Импульс к действию

Инна Силенок

na divane1

Продолжим тему кризиса, выхода из кризиса, начинания чего-то нового.

Как мы делаем что-то впервые? Тема начинания чего-то нового возникает у каждого человека, и при этом стратегии «приступания» к новым делам могут быть разными. Кто-то легко берётся за любое новое дело, «бросается как в омут» или просто идёт и делает. Для кого-то достаточно сложно, трудно или даже тяжело сделать первый шаг, и когда на него решился, - дальше легче. Кто-то начал, сделал какое-то первое действие и замер. Страшно, непонятно, что дальше делать, или пропал «запал», то есть энергия куда-то исчезла, нет сил и желания.

Можно привести ряд стратегий, описывающих, как дальше действуют люди после того, как начали что-то делать. Но это другая история.

Здесь я хочу поговорить именно о начинании. О первом шаге, о мотивации, энергии, о том, что помогает и мешает. Лежит человек на диване, смотрит в телевизор. Денег почти нет, работы нет, семья возмущена тем, что «раньше был нормальный человек, работал, зарабатывал, семью обеспечивал, общался с друзьями, ходил в спортзал, а теперь лежит и ничего не хочет делать». Внешние признаки «кризиса» налицо. А что при этом происходит «внутри» - с мыслями, чувствами, силами, энергией, мотивацией человека?

В НЛП есть модель ТОТЕ, описывающая то, как человек делает некое действие, причём есть микро-ТОТЕ, есть макро-ТОТЕ, можно рассмотреть разные «масштабы» действий. Здесь я предлагаю рассмотреть макро-ТОТЕ. Например, ТОТЕ поиска работы. Итак, у нас есть

Т1 - триггер, запускающий действие (поиск работы),

О – операция, - собственно само действие (поиск работы),

Т2 – тест, проверка, сделал ли я то, что собирался (нашёл работу или принял решение закончить поиск по какой-то другой причине),

Е – выход, то есть переход к следующему действию (устройство на работу, или какое-то другое действие).

Описывая действие по модели ТОТЕ, мы используем систему вопросов. Каждая из точек модели ТОТЕ отвечает на определённый вопрос:

Т1 – Как ты знаешь, что пора начинать искать работу?

О – Что именно ты делаешь, когда ищешь работу?       

Т2 – Как ты знаешь, что пора заканчивать искать работу? (Нашёл, тебя нашли и предложили, решил не работать и не искать по каким-то причинам)

Е – Что ты делаешь, когда закончил искать работу?

В истории с кризисом и лежанием на диване перед телевизором ТОТЕ поиска работы почему-то не запускается, хотя отсутствие работы уже давно носит угрожающий характер. Вот-вот семья распадётся. Проблемы уже как снежный ком перешли во многие контексты, - хорошо, если не во все (включая здоровье).

Т1 – Как ты знаешь, что пора начинать искать работу? – Знаю, что пора. Но действие, то есть О – операция поиска не запускается. Происходит какой-то сбой. Нет сил, мысли во внутреннем диалоге идут по формуле сомнений: «да, надо, но», «хорошо бы, но…», «бесполезно, где её сейчас найдешь», «кому я нужен», «время сейчас тяжёлое, работы нет», «сил сейчас нет, завтра…» и т.д.

Позиция явно не субъектная. Из-за чего-то человек сделал вывод о себе и о жизни в целом, демотивирующий его что-то предпринять, изменить, включиться в активную деятельность. Нет ресурсов. Или доступа к ним. А раньше были. Можно, конечно, поговорить о причинах, найти их множество и внешних, и внутренних.

Нумерологи и астрологи в этой ситуации скажут, что это период спада, рассчитают, когда он закончится. Вряд ли кто-то поспорит, что у нас бывают периоды подъёма, спада, покоя, время стабильности и время перемен. Если посмотреть со стороны на свою жизнь и проанализировать её периоды, то всё это мы найдём у себя и у тех, кого хорошо знаем и много лет находимся рядом. Продолжительность у периодов может быть разной. Но ведь любой период можно рассмотреть в сравнении с остальными, то, что для одного «покой» по сравнению с другими его жизненными этапами, для другого довольно активная деятельность. И уровень притязаний у нас разный, разные амбиции, разные убеждения по поводу того, что можешь, должен, на что имеешь право. И все эти «можешь, должен, на что имеешь право» в системе создают у нас импульс к действиям. Или не создают.

farreli

Пётр Силенок описал эволюцию мотивации изменений, создаваемых провокативной терапией Фрэнка Фарелли, - то, как человек переходит из состояния «коврика, о который все вытирают ноги» в субъекта:

я не могу (не функционирую) -> я больше так не хочу -> я больше так не буду -> я хочу по-другому -> я действую по-другому 

Когда человек «лежит на диване перед телевизором» или как-то ещё бездействует, ничего не меняет в своей жизни, у него нет энергии на эти изменения, он не знает, как изменить, у него нет картинки результата. Он может теоретически её представлять, но даже визуализируя желаемые обстоятельства, подходящее для него решение ситуации, он не может получить нужную картинку. Картинка рассыпается или расплывается, или образ выглядит не так, как он хочет, возможно даже пугающе. И во внутреннем диалоге спор. И чувство бессилия. По всем модальностям минус, не то, что нужно для качественных целенаправленных действий. Бессознательное о его сознательном решении знает что-то иное, то, к чему сознание пока не готово. На свою новую эволюционно обусловленную цель человек, находящийся в кризисе, пока не готов. Сколько времени уйдёт на то, чтобы сознание и бессознательное договорились, чтобы запустился ТОТЕ действия, приведшего к желаемому результату? Время этот процесс может занять разное. Иногда уходят годы.

К психологу обратиться что-то мешает. И даже если обратился, всё равно энергии на то, чтобы довести работу по выходу на новые цели, обретению необходимых для её достижения ресурсов, не хватает. Нет сил и мотивации: «что воля, что неволя, - всё равно, всё равно…» Клиент в терапии в таких ситуациях домашние задания не выполняет, причины на это находит. На приёме жалуется, говорит о том, что не так, а действовать не собирается. И у психотерапевта возникает к клиенту жалость, - то есть имеет место четвёртая фаза конфликта по Кэтрин Кволс. – Клиент не верит в то, что может что-то изменить в своей жизни, в себя самого. Начинать в таких случаях надо с малого, как я уже писала ранее, «делить большую проблему на маленькие части и решать по принципу «как съесть слона? – по кусочку за один приём». И поощрять, и праздновать решение каждой маленькой части проблемы. Но здесь тоже есть трудности. Надо, чтобы клиент начал хоть что-то делать! Помните, «ты бы хоть лотерейный билет купил!»?   

Задача провокативной терапии создать импульс к действиям, перевести человека из жалобщика в субъекта, готового менять свою жизнь. Провокационные методы позволяют создать импульс к действиям. А дальше первый успешный результат необходимо закрепить.

Что значит импульс к действиям? – Во внутреннем диалоге появляется «Все достало! Я вам всем сейчас докажу». Не «ещё докажу», «докажу когда-нибудь», «докажу, как только появятся силы», а «сейчас докажу» или «всё. Хватит. Встаю и иду» и рука тянется к телефону или компьютеру, начинаются реальные действия Т1 запустил О – операцию.

zlost

За счёт чего провокативная психотерапия создаёт импульс к действиям? – за счёт появления у клиента сильных янских (активных) эмоций вместо вяло текущих иньских (пассивных). То есть вместо печали, обиды, жалости к себе, разочарования, подавленной агрессии, которая зачастую переходит в аутоагрессию, возникает мощнейший протест, злость: «Ну я вам сейчас устрою!». Это, конечно, не воодушевление, которое двигает большинство созидательных процессов, но воодушевление придёт позже. После первого результата, достижения, успеха. И здесь тоже важно не успокоиться, снова не «залечь в берлогу как медведь до следующей весны». Провокативная психотерапия использует настолько хлёсткие метафоры, отсмеивает то, на чём стояло надёжное табу, вызывает сильные, яркие переживания, забыть их практически невозможно, назад дороги нет. Но это, конечно, в идеальном варианте провокативной терапии. Специалист должен быть очень крутым провокатором. Но в любом методе есть специалисты разного уровня компетенции. В целом именно провокативная психотерапия решает задачу мотивации клиента на изменения, продвигает его к субъектной позиции, - решает главную задачу психотерапии. «Чтобы поменять лампочку, лампочка должна хотеть меняться».

Итак, триггер запустил операцию. Что дальше? – об этом читайте через некоторое время.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар