, веселый и непоседливый ребёнок. Наверное, как все мальчишки в его возрасте. Но была у него одна особенность: он был очень неуживчив в школах. Несмотря на свой юный возраст и всего лишь второй класс, Марк поменял уже четыре школы, и везде основной проблемой была его прямолинейность и несдержанность. Он мог спорить с учительницей, доказывать свою правоту, сердиться и повышать голос. При этом он был очень честным и откровенным мальчишкой. Я бы даже сказала, слишком смелым и упрямым.
Нет, у него не было проблем со сверстниками, и когда Марк приходил в новый класс, он сразу находил новых друзей. Но вот учителя, точнее учительницы видели в нем непослушного, необузданного и невоспитанного ребенка. Мама его только руками разводила от очередной жалобы учительницы. Она была в растерянности и не знала, что ещё сказать своему сыну, чтобы он перестал спорить на уроках, - а в него словно бесёнок вселялся.
Дома Марк был прилежным и трудолюбивым. Он мог помыть посуду, поиграть с младшим братом и рассказать маме интересную историю, которую вычитал в книге или придумал сам. А в школе превращался в другого Марка – резкого, упрямого. Он мог сказать педагогу: «Не буду я делать это задание, делайте его сами!»
Однажды учительница решила наказать его и велела выйти из класса. Марк сердито посмотрел на нее, затем на весь класс и вышел, громко хлопнув дверью. В этот момент произошло нечто необычное! Нет, не в классе, в классе продолжался урок, и никто не заметил, как Марк вместе с громким хлопком двери переместился в другое измерение. Это было особое пространство, которое невидимо для обычных людей. Этот мир удивителен тем, что в нём становятся видны разноцветные эмоции, которые испытывают человек или животные. Например, злость – черного цвета, как грозовая туча, а любовь – красного, как алая роза, спокойствие – зелёного, как весенняя трава, а умиротворение – синего, как море. Счастье – жёлтого, как солнце, а страх – серого, словно дым от костра. Обида – коричневого, смешанного с серым, как пыль на дороге. Интерес и удивление – бирюзового, а смелость – серебристого.
Марк, оказавшись в этом необычном пространстве, сначала испугался и увидел себя, наполненным серым цветом, в следующий момент, он, как обычно, рассердился, и заметил, что наполнился черным цветом. Потом он удивился и увидел, что наполняется бирюзовым цветом.
- Что это со мной? Может, я превратился в хамелеона, который легко меняет свой цвет? – сказал Марк, размышляя вслух. В этот момент он увидел желто-зеленую птичку, сидящую на дереве и с интересом рассматривающую Марка.
- Что ты на меня смотришь? – сердито спросил Марк, и заметил, что опять почернел от злости.
Птичка неожиданно пропела в ответ:
- Ты часто меняешь свой цвет,
Как огоньки светофора,
Ты можешь так быстро сгореть
И ничего не успеть!
«От чего я могу быстро сгореть, и чего я могу не успеть?» - подумал Марк, но спросить не успел, потому что птичка уже вспорхнула и полетела по своим делам.
В этот момент Марк услышал шорох у самых ног. Он взглянул под ноги и увидел зеленого ежа.
«Какой странный еж!» - подумал Марк.
- Ничего во мне нет странного, просто я сейчас очень спокоен. Но если ты меня сейчас испугаешь, то я от страха стану серым.
- Ты что, умеешь читать мои мысли? – воскликнул Марк.
Еж ответил спокойно и с достоинством:
- В нашей волшебной стране все умеют читать мысли, если настроятся на волну понимания.
- Что это за «волна понимания»? – Марк не переставал удивляться. Вопросов у него было все больше и больше, и он увидел, как красивый изумрудный свет, окружающий его, становится ярче.
«Вот бы мама увидела, какой я стал красивый», - подумал Марк, и ему стало немного грустно оттого, что рядом нет ни мамы, ни друзей. Он вдруг почувствовал себя совсем одиноким и несчастным, заметив при этом, что красивый изумрудный цвет его кожи поменялся на грязно-болотный.
«Ну вот, опять я некрасивый», - удрученно подумал мальчик.
