Скоро в школу

Ирина Михайлова

uroki

Завтра в школу. Уже в середине августа родители школьников начинают задаваться вопросами: «Как делать с ребенком домашнее задание?», «Как помочь любимому чаду с усвоением школьной программы, и при этом оставаться адекватным, любящим родителем и сохранить здоровой психику, как свою, так и ребёнка?»

Тут стоит учитывать две стороны вопроса: и мы, и наши детки - абсолютно разные, при этом для всех нас важно знать и выполнять правила, и ещё важно понимать, что и для чего мы делаем. Мотивация должна быть положительной. «Не будешь учиться, - станешь дворником или кассиром в пятерочке», - не работает и вызывает лишь протест: «Ну и ладно! Буду дворником».

Чтобы замотивировать ребёнка учиться, обращайте его внимание на новые знания, которые он получает в школе и сравнение достижений ребенка с его же достижениями, и только, если они улучшились: «Помнишь ты шёл в первый класс и не знал…, а сейчас знаешь не только…, но и…, я даже немного завидую тебе, ведь у тебя впереди еще 7(8,9,10) лет обучения в школе, а значит будет еще столько новых знаний и открытий!»

Рассказывайте о том, что интересного вы узнали в школе, какие у вас были любимые предметы и почему, кто и как вам помогал справиться со сложными заданиями и непонятными темами, как вы помогали одноклассникам. Формулировки: «Я в твоем возрасте уже умел, делал, а ты…» не работают, и только демотивируют детей.

Помимо мотивации, важен сам процесс организации выполнения домашних заданий. Согласитесь, и у взрослых часто бывает так, что когда нам предстоит проделать много работы, мы начинаем прокрастинировать, оттягивать момент начала работы, поскольку не всегда понимаем, с чего начать и как справиться с таким объемом. То же самое происходит с ребенком, когда он открывает дневник и видит количество домашних заданий. Он просто боится, что не справится. И тут поможет очень простой и эффективный инструмент, который называется «чек лист». 

Прежде всего, после возвращения ребёнка со школы, дайте ему отдохнуть, не задавайте вопросов на тему уроков и школы, просто обнимите свое чадо, скажите, что вы скучали, что рады его видеть, поинтересуйтесь самочувствием ребёнка. После того, как ребенок немного отдохнет, возьмите лист бумаги, ручку и составьте вместе «чек лист», в котором схематично нарисуйте, либо напишите этапы выполнения домашних заданий в столбик, например: 

  1. математика N 58
  2. 5 минут перерыв
  3. Русский язык N 53
  4. 5 минут перерыв…

И так далее.

Приобретите ребенку таймер, либо песочные часы, чтобы он мог отследить время перерывов. Выполнив задание, ребенок вычеркивает его в «чек листе», таким образом, задания не кажутся бесконечными и непосильными.

И еще один важный момент: заканчиваться чек лист должен чем- то приятным для ребёнка: прогулка, игра, просмотр телевизора и т.д. Таким образом у ребёнка будет желаемая цель, к которой он движется.

P.S. Чек листы можно использовать и для детей дошкольного возраста, чтобы избежать истерик и проявления нежелательного поведения, при соблюдении режимных моментов.


mihaylova small

Ирина Михайлова - психолог, экспертный член МОО РПП, г. Санкт-Петербург