Как подготовить ребёнка к первому посещению детского сада

 Анжелика Мартынова

det sad

От первого посещения детского сада, от первого знакомства с воспитателем, от того, как встретили ребенка, какие игрушки в группе, как прошло первое знакомство с ним, - от всего этого может зависеть его успешная адаптация в детском саду. Но до того, как ребенок впервые переступит порог детского сада важно помочь ему подготовиться к первому и такому серьезному шагу в его жизни.

По опыту работы с детьми и по своему личному опыту хочу поделиться с вами основными моментами и тонкостями на пути к успешной адаптации малыша в детском саду. К этой подготовке необходимо отнестись со всей серьезностью, так как это важно для дальнейшей успешной социализации вашего ребенка, ведь впереди школа, общение со сверстниками, экзамены, различные смены коллективов, университет или другое высшее или среднее специальное учебное заведение, и т д.

Работая с детьми, я видела, что наиболее успешно и легко происходит переход ребёнка в школу, смена коллектива, когда само становление и обучение умению адаптироваться, приходится на период именно младшего возраста. В это время адаптация проходит своевременно и легче, чем в более старшем возрасте, когда ребёнок пошёл в школу.

Начать хочу с того, что немаловажным фактором является, есть ли у ребенка опыт пребывания в новых условиях. Насколько часто, возможно, вы путешествуете и берете ребенка с собой. Или, может, малыш каждое лето проводит с бабушкой или дедушкой на даче. Детям, которые уже оказывались в новой обстановке, в саду адаптироваться намного проще.

Другая ситуация, если ваш малыш почти постоянно находится в одной и той же привычной для него обстановке. В этом случае детский сад может резко изменить привычный и такой знакомый для него образ жизни, и уровень стресса для ребенка в этом случае может быть гораздо выше. Для малышей оказаться в новой остановке, это как смена целого мира, огромное помещение, высокие стены, дети по-другому видят всё окружающее, по-другому оценивают происходящее. Я хорошо помню свои ощущения, когда потеряла папу за столбом в школе, куда мы зашли ненадолго к учителю старшего брата. Новое помещение - это и определённое недоверие к миру, и огромный страх потерять из виду родителя. Помните название старого и доброго фильма: «Когда деревья были большими»? А ведь так и есть, мир другой в глазах детей, всё вокруг большое.

И тогда в том случае, если ваш ребенок растёт в стабильной для него и редко меняющейся обстановке, при подготовке к детскому саду хочу поделиться с вами несколькими советами и как психолог, и из личного опыта как мамы и опыта моих знакомых:

  • Если вы уже определились и выбрали ту образовательную организацию, куда пойдет ваш малыш, дайте ему чуть больше времени для знакомства с этим садиком. Старайтесь почаще гулять рядом, проходить мимо, разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему личные истории из своего детства, наблюдайте вместе, как гуляют дети, во что они играют, обращайте внимание на то, как ребятам весело в саду, рассматривайте само здание, площадки, деревья во дворе сада, по возможности зайдите во внутрь сада и посмотрите какая обстановка там. Дети воспринимают мир через образы, через живые, яркие добрые игрушки, помогите ему познакомиться с садиком и всем тем, что в дальнейшем будет окружать его. Пусть каждый предмет первое время имеет свои названия и имена, придумывайте их вместе, пусть ребенок знакомится с ними, и это поможет на первом этапе адаптации ассоциировать это с вами и вашими прогулками, так ему будет спокойно.
  • По возможности подумайте, как сменить привычную для ребенка обстановку: может организовать поход на мультфильм в кинотеатр, выехать на природу пригласив в компанию других детей с родителями, путь это будет недалеко от дома, но для ребёнка эта поездка получится целым путешествием.
  • Сходите вместе на детский праздник, старайтесь выбрать то мероприятие, где будут незнакомые дети и взрослые, при этом заранее начинайте говорить об этом, готовиться и планировать, может покупать небольшие подарки, новую одежду, обсуждайте то, с кем вы возможно встретитесь на празднике. Важно заранее создать новые красочные образы в представлениях у малыша, фантазируйте вместе, это как раз будет формировать его новую встречу и свою собственную реальность.
  • Что касается прогулок, это тоже замечательный повод для вариантов знакомства с окружающим миром, старайтесь выбирать новые детские площадки, это необходимо для постепенного смещения границ и понимания, что мир за пределами привычной ему площадки и дома, интересный и вместе с родителями можно изведать много нового для себя. И тут крайне важно, не торопить ребенка, наблюдайте, как он воспринимает новое, что интересно и важно для него, где и с кем он легко находит контакт, а где ему необходима ваша поддержка. Все дети по-разному воспринимают мир и по-разному идут на контакт. Главное, будьте спокойны сами, ребенок будет это чувствовать и значит получит уверенность в безопасности.

