В Москве прошел II Международный фестиваль документального кино «RT.ДОК: ВРЕМЯ ГЕРОЕВ».
Два года длится непростое для всех время специальной военной операции. Мы каждый день, каждую минуту думаем о наших ребятах на передовой. И все эти месяцы там же на передовой находятся журналисты, военкоры, операторы, которые рискуют собой для того, чтобы у нас и следующих поколений осталась память о тысячах ребят, взявших на себя героическую, главную и смертельно опасную миссию защиты страны. Чтобы мы знали, как живут ни в чем не повинные мирные жители ДНР, ЛНР и всех жилых районов, по которым жестоко прошли боевые действия. На фестивале организовали выставку «Донбасский уголь» Екатерины Яковлевой, генерального продюсера фестиваля, художника и автора документальных фильмов. На стендах фотографии военных журналистов и портреты, написанные углем. Сильное впечатление.
Программа фестиваля насыщена показами документальных фильмов, встречами, общением. Стены второго этажа увешаны большими листами, на которых сотни благодарностей от зрителей. В рамках программы фестиваля состоялся показ фильма «Хочу тишины» Артема Сомова, в котором показана работа психологов с мирным населением, с женщинами и детьми, живущими в ПВР, бомбоубежищах и уцелевших домах.
24 февраля состоялась панельная дискуссия «ПТСР. Как справиться». Тема выбрана неслучайно: ПТСР становится основной проблемой вернувшихся из зоны боевых действий, заниматься этой темой предстоит долго и серьезно. Для обсуждения на сцену были приглашены: Инна Казимировна Силенок, руководитель группы кризисных психологов Народного фронта, Президент МОО «Развитие психологической помощи»; Алексей Захаров, военный психолог, заместитель Генерального директора «Центра защиты от стресса; Михаил Хасминский, руководитель центра кризисной психологии, вице-президент МПАП, эксперт КСВО; Антон Филимонов (позывной Рокот), командир морской пехоты.
Основным спикером мероприятия стала Инна Казимировна Силенок, она поделилась состоянием дел, перечислила те нарушения и симптомы, усложняющие людям жизнь при ПТСР, обозначила задачи, которые стоят сейчас не только перед психологами, медиками, социальными службами, но и перед обществом в целом. «Люди не идут к психологу! Несмотря на плохое самочувствие, вернувшиеся с СВО не понимают, как важна работа с психологом, для них пойти к психологу - значит почувствовать себя слабыми, и часто на консультацию их приводят жены, матери. Когда мы работаем на территориях, в бомбоубежищах и ПВР, мы больше работаем с мирными жителями – женщинами и подростками. Помощь нужна всем. Есть краткосрочные работающие методы, и мы видим это в следующие приезды, когда мамы нас благодарят».
Своим мнением на тему ПТСР поделился Михаил Хасминский. «Прогноз ухудшается из-за того, что ПТСР мешает выстроить отношения с семьей, поэтому важна и работа с семьей, необходимо комплексно подходить к проблеме. Помимо этого, люди сталкиваются с плохими специалистами, шарлатанами, а человек с ПТСР особенно уязвим. Необходимо разработать определенные этические нормы. Необходимо объединять профессионалов».
Тему профессионализма продолжила Инна Казимировна: «Для работы с такими категориями граждан раньше всегда работали психологи из государственных учреждений, сотрудники фондов. Все должно регулироваться, важен контроль за качеством работ. Есть организации и сообщества, где оказывают психологическую помощь, есть места, где оказывают психологическую поддержку. Есть Народный фронт, его кризисные психологи оказывают психологическую помощь, есть комитеты семей воинов отечества, где работают психологи-волонтеры, и там психологи ведут прием членов семей военнослужащих. Есть психологи в школах, которые не могут оказывать психологическую помощь, у них нет необходимых инструментов, но по факту они, также как и психологи в медицинских учреждениях, являются психологами РСЧС, помогая специалистам по кризисным ситуациям. Помощь может быть оказана и в общественных приемных. У нас в Краснодарском крае у меня в команде 234 психолога, и каждый из них приписан к какому-то участку, и при необходимости специалиста могут вызвать для оказания помощи.»
Алексей Захаров рассказал, куда должны обращаться люди, которым нужна психологическая помощь. «Есть государственные, общественные системы, ситуация начала выстраиваться. Есть еще один аспект: на сайтах появились украинские психологи, которые выводят страдающих ПТСР в системы зависимости. В рамках Фонда «Защитники отечества» подбираются психологи, имеющие опыт работы в кризисных ситуациях. Таких мало, их необходимо готовить. С такой травмой психолог не может работать один, а в комплексе с медицинским, социальным и образовательным комплексом. Это государственный подход. Основная проблема для вернувшихся: выйти из мира военного и ощутить ценность мира, из которого он ушел на войну. Самое страшное для солдата не умереть, а получить ранение и стать беспомощным, обузой для близких. Трудно отказаться от системы жизни на войне, это требует понимания и внимания от семьи и общества».
Антон Филимонов поделился своим видением как помочь себе: обязательно ставить новые цели, развиваться, не топтаться на месте, расти. Антон также подчеркнул, что для ребят, ставших инвалидами, непросто пойти к обычному психологу, он не поймет состояния такого человека. Поэтому было бы хорошо, если бы люди с ограниченными возможностями получали психологическое образование и могли помогать другим своим примером.
На панельной дискуссии прозвучали важные составляющие жизни и работы с вернувшимися из зоны боевых действий солдатами: им необходимо остаться героями, опорой своей семьи, детей и старшего поколения, чтобы чувствовать себя сильными и нужными, забота о близких дает удовлетворение и радость. Для семей, которые ждут своих мужей и сыновей, нужна поддержка со стороны социально-образовательных, религиозных институтов. Справиться с ПТСР можно только используя комплексный подход. Еще одна важная мысль: прошлые поколения справлялись с ПТСР без психологов, но была выстроенная государством мощная идеология массового героизма, которая хорошо заменяла психологов. В советской стране считалось, что если ты нормальный человек, то ты герой, и спрашивать с тебя надо как с героя. Уже в младшей школе ребенок хотел быть похожим на лучших, на героев, так формировалась собственная ответственность перед людьми и обществом, была правильная социализация в общественной среде, человеку не давали падать, поднимали, но и спрашивали серьезно.
Инна Казимировна прокомментировала тему дискуссии: «ПТСР - это ситуация, требующая лечения. Справиться с ПТСР можно наладив качественную систему оказания психологической, психотерапевтической, неврологической помощи. Необходима патриотическая работа, которая объединяет разные поколения, дает масштаб, идеологию, и это тоже помогает сохранять психологическое здоровье. К патриотической работе необходимо подключать вернувшихся с боевых действий воинов всех возрастов. Необходимы изменения и работа на уровне каждого министерства. Сейчас нужно взять работающую программу, обучить и с помощью системы наставничества подключить к этой работе максимальное количество специалистов, чтобы в каждом небольшом городе был профессионал, к которому можно обратиться.»
В завершении Инна Силенок вручила медали МОО «Развитие психологической помощи» Екатерине Яковлевой, режиссеру Артему Сомову, объявила о награждении медалью режиссера Руслана Гусарова, находящегося в это время в командировке и отметила, что фильм «Хочу тишины» вносит значительный вклад в психологическое просвещение в России, демонстрирует работу кризисных психологов, развеивает мифы о том, что психологи «просто разговаривают», способствует тому, чтобы люди не боялись обращаться к психологам, а значит содействует улучшению психоэмоционального климата в регионах.
Короткий обзор о том, как тема кризисной психологии была представлена на II Международном фестивале документального кино «RT.ДОК: ВРЕМЯ ГЕРОЕВ» смотрите фильм-хронику Светланы Гучетель:
https://youtu.be/CmQsIpKAe1U?si=SzYskjcelnpyqpFs
Лилия Гадель - психолог, телесный терапевт, тренер по снижению веса, журналист, общественный деятель, г. Москва