Внутренние ресурсы человека в работе с психологической травмой

Елена Диденко

psy travma

В статье рассмотрены значение и условия актуализации внутренних (психологических) ресурсов человека для совладания с психологическими травмами в процессе психотерапии, также представлена техника НЛП для работы с ресурсными состояниями ««S.C.O.R.E. на линии времени»

Часто к психологам на консультацию приходят клиенты с жалобой на чувство бессилия перед душевной болью, на повышенную ранимость, обидчивость, на ощущение своей ненужности, никчемности и бесполезности. Личностная история данных клиентов изобилует вытесненными травматическими фрагментами психики, исключенными из цепи развития личности. Незавершенные гештальты, переживания, психологические травмы препятствуют созданию интегрированного образа Я.

Основная сложность работы с психологической травмой – это боязнь клиента довериться кому-либо, сомнение в том, что ему можно помочь, так как клиент уже столкнулся с дефицитом социальной поддержки.  Чтобы преодолеть чувство отчуждения и недоверия необходимо создать определенный терапевтический климат. Работа с травмой обязательно начинается с создания ресурсов, чтобы не допустить ретравматизации.

Важно отметить, что качество взаимоотношений между терапевтом и клиентом является единственно важным фактором, ответственным за успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными (Роджерс, 1986).

Установление доверительного контакта между психологом и клиентом строится на трех условиях:

  1. Искренность. Терапевт открыт и прозрачен для клиента, поэтому клиент ему и доверяет. Клиенту важно чувствовать, что «обнажает» свою душу искреннему в этих взаимоотношениях человеку.
  2. Безусловная позитивная оценка. Терапевт общается с клиентом, проявляя глубокий и истинный интерес к нему как к человеку. В результате создается безопасный контекст отношений, в котором клиент может погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека.
  3. Эмпатическое понимание. Состояние терапевта «быть с клиентом», оставаясь при этом самим собой. Это активное слушание и понимание чувств и личностных смыслов так, как они переживаются самим клиентом. «Эмпатия психотерапевта сходна с внезапным солнечным лучом, прорвавшимся сквозь густую листву в лесу» (Роджерс, 1959).

Психолог только создает необходимые условия для психотерапии, именно клиент является реальным действующим фактором изменений своей личности. Единственной реальностью с точки зрения клиента является его субъективная реальность, его личный мир переживаний (в НЛП – «собственная карта мира»). Задача психотерапевта – помочь отыскать смысл психотравмирующей ситуации, интегрировать ее в субъективную картину мира, дать возможность воспринимать события как часть своей жизни и своего опыта.

Потенциалом для успешной адаптации человека к неблагоприятным жизненным событиям являются внутренние (психологические) ресурсы личности. Они придают человеку уверенность, поддерживают его самоуважение и самоидентичность. Моральное состояние и энергичность влияют на стойкость, вера в свою результативность – на настойчивость при решении трудных жизненных проблем.

По мнению Леонтьева Д.А. существуют 4 группы психологических ресурсов:

1. Психологические ресурсы устойчивости. Это ценностно-смысловые ресурсы, наличие которых дает субъекту чувство опоры и уверенности в себе, устойчивую самооценку и внутреннее право на активность и принятие решений. Ресурсы устойчивости образуют наиболее надежную защиту от неблагоприятных обстоятельств жизни.

2. Психологические ресурсы саморегуляции. Устойчивые стратегии саморегуляции как способа построения динамического взаимодействия с обстоятельствами жизни: мера субъективного контроля на обстоятельствами или зависимость от них, толерантность к неопределенности, гибкость или ригидность целеполагания и т.д.

Отметим, что ресурсы саморегуляции компенсируют дефицит ресурсов устойчивости в экстремальных обстоятельствах. Компенсация основана на переструктурировании системных связей во взаимодействии с миром, благодаря этому способна превращать в достоинство даже то, что выглядит очевидным минусом, например, отчаяние, недоверие, травму.

Так, например, русский летчик, Александр Прокофьев-Северский, потерявший ногу в 21 год на Первой Мировой войне, смог вернуться в военную авиацию, летать с протезом, впоследствии стал изобретателем самолетов, владельцем авиафирмы. Его известная фраза: «Несчастье сделало меня счастливым».

3. Мотивационные ресурсы. Отражают энергетическое обеспечение действий личности по преодолению трудной ситуации – жизненные цели и воспринимаемые возможности, смыслы, ценности.

4. Инструментальные ресурсы. Приобретенные навыки и компетенции, стереотипные тактики реагирования на те или иные ситуации, том числе психологические защиты или механизмы совладания в узком смысле слова (Леонтьев Д.А., 2010).

Индивидуальная значимость травмы снижается только тогда, когда удается отреагировать событие в достаточной мере. Эта мера у каждого индивидуальна. Зрелое отношение к своей жизни, разумный баланс оценок, даваемых прошлому, настоящему и будущему, создают условия для интеграции психотравмирующего события.

