Психологическая готовность к материнству как фактор формирования качественных взаимоотношений матери и ребёнка

Татьяна Рагулина

materinstvo

Откуда родилась эта тема? Из моего опыта работы на площадке для специалистов Центра перинатальной психологии и семейного консультирования «Вера», руководителем которой я являюсь.

Площадка объединяет специалистов тремя целями:

  • создание благоприятных условий для появления и развития личности в семье;
  • помощь женщинам и их детям, пострадавшим от психологического и физического насилия;
  • предоставление качественных, этичных, тактичных, экологичных, доступных и актуальных услуг.

Наш девиз: «Уверенность рождается с верой», да и профилактика лучше, чем лечение, (хотя и этим, с точки зрения психотерапии немедикаментозной) мы и занимаемся.

Современные реалии таковы, что:

  • течение childfree (Чайлдфри(англ. childfree — свободный от детей;  характеризующаяся сознательным желанием не иметь детей.);
  • поиски способов реализации искусственной матки (для донашивания недоношенных детей, но и другие применения не исключаются);
  • повышающийся спрос на инсеминацию, ЭКО (в т.ч. и по ОМС), суррогатное материнство;
  • предложения по замораживанию яйцеклеток сотрудниц крупных организаций типа Google (отложенное материнство);

заставляют задуматься о психологических составляющих данных течений, пользующихся спросом.

Стресс, экология - бич нашего времени?  Или все болезни от нервов? Можно долго размышлять на эти темы, а можно принять их как аксиомы. Тем более, что стремление общества к осознанности уже невозможно отрицать! А осознание - это главный козырь в работе психолога.

Просто поразмышляем о таком простом факте: во время беременности женщины будущей девочкой одновременно существуют сразу три поколения женщин!

Г.Г.Филлипова выделяет 6 этапов психологической готовности к материнству:

  • этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе (до 1,5 дет);
  • игровой этап и взаимодействие со сверстниками(3-6 лет);
  • этап няньчания (6-10 дет);
  • этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской роли (возраст вступления в сексуальные взаимоотношения);
  • этап конкретизации развития материнской сферы в реальном взаимодействии с собственным ребёнком;
  • послеродовый этап (отношения с ребёнком после окончания младенческого возраста).

В информационном море «Интернет» можно найти признаки, говорящие, что человек готов к рождению детей (соответствие на 100% сразу исключается):

  • Свобода от родителей
  • Умение отстаивать свои личные границы
  • Эмоциональный баланс
  • Способность отдавать
  • Налажен контакт с собой
  • Нравится преодолевать сложности
  • Вы «долюблены» и наигрались в свои желания
  • Любите и уважаете себя
  • Построены отношения с партнёром
  • Умение брать на себя ответственность.

Психологическая готовность к материнству - специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект - субъектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку; формируется под влиянием неразделимых биосоциальных факторов, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой – выступает, как личностное образование.

Возникает закономерный вопрос и очень распространённый вопрос: «Материнство: инстинкт или труд?» на этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как и инстинкт можно «заглушить», а, трудясь, можно привить себе навыки материнства.

Так какие они качественные (конструктивные) и некачественные (деструктивные) отношения матери с ребёнком? Мы все понимаем, что в данной ситуации конструктивно эмоционально положительное поведение матери по отношению к ребёнку, понимание его желаний (на интуитивном уровне в довербальный период), уважение, любовь, доброта, забота и т.д.  В таких условиях личность ребёнка будет развиваться согласно возрасту, его интересам, спокойно и ровно, с базовым доверием к миру и принятием матерью его личностных особенностей.

Эта история идеальна. А по факту. В каждых детско-родительских отношениях есть какие-то деструкции, проявляющиеся в большей или меньшей степени: крики, шлепки, наказания, неправомочные лишения, разногласия, непонимание, оскорбления, унижения, непоследовательность действий и многое другое. И в итоге мы получаем: повышенную тревожность, страхи, отклоняющееся поведение, зависимости ... то, с чем потом, думающие люди, приходят к психологу, с тем, что получили от своих родителей. И фундамент всего этого закладывается в перинатальный период!

А значит, с этим можно и нужно работать! В первую очередь для профилактики психических отклонений будущих поколений.

Мы, специалисты Центра перинатальной психологии и семейного консультирования «Вера» предлагаем следующее:

  • Введение уроков психологии в школе
  • Приучение населения к групповой терапии (пусть для начала это будут группы поддержки, например)
  • Помощь уставшим мамам (По хозяйству, в воспитании детей, по типу «мамин выходной»
  • Развитие взаимодействия детей разного возраста на объединённой территории с целью помощи мамам и качественного прохождения одного из этапов онтогенеза материнства (по типу baby sister)
  • Прохождение личной терапии

Курсы подготовки к супружеству, беременности, родам, родительству и прародительству.


petrenko small

Татьяна Рагулина - руководитель Центра перинатальной психологии и семейного консультирования «Вера», перинатальный психолог, педагог-психолог, действительный член Ассоциации перинатальных специалистов, волонтёр МОО «Развитие психологической помощи», г. Новороссийск