- Красивый, красивый, - услышал он над головой. Марк поднял голову и увидел жёлто-рыжую белочку с пушистым хвостом.
- Я тебе нравлюсь? – спросил он.
- Ты красивый мальчик, - подтвердила белочка. – И очень эмоциональный. Это и хорошо, и плохо.
Марк на минуту задумался и спросил:
- Почему и хорошо, и плохо?
- Хорошо тем, что ты очень открыт, и все твои эмоции читаются у тебя на лице. Поэтому с тобой легко общаться: ты понятен для окружающих. А плохо тем, что ты много энергии растрачиваешь через эмоции твоих переживаний. Можно сказать, ты прямо сгораешь в своих эмоциях – грусти, злости, растерянности, страхе. Я давно за тобой наблюдаю из своего дупла.
- Вот про что мне пропела птичка! Я могу сгореть, сгореть от своих сильных эмоций!
- Да, - подтвердила его мысли белочка. – Именно так. В нашей стране можно сгореть от сильных эмоций и не успеть вернуться назад, в тот мир, откуда ты пришел.
- Теперь я понял, о чем мне пела птичка! – воскликнул Марк. – Но что же я должен делать, чтобы не сгореть?
- Тебе нужно научиться управлять своими эмоциями.
- Но как? Как мне научиться управлять эмоциями?! – от отчаяния Марк стал фиолетовым.
Белочка неодобрительно посмотрела на Марка.
- Ты опять закипаешь в своих эмоциях. Успокойся, я помогу тебе. Я отведу тебя к мудрому гному, который преподает уроки эмоций. Он тебя и научит.
Мудрый гном жил в маленьком домике под большим раскидистым дубом. Он приветливо встретил Марка и белочку.
- Так, так, - сказал гном, выслушав мальчика, который рассказывая, постоянно менял свой цвет. – Значит, ты хочешь научиться управлять своими эмоциями, и ты готов работать над этим?
Марк удивился и снова стал бирюзовым.
– А что, над этим надо работать?
- Конечно, - ответил гном. – Для освоения чего-то нового, надо работать. Просто так новые привычки не формируются.
Тут Марк вспомнил песенку птички, и ему очень захотелось вернуться домой. Ему вспомнились приятные семейные вечера.
- Да, именно так, - сказал гном. – Научившись управлять эмоциями, ты сможешь вернуться домой, к маме, папе и братику.
- Я готов работать. Что прикажете делать, уважаемый гном? – уверенно и громко произнес Марк, став серебристым.
- Прежде всего, тебе надо развить наблюдательность.
«За кем или чем я должен наблюдать?» - пронеслось в голове у мальчика. На минуту он вновь стал изумрудным.
- И терпеливость! – добавил после паузы гном. Он говорил спокойно и размеренно, сам он был окутан зелёным цветом спокойствия. – А наблюдать ты будешь за самим собой, за своими эмоциями. Заметив переживательную эмоцию, например, гнев или злость, ты можешь спросить её: «О чём ты мне хочешь сообщить?» Ответ придет в виде мысли. Например, «я злюсь, потому что не понимаю эту задачу, или эту ситуацию».
- Я злился, когда меня не понимала учительница! – вспомнил Марк.
- Потом тебе надо задать второй вопрос, уже самому себе: «что ты можешь сделать, чтобы перестать злиться?» Ответ может быть таким, например, «прочитать задачу ещё раз и попытаться найти решение». И сразу же начинай действовать, то есть, пытайся решать задачу, понять её с разных сторон.
- А если задача так и не решается? – спросил Марк.
- Если ты сам всё перепробовал, то можешь обратиться за помощью. А злость в этом деле – не помощница!
Тут Марк вспомнил, как он разозлился на учительницу и, выходя из класса, громко хлопнул дверью, и вот теперь он в чужой стране, где все эмоции и даже мысли его видны и понятны всем окружающим. Ему стало так грустно, печально и тоскливо, что он заплакал.
- Я хочу домой, я хочу даже в свою школу, и пусть меня наругают, но я так хочу вернуться назад, в привычный наш мир, на нашу землю.
Он плакал от обиды на самого себя, сделавшись при этом коричнево-серым, словно присыпанным пылью. Сидя на пеньке у домика гнома, сжавшись в комочек, Марк чувствовал себя несчастным и беспомощным.
В этот момент он ощутил прикосновение к своему плечу. Протерев от слез глаза, Марк увидел гнома, окутанного красным цветом любви. Гном действительно смотрел на мальчика с добротой и любовью.
- Слезами горю не поможешь, надо действовать. Вспомни мои наставления. Попробуй сам разобраться со своими эмоциями.
У Марка была хорошая память, но он не мог вспомнить, что говорил ему гном. И гном сказал:
- Дыши глубже, сделай три глубоких вдоха и выдоха. Тебе надо успокоиться.
Успокоившись, Марк сразу вспомнил, что надо задать вопрос эмоции.
- О чём ты мне хочешь сообщить? – спросил он свою эмоцию грусти и печали. Потом он подождал минуту и действительно, ему пришла в голову мысль поясняющая смысл этой эмоции.
«Я грустный, потому что очень люблю маму и братика и, оказывается, я люблю свою школу. Вот бы мне вернуться туда, я бы сразу стал лучше учиться.»
«Первый вопрос я задал, ответ получил. Задам я себе второй вопрос: что же мне надо сделать, чтобы выбраться из этой волшебной страны цветных эмоций, из этого другого измерения?»
И опять Марк стал спокойно и терпеливо ждать ответ в виде мысли.
Вторая мысль пришла через две минуты: «Мне надо научиться управлять своими эмоциями. Для этого я отправлен в эту волшебную страну.»
Затем Марк подумал о третьем шаге.
«Мне надо решить эту задачу и поскорее, чтобы «успеть и не сгореть»», - вспомнил он загадочную песенку птички.
«Для начала я понаблюдаю за жителями этой страны: как они справляются со своими переживательными эмоциями? Помнится, и гном мне велел развивать наблюдательность и терпеливость.»
В этот момент в стране цветных эмоций наступил короткий, голубовато-спокойный вечер, быстро переходящий в темную ночь. Марку даже показалось, что кто-то выключил свет, переводя освещение сначала на голубоватую подсветку. Птицы сразу же, как по команде, перестали петь и щебетать. Мальчик почувствовал сонливость и желание опуститься на мягкую траву на полянке, где он стоял, его глаза закрылись сами собой, и мальчик стал погружаться в сладкий сон.
Ему снилась желто-зеленая птичка, она летела впереди, пела веселую песню и вела его к выходу из волшебной страны. Мудрый гном приветливо махал ему на прощание рукой. При этом сам Марк был наполнен счастьем и радостью и был окутан золотисто-желтым светом. Улыбаясь всем вокруг, он хотел поделиться своей радостью.
Но вот наступило утро. Вновь громко защебетали птицы. Волшебный лес озарился солнечным светом. Марк проснулся, то ли от гомона птиц, то ли от яркого света утра и прохладного утреннего ветерка, но проснулся он быстро и легко. Открыв глаза, он не увидел рядом с собой ни гнома, ни жёлто-зелёной птички, и сразу огорчился, поменяв свой цвет с золотисто-жёлтого на серо-коричневый.
Заметив перемену цвета, Марк вспомнил советы гнома и вновь задал себе вопрос: «О чём сообщает мне огорчение?»
Через минуту он получил ответ: «Я очень хочу вернуться домой»
Затем он задал второй вопрос: «Как я могу это сделать?»
И получил ответ: «Найти желто-зеленую птичку. Пусть выведет меня»
- Ты хочешь найти желто-зеленую птичку? – услышал он над собой нежный голосок. Подняв голову, Марк увидел знакомую белочку.
- Да, я думаю, она покажет мне дорогу домой.
- Я знаю, где она живет, - сказала белочка.
- Это замечательно! Тогда пойдем сразу же к ней! – воскликнул Марк. И тут же подумал: «Хорошо было бы позавтракать перед дорогой»
- Так ты голоден? – прочитала белочка его мысли.
- Да, я очень проголодался, - сказал Марк вслух.
- Я угощу тебя лесными орешками! – и белочка насыпала ему в ладони горсть лесных орехов.
Подкрепившись орехами и напившись родниковой воды, Марк почувствовал прилив сил, энергии и решимости идти вперед. Его цвет поменялся на серебристый, с зеленоватым оттенком.
Белочка перепрыгивая с ветки на ветку, с дерева на дерево, вела мальчика по лесной тропинке в самую гущу леса. Вскоре они вышли к широкой реке, через которую было переброшено длинное бревно. Белочка легко запрыгала по бревну на другой берег. А Марк остановился. Он боялся упасть с бревна в воду, потому что ещё не умел плавать.
- Эй, Марк, идём быстрее, - позвала его белочка.
- Нет, я лучше подожду тебя здесь, а ты позови жёлто-зелёную птичку сюда, пусть она прилетит ко мне.
Марк пытался скрыть свой страх, но серый цвет, окутавший его, как дым от костра, выдал его, и белочка поняла, что он боится.
- Смелее, смелее, - звала она, но Марк не мог сделать ни шагу. – Задай вопрос своему страху, - подсказала белочка.
Марк тут же спросил: «Зачем ты здесь, о чём ты мне сообщаешь?»
«Я берегу тебя, чтобы ты не упал в реку, не намок и не утонул.»
«Что я могу сделать сейчас для достижения своей цели?» - задал Марк второй вопрос. И получил ответ в своих мыслях:
«Ты можешь переплыть реку на лодке, или на плоту, или на бревне».
Эта мысль резко улучшила настроение Марка, он вновь стал серебристо-зеленоватым, и решил поискать лодку или сделать плот.
В этой стране была еще одна особенность. В ней исполнялись желания, если сильно хотеть и желать, но Марк об этом не знал. Однако, он очень хотел найти способ перебраться на другой берег и, подойдя к кромке воды, он, неожиданно для себя, увидел огромную рыбину, глядевшую на него из реки. Это был большой сом, на котором мог бы устоять даже взрослый человек. Вслед за этим Марк услышал низкий басовитый голос сома:
- Тебе нужно на другой берег реки? Садись, я тебя подвезу.
Марк был так удивлен, что забыл о своих страхах и сразу доверился этой огромной рыбине. Он прыгнул на спину сома, схватился за его длинные усы, как за поводья и уже через пять минут был на другом берегу реки. Поблагодарив сома, Марк поднял голову и поискал глазами белочку и… О, радость! Рядом с белочкой он увидел жёлто-зелёную птичку. Птичка смотрела на Марка очень приветливо и доброжелательно, казалось она одобряла его смелость и целеустремлённость. Это было так: цвет, окружавший Марка, оставался серебристо-зеленым.
- Ты научился справляться с переживательными эмоциями, и поэтому ты можешь вернуться домой.
- Ура! – закричал Марк от радости и подпрыгнул. В этот момент птичка вспорхнула и задела его крылом, при этом вспыхнул яркий свет, ослепивший Марка, и через секунду мальчик оказался в школьном коридоре.
Огромная радость охватила его, когда он увидел закрытую дверь класса и услышал школьный звонок, приглашавший детей на перемену. Марк с улыбкой смотрел на выбегающих из класса одноклассников. Он ни на кого не сердился. Затем он подошел к учительнице и извинился. Учительница удивленно посмотрела на Марка. Она не ожидала от него такой вежливости. Поняв, что Марк искренен, она кивнула головой и сказала: «Хорошо, надеюсь больше не повторится такое».
- Нет, не повторится! – радостно воскликнул Марк.
Ведь он-то знал, насколько теперь ему дороги школа, учителя и одноклассники. Он знал ценность мира, в котором живёт, и радовался этому миру. В душе Марк всегда был добрым мальчиком, только вспыльчивость и обидчивость мешали ему, но теперь он научился управлять своими эмоциями, интересуясь ими и задавая вопросы «о чём ты мне сообщаешь?» и «что я могу сделать в этой ситуации?»
Точнее сказать, Марк подружился со всеми своими эмоциями, и они давали ему мудрые подсказки тогда, когда это было нужно.
Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа