Голос ребёнка ничего не значит для тех, кто разучился слышать.
Джоан Роулинг
В прошлой статье мы начали обсуждать тему раннего развития детей. Говорили о важности близких и чутких взаимоотношений в семье, об их положительном влиянии на жизнь ребенка в целом, и даже затронули тему кризиса трех лет.
Сегодня, продолжая рассуждать о развитии детей, мы поговорим об играх: какова роль игры в жизни ребенка, какие игры бывают и какое влияние они оказывают на детей.
Высокий уровень требований общества, бесконечный список задач не дают расслабиться ни родителям, ни детям. Детский сад (школа), дополнительные занятия, спортивные секции, уроки музыки, мастер-классы – родители хотят дать своим детям максимум, часто забывая (или не зная) о возрастных особенностях, об истинных потребностях детей. В этой многозадачности у детей не остается ни времени, ни сил на свободную игру. Психологи связывают отсутствие самостоятельной игры с большим распространением тревожности, невроза, депрессии. Ведь именно в процессе игры ребенок получает удовольствие, творит, фантазирует, исследует этот мир и контролирует свою жизнь. Свободная, не направленная извне игра, помогает ребенку снять эмоциональное напряжение, расслабиться, исцелиться. К сожалению, до сих пор нашим обществом стигматизируются «плохие» чувства: «Не злись – злиться нельзя!», «Посмотри, какая ты некрасивая, когда плачешь!», «Мужчинам не бывает больно!», и ребенок, чувствуя неодобрение взрослых, может копить эти «камни» непрожитых чувств (которые могут в итоге переродиться, например, в деструктивное поведение), а может отреагировать, прожить в игре (позволяя игрушкам ругаться, драться, воевать). Таким образом, свободная игра – отличный способ достижения ребенком душевного равновесия, баланса. Наблюдая за игрой ребенка, соприсутствуя, мы можем увидеть, что происходит в его жизни, что он чувствует, поскольку «дети используют игрушки как слова, а игра – это их язык» (Гарри Л. Лэндрет).
Стоит сказать, что свободная игра имеет не только терапевтический эффект. Игровая деятельность – ведущая деятельность в жизни дошкольника. В процессе игры развиваются все познавательные процессы: воображение, речь, внимание, ощущения, восприятие, память. Л. С. Выготский указывал на то, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.
Наряду со свободной игрой хотелось бы отметить и дидактические (обучающие) игры. Дидактические игры помогают ребенку получать новые знания, развивают логическое, ассоциативное мышление. Среди них можно выделить, например: игры с предметами (дети с их помощью знакомятся со свойствами предметов и их признаками – цветом, величиной, формой, качеством), «Волшебный мешочек», матрешка, пирамидка и т.д.; настольно-печатные игры (расширяют кругозор, систематизируют уже имеющиеся знания, развивают мыслительные процессы, стимулируют воображение), «Коварный лис», «Доббль», «Кортекс»; словесные игры (во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что развивает внимание, развитие речи, быстроту реакции, «Ассоциации», «Города», «Противоположности».
На просторах Интернета можно найти подробные видеообзоры игр от нейропсихологов и игротерапевтов и выбрать игры, отвечающие вашему запросу, подходящие именно вам и вашему ребенку. Не забывайте, что «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - В.А. Сухомлинский.
Елена Терентьева - детский психолог, нейропсихолог, первое высшее - педагогическое образование - учитель русского языка и литературы, г. Москва