Радость командного взаимодействия

Инна Силенок

komanda1

Как сделать так, чтобы семья была единым целым? Чтобы дети не были «каждый за себя», не боролись за территорию и влияние на родителей? Чтобы вместо битвы за то, кто сегодня не будет мыть посуду, ябедничества друг на друга или круговой поруки было разумное распределение обязанностей и согласование действий? Для того чтобы старшие и младшие дети ладили между собой, чтобы отношения между родителями и детьми были построены на взаимопонимании и поддержке друг друга, нужно построить эти взаимоотношения так, как это бывает в команде.

Что такое команда? Это группа людей, объединенных для достижения общей цели. Когда произносишь слово «команда», сразу представляются спортивные соревнования. В спорте проще всего создать команду, потому что цель очевидна: победа в соревнованиях. Там так и говорят: «Команда – победитель». Каждый член команды чувствует себя победителем, если его команда выиграла соревнования, и проигравшим, если команда проиграла. Члены команды поддерживают друг друга, во имя достижения общей цели, радуются успехам друг друга, вместе переживают травмы и неудачи.

В бизнесе быстро развиваются, выигрывают тендеры, справляются с конкуренцией те коллективы, которые работают, как слаженный механизм, то есть проявляют свойства команды. Наладить работу предприятия таким образом, чтобы трудовой коллектив взаимодействовал как слаженный механизм, оказывается значительно сложнее. Руководитель разъясняет подчиненным общие цели, вводит систему поощрений, и часть коллектива начинает работать как единое целое, но всегда остается  какое-то количество людей, которые работают «сами по себе». Они выполняют свои обязанности, хорошо делают свою часть работы, и очень удивляются, когда руководитель или психолог, которые теперь работают на большинстве крупных предприятий, говорят им, что работают они не правильно. «Что значит неправильно!», - возмущаются они. -  «Вы отвечаете только за себя», - объясняют им, - «А за кого мне ещё отвечать?».

komanda2

Как научить их тому, что для общего успеха, мы все должны быть готовы отвечать друг за друга, помогать друг другу? Что когда мы вкладываем энергию в общее дело, заботимся друг о друге, переживаем об одном и том же, то начинают происходить чудеса: энергия, вкладываемая членами команды в достижение общей цели не суммируется, она как бы множится, то есть наблюдается эффект синергии.

Примеров синергии в жизни можно привести множество: она может приводить как к созиданию, так и к разрушению. При перетягивании каната побеждает та команда, где участники совершают рывки наиболее синхронно, слаженно. Когда солдаты идут по мосту, то им запрещено идти в ногу, чтобы избежать резонанса, потому что синхронная чеканная ходьба военных создает очень сильные колебания, и мост может не выдержать и рухнуть. 

Почему в спорте значительно легче наладить командное взаимодействие, чем в бизнесе? Спортсменами становятся в детстве, с малых лет усваивая ценности совместности, общности, слаженности действий. А на предприятие приходят работать взрослые сформировавшиеся люди, со своими взглядами, привычками, опытом успехов и поражений. Кто-то из них имеет опыт командного взаимодействия и готов поддерживать товарищей, а кто-то привык всё делать в одиночку. От чего это зависит?

Общая цель – это то, что объединяет людей и создает возможность для возникновения команды. Если для примера рассмотреть контекст спортивных соревнований, то здесь достаточно просто понять общую цель для всех членов команды. Команда должна победить в соревнованиях. Для этого нужно наладить взаимодействие между её членами так, чтобы действия их были максимально слаженными, чтобы спортсмены чувствовали друг друга. Они как бы связаны незримой нитью, позволяющей бессознательно предугадать действия каждого члена команды, и, не успев понять, что происходит, уже среагировать на эти действия самым лучшим способом. Эта незримая связь между членами команды хорошо заметна любому стороннему наблюдателю во время чемпионатов по видам спорта, связанным с игрой в мяч, и формируется в процессе тренировок годами. В школе класс становится командой, когда появляется общая цель: выиграть в каком-то соревновании между классами. Победителями быть приятно всем, и дети легко сплачиваются во имя победы, остаются после уроков, тренируются или репетируют, вместе переживают успехи и неудачи. Когда соревнования между классами позади, остается сожаление о том, что общая тема, так сблизившая одноклассников, закончилась, и опять началась обычная, повседневная школьная жизнь.

У детей, которые знакомы с радостью быть вместе, достигать успехов командой, получили удовольствие от самого процесса совместных тренировок и репетиций, проблем с командным взаимодействием во взрослой жизни на работе не возникнет. Они почувствовали вкус общности идей, достижений и переживаний, и будут стремиться ощутить его ещё и ещё. Практически во всех школах проводятся соревнования между классами. Это может быть КВН, конкурс художественной самодеятельности, спартакиада, или что-нибудь ещё. И при этом остаются дети, которые либо не участвуют в этих мероприятиях, либо участвуют формально, не проявляя к ним живого интереса. Именно они потом во взрослой жизни будут говорить: «А за кого мне ещё отвечать?», удивляясь тому, что они выполняют свои должностные обязанности, а от них хотят чего-то ещё. В чем причина такого разного отношения к работе в команде? Откуда берутся «единоличники» и откуда «командные игроки»? Если ребёнок ещё в детстве почувствовал свою роль в команде, понял свою необходимость, значимость, причастность к чему-то очень важному и большому, то потребность в этом сильном переживании будет возникать у него и потом. Значит, задача лидера заключается в том, чтобы каждый член команды почувствовал свою роль в ней. 

Для того чтобы семья стала командой, нужно, прежде всего, чтобы членов семьи объединили общие цели. Это может достаточно просто получиться, если в районе или городе, где вы живете, проводятся какие-нибудь соревнования типа «Мама, папа и я – спортивная семья». Тогда всё происходит по законам спортивных соревнований. Общая цель, незримая связь между членами одной команды сплачивают надолго, сохраняя чувство общности интересов после соревнований и потребность поучаствовать всей семьей еще в каких-нибудь мероприятиях. А наличие родственных связей позволяет наладить командные отношения быстрее, чем это бывает в обычной спортивной команде при подготовке к соревнованиям. Но не во всех городах и районах проводятся такие мероприятия, и не всегда все члены семьи готовы принять в них участие. Это может быть связанно со здоровьем, временем, культурными традициями семьи, или чем-нибудь ещё. И тогда если мы действительно хотим стать командой, то нужно самим создать для этого условия. Нужно, чтобы все члены семьи захотели делать что-то вместе и получили от этого удовольствие. То есть необходимо создать командную атмосферу. Мама или папа могут взять на себя роль организатора и создать условия для сплочения семьи. Нужно поговорить с каждым членом семьи отдельно о том, что ему нравится делать и о том, как именно он хотел бы провести выходные всей семьей. Совместные выходные можно также обсудить, организовав семейное собрание. Здесь очень важно быть ненавязчивым и дипломатичным, чтобы «не перегнуть палку».

komanda3

Анна, одна из участниц, проводимого мною, семинара для родителей, пожаловалась, что её дети не хотят проводить вместе с родителями выходные. Я дала слушателям семинара домашнее задание обсудить со всеми членами семьи, как бы они хотели провести выходные всей семьей, и принять на домашнем собрании решение, которое устраивало бы всех. Анна встретила в семье сопротивление. Дети не хотели совместных с родителями выходных. У них уже были на выходные дни свои планы, они не хотели собираться на собрание. Я спросила у Анны, как именно она обсуждала эту тему с детьми, и выяснилось, что женщина проявила изрядную настойчивость. Она ходила по дому за детьми весь понедельник и спрашивала, как они хотят вместе с родителями провести выходные. Дети раздражались и просили маму оставить их в покое. Здесь необходимо заметить, что сыновьям Анны восемнадцать и десять лет. Что у них уже были свои планы, что мама подошла к ним в момент, неудобный для разговора, и что, видя, что мальчики говорить сейчас не хотят, что у них есть дела, которые их занимают сейчас больше, чем мамин вопрос, Анна продолжала настаивать. Конечно, в такой ситуации разговор не получился и совместные выходные тоже. Представьте себе, что вы занимаетесь каким-то важным делом, и в этот момент кто-то начинает вас о чем-то настойчиво спрашивать. Захочется ли вам отвечать?

Предложить провести семейное собрание можно за обедом или ужином, то есть тогда, когда вся семья собралась вместе и делает что-то приятное для всех. В этом смысле совместная трапеза подходит для предложения и обсуждения новых традиций, так как еда является удовольствием и создает почву для некритичного отношения к новому.

Сплочению семьи способствуют совместные покупки чего-то нужного всем членам семьи. Детям очень полезно участвовать в процессе обсуждения того, какую мебель лучше установить в общей комнате. Если вы решили приобрести новый сервиз, то дети могут быть хорошими советчиками и в этом вопросе. Когда папа вместе с сыном чинит электрическую проводку или поломанную табуретку, а мама вместе с дочкой готовит воскресный обед или шьют занавески, то дети чувствуют свою ценность для семьи, причастность к семейным делам, семья сплачивается.

Порисуйте вечером всей семьей коллективные рисунки. Для этого нужно взять ватман, краски и фломастеры. Рисунки могут быть посвящены прошлому, например «Как мы ездили летом на море», или «Как мы всей семьей покупали люстру». Можно нарисовать настоящее: «Наша квартира сегодня» или «Наша семья за ужином». Очень полезно также рисовать будущее. В рисунках могут быть отражены мечты всех членов семьи. Можно нарисовать «Город нашей мечты» или «Как мы проведем ближайшие выходные». Важно, чтобы в процессе рисования участвовали все члены семьи, даже самые маленькие, пусть каждый получит удовольствие от процесса рисования и увидит свой вклад в рисунок.

Покупайте в магазинах игрушек те игры, в которые можно играть всей семьёй: лото, «Эрудит», «Монополия», конструкторы с большим количеством деталей,  «Паззлы», и т. д. Полезно отгадывать вместе кроссворды и сканворды, собираться вечером и рассказывать друг другу о том, что интересного и смешного произошло днём. Важно также в кругу семьи делиться своими проблемами, - это тоже делает семью более сплоченной.  Чем больше времени вы будете проводить вместе всей семьей за интересными делами, тем крепче будет ваша семья, тем полнее и насыщеннее будет ваша личная жизнь, тем лучше будут ваши взаимоотношения.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар