Этот вопрос все чаще задают родители психологу на консультациях. Возможно, он связан с особенностями современных реалий объективного мира. Ведь в современном мире нет ничего постоянного – постоянны только изменения. В связи с этим в обществе высок уровень тревожности, как следствие – есть условия для формирования в личности разного рода зависимостей. При этом зависимости от гаджетов и интернета выглядят самыми безобидными.
Самодостаточность личности – это не одно какое-то качество или черта характера. Это совокупность характеристик, которая позволяет человеку испытывать базовое состояние внутреннего комфорта и удовлетворенности. Другими словами, личность способна чувствовать себя полноценной и достаточной для существования, развиваться, обучаться, достигать успехов - проявляться в физическом мире разными способами. Самодостаточность – необходимое условие для счастья.
Если говорить в терминах психологии, то самодостаточность – это специфический образ мышления и поведенческих навыков, которые обеспечивают человеку внутреннюю свободу. У каждого человека этот способ свой, связанный с его индивидуальностью. Именно самодостаточность позволяет человеку оставаться независимым от мнения окружающих и обстоятельств, опираться на свой опыт, чувства и анализ ситуации, формировать свое мнение и принимать решение, максимально адаптивное для него в данной конкретной ситуации.
Если ответить коротко на вопрос, вынесенный в заголовок, то ответ будет очень прост. Нужно с самого рождения относиться к ребенку как к личности, позволять ему быть собой, иметь своё мнение, уважать его чувства, желания и потребности. Замечать способности и помогать им раскрыться. Такой подход совсем не означает вседозволенность и отсутствие границ. Напротив, наличие четкой системы ценностей родителей, соблюдением им норм и социальных правил делает процесс становления личности ребенка увлекательным, творческим и безопасным.
По большому счету, ребенка не нужно воспитывать. Его нужно любить и уважать. Заботиться. Поддерживать. Общаться. Интересоваться. Обеспечивать безопасность. Задавать границы. Обучать. А воспитывать родителю нужно себя. Самодисциплина и самовоспитание – вот главные условия успешного родителя, в семье которого растет будущая самодостаточная личность. Образец поведения родителей в семье выступает для ребенка самым главным уроком общения, поведения, социальных навыков и адаптации к окружающему миру. Ведь ребенок «считывает» с родителя буквально всё – его искренность или лживость, открытость или настороженность, умение выражать чувства или прятать их глубоко внутри. Считывает привычки, поведенческие паттерны, образ мышления – и без критики, априори, принимает это за норму. Гораздо позже, будучи уже взрослым, ребенок сможет осознанно подойти к этому «наследию» и решить, что ему подходит, а от чего стоит отказаться. Но сейчас, когда он растет в родительской семье, для него не стоит вопрос критики или проверки родительского поведения. Он просто принимает его внутрь себя, делает его частью своей психики, чтобы, опираясь на него, обретать свой собственный опыт в дальнейшем. В психологии этот процесс носит название интериоризации.
С первых дней своей жизни и на протяжении всех основных стадий развития, ребенок так или иначе идентифицируется с родителем. Сразу после рождения – и у мальчиков, и у девочек – объектом идентификации выступает мама. Она является первым представителем человеческого рода, которого маленький человек встречает на своем жизненном пути.
Позже, в возрасте шести-семи лет ребенок уже выбирает родителя одного с ним пола для идентификации и выбора гендерного поведения (девочки подражают мамам, мальчики – папам).
Еще позже, в подростковом возрасте, они либо закрепляют, или отвергают этот выбор. В большей или меньшей степени родительские фигуры остаются значимыми на протяжении всей последующей жизни человека.
Да, детство – это тот период, когда сама природа обуславливает «копирование» детьми поведения и образа жизни родителей. Просто потому, что это самый простой способ маленькому человеку выжить и адаптироваться к миру. Поэтому, когда в семье появляется ребенок, воспитание нужно начинать с себя. Ведь, для того чтобы ребенок вырос в самодостаточную (а значит – счастливую) личность, нужно самому стать таковым:
- Начать уважительно относиться к своим потребностям, чувствам, способностям. Замечать их.
- Быть честным самим с собой.
- Научиться продуктивно выражать чувства, отказаться от манипуляций любимым человеком.
- Говорить «нет», когда это необходимо.
- Трудиться над реализацией своих способностей.
- Учиться новому.
- Принимать другого таким, каков он есть, не идеализируя.
- Уважать своего партнера, и открыто общаться с ним.
- Уметь защищать свои границы и уважать границы другого человека.
- Не додумывать за партнера по общению, а спрашивать его мнения. И так далее.
И тогда обязательно получится вырастить из своего ребенка самодостаточную личность. В противном же случае, когда родитель не задумывается о собственном внутреннем росте, он зачастую "отыгрывает" на собственном ребенке свои детские проблемы, которые вынес когда-то из своей родительской семьи.
Чтобы этого не происходило, нужно просто не бояться почаще заглядывать к себе в душу. Личностный рост – это не сложно и не страшно. Это увлекательно и интересно! Это самое захватывающее путешествие в вашей жизни. Путешествие к себе настоящему. И выигрывают от этого все окружающие вас люди, и в первую очередь – дети!
Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа