Одна из мам обеспокоено спрашивает: «Как быть, если ребенок ради телефона готов «продать даже почку»?»
Это уже зависимость, которую надо лечить. Я бы рекомендовала обратиться к психотерапевту или детскому психологу, чтобы переориентировать ребенка на другие интересы. При этом надо настроиться на длительную работу. Любая зависимость убирается не по щелчку, а с приложением усилий с двух сторон.
Чем младше ребенок, тем легче ему помочь. Подростки старше 15 лет, могут просто отказаться от работы со специалистом. Время упущено, как это бывает и при других хронических болезнях. Но если подросток сам просит о помощи, то значит есть ресурсы, и задача родителя помочь ему. Вы можете пробовать сами, но эффективнее вместе с профессионалом.
Как и при любой зависимости, волевые процессы подавлены, творческие заблокированы, а есть один единственный способ получения удовольствия от телефона или компьютера. Как правило, такой человек даже ест за компьютером, не замечая вкуса пищи. А ведь еда, это одно из базовых удовольствий.
Если это ребёнок, то его будущее осложняется ещё и тем, что не формируются коммуникативные навыки, и в будущем ему будет трудно общаться с окружающими. Это может отразиться на формировании окружения, создании семьи и самореализации в профессии.
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А что делают многие молодые родители? Они легкомысленно дают малышу телефон, чтобы он не отвлекал от общения с подругой или в очереди. Дома часто включают мультики, чтобы не мешал заниматься домашними делами. Даже, чтобы накормить ребенка, некоторые мамы включают гаджеты, чтобы ребенок глотал, не задумываясь о том, что ест. Да и сами мамы или папы часто сидят в гаджетах, вместо общения с собственным ребенком.
В результате получают продукт своего воспитания, который научился занимать себя созерцанием того, что видит на экране.
Появился новый тренд наблюдать за тем, как играют другие, и слушать примитивные, корявые реплики играющих, которые, явно, не обогащают словарный запас ребенка.
Во-первых, надо серьезнее относиться к использованию гаджетов детьми в раннем возрасте и как можно позже знакомить с этим прогрессом нашего времени.
Полезнее малышу купить бизиборд (доска Монтессори) - это детская развивающая игрушка, доска со всякими кнопками и выключателями, позволяет занять ребенка, способствует развитию моторики и приобщению к элементам взрослой жизни. Кто-то из детей увлечённо собирает конструктор, кто-то играет в машинки, девочки в куклы. Есть дети более усидчивые, они уже в три года любят смотреть книжки, а есть подвижные, которые оставляют книгу уже через три минуты и бегут к игрушкам. Таких детей книги заинтересуют чуть позже.
Освоить телефон можно быстро, мозг ребенка легко усваивает новую информацию.
Во-вторых, для профилактики зависимости от гаджетов, я бы рекомендовала несколько правил для родителей.
- Знакомить детей с играми на телефоне и заменяющих его экранах, следует как можно позже, не ранее 5-6 лет. До этого возраста ребенку важно научиться получать удовольствие из разных реальных источников.
– Смотреть мультики на телеэкране или стационарном компьютере в определенное время, чтобы у ребенок знал когда и сколько по времени он может развлекаться мультиками, и у него не было свободного доступа.
- Важно дозировать мультики, и выбирать те, которые не навредят вашему малышу. А подрастающему ребенку дозировать нахождение в интернете, и также быть в курсе его игр и онлайн интересов.
В-третьих, следует помнить про возрастные особенности развития.
- До 8 лет дети больше кинестетики, им свойственно познавать мир через ощущения, прикосновения. Именно этим процессам нужно уделять больше времени. Пусть ребята больше двигаются, соприкасаются с природой, другими людьми, посещают спортивные секции, развивающие кружки. Это будет освобождать и вам свободное время, пока ребенок на занятиях.
- Широкий круг интересов позволяет развивать разные зоны головного мозга. Полезны книги и игры на улице и дома. Чтение книг перед сном успокаивает, развивает и способствует развитию любви к чтению.
В-четвертых, чтобы ребенок жил интересной и разнообразной жизнью, родители должны демонстрировать это на собственном примере.
Некоторые мамы жалуются: «Дети не умеют играть, только бегают или дерутся». А откуда они научатся играть, если им никто не показал, как это делать? Предложите им несколько вариантов игр, научите этим играм и вопрос будет решен.
Ребенка важно учить играть с раннего возраста. Вначале следует играть вместе, а потом научить играть самостоятельно, без вас. Это высвободит ваше время, а ребенок научится занимать себя полезными делами. Ведь игра для детей важный процесс освоения жизненного пространства.
Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа