Пробел

Евгения Ляшко (Широкая)

probel

Пятничный ужин проходил для Аллы на автопилоте. Очередной аврал, обрушившийся в последние три дня, словно высосал всю энергию, женщине хотелось только одного — прилечь и уснуть. Она машинально разливала борщ по тарелкам и автоматически кивала сыну и супругу, которые делились новостями. Когда дело подошло к чаю с яблочным пирогом, Алла немного ожила: мозг постепенно получал подпитку сладким и заработал, будто с пробуксовкой запустился старый двигатель после капитального ремонта. И тут женщина ясно услышала, что говорил сын о прошедшей презентации проекта и забеспокоилась.

— Представляешь мам, никто не перебил мой доклад, не прозвучало ни одного вопроса из класса. А всё почему? Я правильную тему выбрал. Всем было интересно послушать о пользе электронных учебников. Никто же не любит таскать тяжёлые портфели. Все сидели, прямо как ты сейчас, подперев руками голову, так им было интересно.

Мгновенно схватившись за кружку двумя руками, Алла спросила мнение учительницы:

— А ваша Нина Васильевна, что сказала?

— Как всегда выдала любимую фразу: «Дима ты молодец, но можно лучше».

— Что поставила? — полюбопытствовал папа.

Дима расплылся в улыбке:

— Пятёрку.

— Значит, ты всё сделал правильно, — лаконично заметил отец.

Алла осторожно произнесла:

— Нина Васильевна отличный педагог, она вам при каждом удобном случае напоминает, что нужно совершенствоваться. Что ты намерен улучшить?

Сын пожал плечами:

— Ничего. Я и следующий проект зачитаю, и слайды просто покажу. В социальных проектах главное интересную тему подобрать.

Ситуация была щекотливой, и Алла не стала продолжать разговор. Ей нужно было обдумать, как донести чаду, что когда слушатель ставит руку, как опору для головы, это верный признак того, что он заскучал. Но сказать об этом сейчас было равносильно тому, чтобы признаться, что она не слушала то, что говорил сын. Она испугалась, что девятиклассник вряд ли учтёт аргумент о том, что мама сильно устала и может подобидеться, а то и вовсе «закрыться».

Наутро со свежей головой, Алла ещё раз обдумала вчерашнюю беседу. Выводы были те же: сын плохо считывает язык тела, он готов действовать по шаблону, а не искать новые пути решения. Обсудить с супругом выявленную просадку в воспитании не удалось: он уехал в автосервис. С задумчивым видом она прошла на кухню. Дима ушёл на тренировку по боксу. Время на раздумывания было обеспечено. Алла приготовила кофе, и по привычке взяв лист бумаги, начала рисовать ментальную карту, где центральной темой обозначила конусную пружинку, подразумевая под ней создание непрерывного процесса развития Димы.

Она давно полюбила этот инструмент. Как помощнику руководителя ей приходилось сталкиваться с самыми разными задачами от обеспечения шефа кофе до подготовки его докладов. Ментальная карта была неоценима так же тем, что только её составитель знал значение картинок, и никто другой не мог её прочитать. Алла не боялась оставить свои заметки без присмотра. И вот первые наброски предстали диаграммой связей и проиллюстрировали мышление. Сначала всё было сумбурно, а потом Алла всё же нашла точки соприкосновения и составила предварительный план действий. Довольная собой она всё перепроверила и одобрительно закивала, и чуть сдерживая себя подумала: «Главное не спешить. Сын ко всему должен прийти сам».

Этим же вечером согласование плана с мужем прошло с незначительными комментариями и дополнениями. Родители приготовились к действиям. Пробел в воспитании нужно было ликвидировать, и достигнуть этого можно было только совместными усилиями.

В воскресенье, выбрав момент, когда сын, закончив все дела, присел отдохнуть к телевизору, Алла прошла в гостиную и невзначай спросила:

— Как успехи на тренировке?

— Нормально.

— У вас там соревнования не ожидаются?

— Нет. Недавно были.

— Я имею в виду другие соревнования. Не с соседними клубами. Ты же уже давно всех потенциальных противников изучил. Скучно, наверное, на ринг с ними выходить?

— Пацаны учатся. Я тоже. Но да, я манёвры многих угадываю.

Алла села рядом на диван с сыном, который ещё не определился с ТВ-каналом:

— Посмотрим какой-нибудь детектив?

— Давай. Сейчас найду и папу позову.

— Да, да. Он же любитель по невербалике и намёкам в речах угадывать злодея. О! А давай поиграем? Кто быстрее вычислит преступника?

Дима подался вперёд:

— Давай! Что будет призом?

— Я могу приготовить что-нибудь вкусненькое.

— Лады, я подумаю. А ты что хочешь?

— Даже не знаю… Слушай, а возьми меня в компаньоны, когда будешь проект новый для школы делать. Когда я училась, у нас такого не было. Мне интересно.

— Так и быть. А если проиграешь, я тебе всё равно возьму в проект. Помощь лишней не бывает, — подмигнул сын.

Узнав пожелания отца, тройка принялась смотреть фильм. В этот раз папа не молчал, как обычно, он степенно вслух обличал сигналы языка тела и реплики каждого из героев, восхищая сына познаниями в житейской психологии. Дима уже к середине просмотра попросил, чтобы папа теперь всегда комментировал кино, а отец пообещал, что отныне будет давать оценку не только художественным фильмам, но и показывать примеры в реальной жизни. На что сын вскинул обе руки вверх.

Алла улыбалась, одна из задач нашла отклик в душе молодого человека.

Получив добро на роль компаньона, Алла в течение нескольких дней научила Диму вместо скучных «монологовых» выступлений создавать интерактивное общение, вовлекая одноклассников в презентацию проекта через открытые вопросы. Никто из ребят не мог ответить «да» или «нет», им надо было подумать, и развёрнуто обосновать свою точку зрения. Презентации стали яркими, одноклассники ждали выхода Димы и оживлялись, когда наступал его черёд выступать. Нина Васильевна ставила его в пример, и теперь парню каждый раз хотелось удивить друзей новой техникой подачи материала, и он больше не ограничивался только выбором интересной темы.

Как-то, вернувшись после тренировки, Дима сообщил родителям, что его идея об участии на городских соревнованиях боксёров «заразила» всех ребят в клубе, и тренер усилил им программу тренировок, чтобы его воспитанники смогли выступить на ближайшем турнире.

После этой новости Алла, пока сын не слышал, подвела итог супругу:

— Фух! Пробел начал ликвидироваться. Первая часть плана выполнена. Плавно переходим ко второй более длительной: регулярный самоанализ и непрерывное саморазвитие.

Тот, поцеловав жену, согласился:

— Ты вовремя спохватилась. Мальчик хоть и вырос, но надо не забывать его направлять, даже если мы бесконечно вымотаны работой. К счастью, в этом вопросе мы не сильно опоздали.


demishonkova small

Евгения Ляшко (Широкая) - Краснодарский край, станица Новомышастовская, образование высшее, технологическое, работала руководителем пищевых производств, сейчас мама и писатель. 23 опубликованных книги на ЛитРес.