Нежелательное поведение ребёнка - один из наиболее частых запросов, с которым обращаются родители. Ребенок закатывает истерики, дерется, не дает родителям общаться с кем бы то ни было в его присутствии, обзывается, не выполняет просьбы. Список можно продолжать до бесконечности, вопрос один: «Что с этим делать?»
И чтобы ответить на этот вопрос, важно понимать причину такого поведения ребёнка. Прежде всего необходимо исключить физиологические причины, ведь часто за нежелательным поведением стоит нарушение слуха, непонимание речи и отсутствие собственной речи. Следовательно, ребенок не понимает, что от него хотят, и не может объяснить, что с ним происходит, и что ему надо. В такой ситуации важно определить причину нарушений, обратиться к специалистам и помочь ребенку выстроить коммуникацию с окружающими.
Так же за нежелательным поведением могут стоять психологические причины:
1) нехватка внимания;
2) избегание;
3) доступ к желаемому.
Давайте рассмотрим каждую в отдельности и разберёмся, что же нам с этим делать.
Начнем с нехватки внимания. На самом деле, это очень частая причина нежелательного поведения у детей, при этом родители, как правило, говорят: «да сколько же ему ещё внимания надо, итак целый день с ним!» На самом деле проводить время с ребенком и давать ему свое внимание, отнюдь не одно и то же. Качественное внимание, это когда вы занимаетесь с ребенком интересной для него деятельностью, общаетесь на интересующие его темы, слушаете ребёнка, не отвлекаясь на внешние факторы, не обесценивая переживания, интересы и увлечения ребёнка, а разделяя их с ним. Такого, качественного внимания, ребенку достаточно 15 минут в день.
Можно обозначить ребенку, в какое время ежедневно в вашей семье будет «детское время». Ребенок сможет подготовить интересные для него игры и занятия к этому времени. В свою очередь родители, когда ребенок перебивает, либо капризничает, требуя внимания, всегда смогут сказать: «Я знаю, ты хочешь внимания, сейчас у меня важный разговор, а совсем скоро будет «детский час», ты пока можешь придумать, чем мы с тобой сегодня займемся в это время.»
Другая причина нежелательного поведения - избегание. Когда ребенок не хочет делать что-либо: убирать игрушки, идти в детский сад, одеваться, есть и так далее. В такой ситуации бесполезно уговаривать ребёнка, либо угрожать наказанием. Намного эффективнее использовать методику «выбор без выбора», например: «ты сначала наденешь брюки, или майку (красную, или зеленую футболку)?», «ты будешь есть из тарелки с цветочком, или с цыпленком?», «возьмешь с собой в детский сад мишку, или зайца?», «сначала уберешь кубики, или машинки?» Смысл в том, что мы не обсуждаем с ребенком необходимость выполнения действия, а лишь предлагаем выбрать детали выполнения.
Ну и еще одна из наиболее частых причин нежелательного поведения - доступ к желаемому. Ребенок хочет что либо, и не успокаивается, пока не получит желаемое. Тут важно понимать, что, получив однажды что-либо подобным способом, ребенок будет использовать данный метод всегда. При этом, часто ребенок использует данную модель поведения, только с определенными людьми. Здесь важно не подкреплять нежелательное поведение, да, конечно проще дать ребенку желаемое и прекратить истерику, но насколько вы готовы делать так регулярно? Когда ребенок кричит, плачет, падает на пол, требуя желаемое, спокойно проговорите, почему сейчас он не может это получить, важно говорить спокойно и уверенно. Если желаемое то, что ребенок может получить, но не прямо сейчас, например: конфету после того, как съест суп. Проговорите спокойно: «сначала суп, потом конфета». Здесь важна формулировка, не стоит говорить: «не получишь конфету, пока не съешь суп», это шантаж, в то время как: «сначала суп, потом конфета» - конкретная инструкция.
Ну и самое главное, какой бы не была причина проявления нежелательного поведения, для всех детей важны ПРАВИЛА! Ребенок должен знать, что, как, где и с кем можно, а что нельзя! Эти правила можно просто проговорить, можно написать, нарисовать, повесить на видном месте и помнить, что правила должны соблюдать все члены семьи!
Ирина Михайлова - психолог, экспертный член МОО РПП, г. Санкт-Петербург