Так уж случается, что любимые наши чада, то есть дети, время от времени болеют! Вот и наш внук, увы, загрипповал. И не только он один. Вся школа на карантине.
И по этой причине, радостные, с крепким иммунитетом, розовощёкие одноклассники, прямо сейчас, гоняют во дворе мяч и уже засылали его смартфон СМСками с требованием, срочно выйти на улицу и хотя бы постоять на воротах, коль уж бегать в полную силу, ему больное горло мешает.
Но бдительный страж, в моём лице, не позволяет ему, даже приблизится к входной двери. И мальчугану остаётся только одно, упёршись лбом в оконное стекло, болеть за своих, в буквальном смысле этого слова.
— Дед, а ты в детстве в футбол играл?
— Конечно. Как и все. Правда, настоящего футбольного мяча у нас не было. Гоняли девчачий, резиновый. Но его надолго не хватало. Да и наши сестрички, как только обнаруживали пропажу, поднимали крик.
***
За окном «матч века» неожиданно прервался, и виной тому был нападающий Колька, запуливший мяч за забор, в соседний двор.
Делегация, отправившаяся вызволять «остро» необходимый предмет, вскорости вернулась ни с чем, и почему-то размахивая руками, стала указывать на наши окна.
А минуту спустя, в прихожей раздался звонок.
— Дядь Саш, тут вот, — и пропуская слова приветствия, Колька, шмыгнул носом, и вручил мне листок.
Пропуская ребят в квартиру, я начал читать вслух:
«Мяч получите только в том случае, если ответите на следующие вопросы:
(Чур в интернет не подглядывать! Узнаю, это круглое безобразие вообще никогда не отдам!)
Итак.
Первое: Кто стал распространять прокламации с призывом запретить эту сатанинскую забаву?
Второе: Почему средневековых игроков в футбол считали лентяями и хулиганами?
И наконец, третье: Почему в Средние века некоторые футбольные матчи проводились в знак протеста?
Правильно ответите на вопросы и получите не только свой «видавший виды», но, в подарок, и мой, с автографами членов сборной страны!
Профессор Преображенский
— Дед, ты же всё лучше инета знаешь, расскажи! — Тимоша встал на цыпочки, молитвенно сложил руки на груди и попытался заглянуть мне в глаза.
— Футболисты! А ну марш мыть руки и за стол, — из кухни выглянула Ба-лю.
(сокращение от слов бабушка-любимая) — соловьёв, то есть я хотела сказать: форвардов[1], хавбеков[2], вингеров[3] и голкиперов[4] — баснями, стоя в прихожей, не кормят!
Все присутствующие так и застыли с открытыми ртами. Даже я, много лет состоя в законном браке с этой женщиной, не знал о её столь глубоких познаниях в футбольной терминологии.
Пять минут спустя
— Ну, подумайте сами, — Ба-лю, разливала по чашкам ароматный чай и выкладывала на стол свежеиспечённые ватрушки, — кому в Средневековой Англии, родоначальнице этой игры, было выгодно отвадить народ от этой сатанинской забавы?
Детвора дружно пожимала плечами, лишь Колька, словно древнегреческий философ поднял палец вверх и с минуту помолчав, еле слышно произнёс:
— Наверное, священнослужителям, монахам и этим, как их... вспомнил... епископам.
— Совершенно верно, — поддержал его я:
— В те времена мяч гоняли прямо по улицам от пятисот до тысячи человек, одновременно. И это всё — без каких-либо правил и судей. То тут, то там разбивались окна, многочисленные люди получали травмы. А простые граждане, просто боялись высунуть нос из своих домов.
Понятное дело, о походе в церковь и молитвах в те часы никто и не помышлял.
Вот монархи стали распространять прокламации, с призывами «Повсеместно запрещать бесовскую забаву, ибо она вызывает бесчинства, порождает лень, а главное, отвлекает народ, от полезнейшего из занятий — стрельбы из лука!»
— Мячей, подобно тому, который вы умудрились запустить во двор профессора Преображенского тогда и в помине не было, — дополнила мой рассказ Ба-лю. - Вместо него иногда использовали более-менее круглый булыжник, или со всей страстью пинали свиной желудок, или бычий мочевой пузырь, обтянутый шкурой.
Можете представить себе азартную орду, гоняющуюся за чем-то круглым, и способную смести всякого отказавшегося на её пути. Играли, не в спортивной форме, как сейчас, а в повседневной, средневековой одежде.
Надеюсь, вам не надо напоминать, что у большинства этих игроков к поясу был прикреплён нож или целый кинжал. И у некоторых нервы сдавали.
— Выходит, кое в чём, монахи были правы, — вставил свои пять копеек[5] и я.
— Так взяли бы и издали закон, делов-то. Трудно, что ли, было правила игры придумать! — Коля отложил в сторону недоеденную ватрушку, но потом, решив, что он сказал, всё, что хотел, принялся за неё, с удвоенным аппетитом.
***
За оживлённой беседой никто и не заметил, как Тимоша исчез из кухни. Но пару минут спустя, он «словно чёрт из табакерки» появился вновь, держа в руках солидный том «Детской энциклопедии»:
— Подумаешь, запретили нам в интернете ответы искать, — на лице внука появилась хитрая улыбка, — а в книгах-то можно! Вот читайте сами, только вслух, а то у меня горло болит!
Коля, со скоростью заправского голкипера выхватил у него солидный фолиант и торжественно зачитал:
«Король Эдуард Второй, своим указом запретил футбол, обозвав игру — величайшим злом!
А всех игроков, решивших погонять свиной пузырь, к какому сословию они бы не принадлежали, наказывать крупным штрафом или прилюдным стоянием на площадях, в колодках и даже казнить смертью, если оный ослушник нарушал сей закон неоднократно!
Ибо сие увлечение не есть честная игра, так как соперника можно ударить, толкнуть и даже укусить!
Матчи оканчиваются жёсткой дракой, после которой множество моих подданных не могут работать, а некоторые даже остаются лежать на улицах, будучи убитыми!»
Этот закон пытались исполнять аж до начала семнадцатого века. Но поскольку, то в одном, то в другом месте в футбол хоть и тайком, но всё же играли, и ни одному правителю так и не удалось запретить полностью игру в футбол, то, в конце концов, было принято решение — придумать жёсткие правила!»
***
Закончив читать, юный голкипер обвёл торжествующим взглядом присутствующих, мол, вот и настала пора идти сразу за двумя мячами!
***
— Сдаётся мне, что некоторые футбольные фанаты и сейчас ведут себя, словно перенеслись на машине времени в Средневековье, — констатировала Ба-лю и добавила: однако мы с вами так и не нашли ответа на третий вопрос.
Лица ребят погасли, и лишь хитрый Тимофей, подошёл ко мне и дёрнул за рукав, мол давай, выручай. Но если честно, то и я не знал, ответа на этот вопрос.
На помощь снова пришла Ба-лю:
— Не раз случалось, что через игру в футбол островитяне показывали своё недовольство по поводу ущемления прав. Возьмём для примера, так называемые «футбольные бунты» восемнадцатого века.
На празднование Рождества 1647 года, люди пришли с футбольными мячами. Этим они хотели показать, что они не желают повиноваться ни одному запрету, и крайне недовольны законами и властью их принимающую.
В знак протеста затевали игру прямо во дворе собора, где в это время проходила служба. И даже известен случай, когда футболисты своей игрой вывели из себя священнослужителя, и тот, прервав службу, выбежал на поле, пытаясь отобрать у игроков мяч.
Несмотря на все запреты, мячи гоняли и солдаты, и школьники, и простолюдины, и даже члены королевской семьи. Дошло до того, что под предстоящие матчи стали менять рабочие графики, и делать по субботам неполный рабочий день, чтобы у люди либо играли сами, либо становились болельщиками и не проводили время в многочисленных тавернах.
***
Детвора, включая, укутанного до кончика носа, Тимофея, умчалась к соседу, за обещанной наградой, а я, помогая убирать со стола, поинтересовался у супруги:
— Откуда у тебя такие глубокие познания в истории игры?
— Если ты запамятовал, то я напомню, с хитрой тимофеевской улыбкой на лице отвечала Ба-лю, - Игнат Викторович Преображенский не только профессор, но и ещё главный редактор популярного журнала, а я до выхода на пенсию, была неплохой журналисткой.
Вот он мне и поручил написать об этой игре несколько статей. Но как человек интеллигентный и деликатный, напомнить мне о сроках сдачи материала не стал. И даже решил ради этого пожертвовать подаренным ему футбольным мячом, с автографами чемпионов.
[1]— нападающих
[2]— полузащитник
[3]— правый и левый полузащитники
[4]— вратарей
[5]— выражение, соответствующее старинному, пришедшему из глубины веков выражению "Внести свою лепту".
Александр Ралот (Петренко) - член Союза писателей России, Золотое перо Руси, г. Краснодар