Одним из критериев неотреагированности психической травмы являются существенные отклонения психологического возраста от хронологического (Кроник, Ахмеров, 2002). Планы на будущее играют важную роль в повышении устойчивости человека к воздействию психотравмирующего события.

Существуют различные психологические подходы в работе с психологической травмой. Один из них - нейролингвистическое программирование, ставящее своей целью изучение моделей внутренней самоорганизации и поведения людей.

tech

Важными характеристиками НЛП, влияющими на его эффективность и ресурсность, являются:

  • постоянная нацеленность на позитивный результат;
  • опора на экологичную систему убеждений и ориентация в работе с клиентом на потенциал, заключенный в бессознательном;
  • убеждение в том, что каждый человек обладает всеми внутренними ресурсами для решения своих проблем.

Предлагаем рассмотреть в данном контексте технику НЛП «S.C.O.R.E. на линии времени». Модель S.C.O.R.E. (Р. Дилтс, Т. Эпштейн, 1987) - это модель описания причинно-следственной организации опыта и эффективно организованного сбора информации. Ее можно использовать в качестве универсальной рамки в работе психолога любого направления. Составляющие данной модели: симптомы, причины, результат, ресурсы, эффекты.

Что дает эта модель для работы психолога с клиентом?

  1. Поддержание у клиента ресурсного состояния на протяжении всей сессии.
  2. Достижение результата наименьшим числом шагов.
  3. Минимальное количество возвратов и повторов.
  4. Ответственность за процесс работы, разделение карт клиента и консультанта.
  5. Получение и учет обратной связи относительно продвижения клиента.
  6. Экологичность (Плигин, Герасимов, 2016).

Использование техники «S.C.O.R.E. на линии времени» позволяет включить травмирующее событие в часть своей жизни, извлечь уроки, переосмыслить событие в позитивных терминах. Каждая точка модели соотнесена с определенным временем. Делая акцент на одну из них, можно работать как с ситуациями прошлого, так и настоящего и будущего. Данная техника позволяет получить позитивные изменения в эмоциональном состоянии клиента достаточно быстро и с наименьшими негативными переживаниями.

Достижение желаемого результата в технике «S.C.O.R.E. на линии времени» обычно осуществляется за счет работы с ресурсными состояниями, которые переносятся с помощью якорей, можно использовать изменение субмодальностей или все вместе. Эту технику можно назвать универсальной, так как ее можно использовать в классическом варианте, либо встроить дополнительные шаги, либо, если есть необходимость использовать техники других направлений психологии. Самое главное понимать, для чего мы используем ту или иную технику.

Для клиента ресурс – это, прежде всего, состояние, в котором у него больше всего свободы и максимальное количество выборов. Это могут быть внутренние состояния комфорта, уверенности, удовольствия, счастья, внутренней силы, вдохновения. Все, что необходимо клиенту для решения проблем. На телесном уровне ресурсы появляются в виде позитивных телесных переживаний, таких как приятные ощущения тепла, покалывания, вибрации и т.д.

Работа в данной технике сводится к поиску новых возможностей выбора клиентом стратегий поведения, часто возможно преобразование в ресурс самого симптома – трансформация боли, страдания, конфликта в энергию для позитивных изменений личности.

Отметим, что за той проблемой, которую клиент заявляет вначале терапии, часто стоит другая, более сложная и глубокая. Например, клиент, пришедший с проблемой низкой самооценки, получив ресурс в процессе работы в технике «S.C.O.R.E. на линии времени», делится своими переживаниями по поводу насилия, произошедшего в детстве.

Почти каждый взрослый человек, пришедший к психологу с той или иной психотравмой, рос в семье с трудными, а порой и невыносимыми условиями, с фрустрированной потребностью в безопасности. Как правило, у взрослых клиентов с психотравмой не было в детстве надежного безопасного взрослого человека рядом. Работа в обсуждаемой технике позволяет достаточно быстро выйти на эти травмирующие события в детстве. Часто при работе на линии времени актуализируются детские травмы. Клиент, чувствуя тревогу, «проваливается» в свою детскую часть, своего внутреннего ранимого Ребенка. В данном случае эффективна работа с детской частью для обретения опоры внутри себя. Использование метода работы с Внутренним Ребенком является примером встраивания в модель НЛП техник из других подходов.

Поддержка Внутреннего ребенка является мощным ресурсом в работе с психотравмой. В процессе выполнения техники и восстановления связи со своей детской частью клиенты, как правило, переживают чувство любви к себе, ощущение целостности личности.  Создание позитивного желаемого состояния клиента в качестве ресурса позволяет  поддерживать   чувство уверенности совладания с проблемой.

Таким образом, опора на личностные ресурсы человека в работе с его психической травмой позволяет вернуть клиенту жизненную энергию, которая уходила на переживание боли и различные способы защиты от нее, восстановить баланс психической деятельности, интегрировать разрозненные части личности в единой целое.


demishonkova small

Елена Диденко - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, мастер НЛП, г. Новороссийск