Как-то решили горожане новую крепость возвести. Набрали люду градостроительного из известных мастеров и наказ дали Кремль с десятью башнями построить. Одного крепкого молодца по имени Иван Главным зодчим назначили, чтоб с Кремлем в срок справились.
А Иван про себя думает «Чего за ними приглядывать, да над душой стоять? Работу свою знают, не подведут».
Вот подходит срок. Решил Иван для порядка по стройке пройтись. Идёт сам себя ругает: «Что ж я сразу не пошёл! Одни строители уж восемью башню закладывают, а у других всё ещё первая до самого основания рассыпается!».
Всё бы ничего, да уставать начали старатели, притомились, медленно работают. Надо срочно неумельцам подсобить, чтоб Кремль в срок поставить, да чтоб добротно всё было обустроено.
Стал Иван ходить да народ строительный подслушивать, - выведать хотел, в чём собака зарыта. Пошёл к неумельцам. Ругань стоит. Башни и работников клянут, на чём свет стоит. Кто в лес, кто по дрова орудуют.
«Да. С такими каши не сваришь», — почесал затылок Иван, и пошёл к тем, что пошибче работали.
Приятно смотреть. Ладно работы ведут. Друг друга слушают. Подсобников поучают, что защиту новую для града возводят.
Прикинул Главный зодчий: «Вот она заноза. Беда в отношениях к людям и отношении к делу. Да как её вытащить, заноза-то глубоко засела, раз таких опытных мастеров рассорила?».
Думал Иван, думал и придумал. Объявил он банный день строителям. Да так всё обустроил, что подсобника одного ушлого от умельцев к неумельцам подсадил и сам к ним присоединился, и давай паренька расспрашивать, да так, чтоб всем хорошенько его слышно было.
— А ну, малец, рассказывай, чему научился, освоил ли золотые азы мастерства? А я подумаю, сгодишься ли ты для города после стройки, али нет, присоединять тебя к городским строителям, али нет, — важным голосом протрубил Иван.
Притихли все, приготовились слушать, мало ли кого ещё Главный зодчий спрашивать захочет.
А тем временем паренёк затараторил: — Как не выучился? Выучился! Наперёд соседушкам по работе открыться надобно, в чём преуспел, а в чём тебе лучше работу не доверять. Тока, когда не подведёшь доверять будут.
— Как так? Незнакомы же все? Кто же тебе поверит? — спрашивает Иван.
—Так сразу враньё вылезет. Брехать нельзя. Прогонят. А доверять взаймы надобно. Без этого никак дальше не двинуться.
— Куда двинуться? — притворно диву даётся Главный зодчий.
— К беседам толковым. Там шумно так бывает. Зато каждый высказаться может и услышан будет. Наилучший способ так избирается. Для дела польза существенная. Всяк довольный уходит, даже если попервах и несогласный был.
— А потом что? — прищурился Иван.
Малец притих на минутку и, подумав, говорит: — А потом, уши если за какую провинность надерут, - не обидно. Благодаришь, если остановили, когда чуть было какое дело дурно не сотворил от неумения. Потому как на всех обязанность лежит общая. Каждый друг другу плечо подставляет.
— Во как! И что в итоге? — подмигнул пареньку Главный зодчий, сам рад радёшенек сидит, задумчивые лица вокруг наблюдает.
— Самое сладкое, — расплылся в улыбке подсобник. — Идёшь и доволен от того, что такая красота полезная появляется.
— Эх, хорош ты парень! Бывать тебе среди строителей! — похвалил Иван и зашагал прочь.
Через три дня стройка окончена была. Раньше сроку справились. Уразумели люди, что когда каждый свою правоту гнёт, не быть добру и похвалиться нечем.
Евгения Ляшко (Широкая) - Краснодарский край, станица Новомышастовская, образование высшее, технологическое, работала руководителем пищевых производств, сейчас мама и писатель. 23 опубликованных книги на ЛитРес.