Также немаловажным является опыт общения у ребенка с другими детьми и «чужими взрослыми». Понаблюдайте, как ребенок общается с детьми на площадке. Сам знакомится, идёт ли на контакт, участвует в играх, - это взаимодействие и манера поведения возможно перейдут и на его взаимоотношения с ребятами в группе. Надо понимать, что малыши — это маленькие взрослые, у них уже есть своё мнение, вкус, свои симпатии, и они могут и умеют выбирать. Наше дело как взрослых быть рядом, подсказывать и объяснять. Рассказывайте, как было у вас в детстве, дети всегда ориентируется на это, ведь если у мамы с папой тоже так было, и они справились, значит всё в порядке, у них тоже получится. Расширяйте круг общения малыша, понемногу, постепенно. Здорово, если сможете начать посещать новые игровые занятия, так или иначе, там будут дети, кто вместе с вами пойдет в этот же садик и одну группу, и это будет замечательно. Дети может пока и не подружатся, но то, что есть знакомые лица в новой группе в детскому саду, поможет ускорить преодоление адаптационного периода.

Важно отметить ещё и то, что если возникают сложности между детьми, не спешите решать эти маленькие проблемы за ребенка, помогите своему ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации. Так он формирует в себе самостоятельность и право на свой собственный выбор при принятии такого сложного ещё для него решения. А ваше дело наблюдать и быть опорой, проговаривайте ребенку, что вы любите его, что поддерживаете его, что он справится, а вы его опора и поддержка. Хороший и банальный пример с качелями, кто не проходил это? – всем, я думаю, знакома такая ситуация: на площадке кто-то успел раньше вас занять любимые качели. Вопрос, как поступить в этой ситуации, - подождать или попросить и нам дать покачаться? Ребенок, безусловно, расстроен, он видит пока только себя, вас и качели, он не может ещё смотреть так широко и видеть ситуацию как мы - взрослые. Помогите ему. Здесь важно, чтобы ребёнок учился сам принимать решения, думать, искать компромиссы, учился договариваться. Опишите сложившуюся ситуацию, что на качелях тоже ребёнок, что он маленький, тоже хочет покачаться, он пришёл чуть раньше, у него есть мама и т.п. Создайте для ребёнка объемную картину происходящего, историю, с героями, с именами, а ребенок сам уже разукрасит это в своей голове разными красками. Помните, это нам - взрослым не нужны порой подробности, мы умеем анализировать и обобщать, имея малое количество информации, а детям нужны формы, цвета и история. Не живите за ребенка, просто передавайте ему свои знания и опыт.

Через неделю мы продолжим рассказ о подготовке ребёнка к первому посещению детского сада.


denisova small

Анжелика Мартынова - психолог, преподаватель, педагог, аспирант СПбГУ, действительный член ОППЛ, экспертный член Межрегиональной общественной организации "Развитие психологической помощи", кандидат Международной ассоциации "Позитивно-динамической психотерапии", г. Москва