Принятие родителями ребенка с РАС

Максим Королев

ras

В качестве психолога, я сталкиваюсь с родителями особых детей, испытывающими непростые чувства к своему ребенку. Чувства могут варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств, психотипа родителей и семейной динамики.

Обычно родители глубоко любят своих детей и радуются их достижениям. Даже если эти достижения совсем не большие. Вместе с этим, они постоянно испытывают беспокойство о будущем ребенка.

Некоторые родители могут чувствовать вину, задаваясь вопросом, сделали ли они что-то не так, или могли ли они что-то предотвратить. Родители могут ощущать себя изолированными от общества и друзей из-за специфических потребностей своего ребенка.

При этом, многие родители сохраняют надежду и оптимизм относительно прогресса реабилитации в дошкольном возрасте, который перерастает в скепсис при поступлении ребенка в первый класс.

Для того, чтобы родители могли полностью принять своего ребенка, им нужно помочь преодолеть амбивалентные чувства. Это может быть не простым процессом. Но психолог может оказать значительную поддержку в этом вопросе.

Работа с амбивалентностью

Амбивалентность – это нормальная часть родительского опыта, если речь идет о воспитании ребенка с особыми потребностями. Родителям важно научиться обсуждать свои чувства с партнером, друзьями или с психологом.

На практике я всегда стараюсь помочь родителям найти внутреннюю опору. Для этого нужно обнаружить внутренние ценности, выяснить их позитивный вектор и экзистенциальную значимость. Другими словами - помочь родителям увидеть, как много хорошего есть у них внутри.

Одним из эффективных способов является проговаривание своих внутренних ценностей и позитивных установок.  Для этого нужно помочь родителям сформулировать утверждения, которые начинаются с фразы

"Я принимаю своего ребенка, потому что...".  Это позволяет им увидеть свою внутреннюю глубину и силу.

Психолог также может помочь родителям найти способы интегрировать свои внутренние ценности в повседневную жизнь и во взаимоотношения с ребенком. Дать практические стратегии для укрепления связи с ребенком.

Психологическая помощь с учетом психотипа родителей

Работа психолога с родителями, имеющими различные психотипы, требует понимания специфики каждого из них.

Родители с эпилептоидным психотипом: Эти родители ценят структуру и контроль. Психолог может помочь им, предоставив четкую дорожную карту и план действий для реабилитации ребенка. А также примеры успеха других родителей в аналогичных ситуациях, что позволит им чувствовать, что ситуация находится под контролем.

Родители с истероидным психотипом: Таким родителям важно чувствовать внимание и признание. Психолог может включить их в процесс реабилитации ребенка, подчеркивая их важную роль и вклад, что поможет удовлетворить их потребность в признании и одобрении.

Родители с параноидальным психотипом: Эти родители часто имеют сильное чувство миссии. Психолог может помочь им связать заботу о своем ребенке с их миссией, показывая, как их усилия по уходу за ребенком соответствуют их более широким целям.

Родители с шизоидным психотипом: Этим родителям может быть сложно выражать свои чувства. Психолог может помочь им лучше понять и пережить свои эмоции, предоставляя конкретные и функциональные стратегии для взаимодействия с ребенком и участия в его жизни.

Родители с гипертимным психотипом: Они обычно энергичны и общительны. Психолог может поощрять их участие в социальных сетях и группах поддержки, где они могут обмениваться опытом и находить новые знакомства и идеи для реабилитации ребенка, превращая процесс в захватывающее приключение.

Родители с эмотивным психотипом: Эти родители склонны к глубоким переживаниям. Психолог может помочь им сфокусироваться на практических аспектах помощи ребенку, переключая их внимание с собственных переживаний на конкретные действия по поддержке и развитию ребенка.

Для тревожных родителей: Им важна информативность и предсказуемость. Предоставление четкой информации, дорожных карт и положительных примеров может помочь снизить их тревожность и дать им чувство уверенности в своих действиях.

Индивидуальный подход позволяет психологам точнее выстраивать стратегии и получать большую эффективность применяемых методов.

Благодаря чему родители быстрее преодолевают внутренние противоречия, обучаются быть более чуткими и гибкими.

Они укореняются в понимании, что их ребенок обладает уникальной ценностью и потенциалом, независимо от его физических, умственных или эмоциональных особенностей. Родители начинают осознавать, что любовь к ребенку не определяется его способностями соответствовать нормативным ожиданиям общества.

Принятие родителями своего ребенка способствует выстраиванию новых, более гармоничных отношения в семье. А самой семье помогает стать терапевтической средой для особого ребенка.


mihaylova small

Максим Королев - практикующий семейный психолог, медиатор. Действительный член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов (МПАМ). Представитель МПАП по Саратовскому региону. Ведущий социального проекта помощи родителям, воспитывающим особых детей «Особый путь».