Под «демонами» я понимаю малоуправляемые сверхсильные переживания.
Испепеляющую ярость. Зашкаливающий гнев. Предельное отвращение. Либо, наоборот – полный ступор с безнадегой и самообвинениями.
В ситуации предательства такие реакции – сплошь и рядом.
Срока давности, как правило, не имеют. Всплывают когда хотят.
И всякие «сдачи», «безусловные принятия» и «радикальные прощения» при всей красоте и привлекательности этих идей и практик – не работают.
Ну не хочет наш организм сдаваться такой ситуации, принимать ее и тем более прощать. Как бы мы его ни увещевали.
У тела – своя правда.
Давайте посмотрим, на чем она основана.
Предательство – запутанность своего и чужого.
Свой – тот, на кого можно опереться. И тело это чувствует.
Отсюда боевые танцы горских народов – обнявшись в общем кругу. Все чувствуют всех.
Я иду твоими ногами. А ты идешь моими. Мы вместе. … И очень точно знаем, в каком именно. Такой строй не пробить.
Чужой – от которого однозначно «выносит». Опираться – не просто не хочется. Невозможно.
Предатель – тот, кто «втерся» в доверие. Вошел в контакт, как притертая пробка. То есть создал гипер-опору в чем-то самом важном, ключевом для вас.
И вы считаете его своим. Тело верит. И опирается на этого человека. На эти отношения. Причем буквально. Конкретной, плотной, заметной реакцией при общении. И при воспоминании об этом общении.
И вдруг…
Я здесь не буду о том, что каждому подобному «вдруг» предшествует шепот, а иногда и достаточно внятный голос так называемых «слабых сигналов». Это другая тема.
Да. Предупреждали. Но.
Факт налицо. Тело доверилось. Опора сложилась. И вдруг… Вместо привычной опоры-поддержки – мертвая пустота… И в эту мертвую пустоту – вдруг начинает утекать жизнь.
Тело не терпит пустоты. Особенно внезапной. Оно жестко напрягается, чтобы как-то эту пустоту скомпенсировать, заполнить живым присутствием. Но, увы, уже не упругой теплотой уверенности, а искрящей проводкой гнева и боли. «Растопытивается» тело и провисает в крайне болезненном напряжении.
«Приткнешься о камень… Будешь держаться на терниях и шипах…» - писали древние китайцы в своей «Книге Перемен» как раз о подобных реакциях организма.
И что теперь? Что делать-то?
Чтобы справиться с демоном предательства, действовать вам предстоит на двух уровнях – внешнем и внутреннем, социальном и индивидуальном.
Социальный уровень предполагает оценку и восполнение ущерба.
Индивидуальный уровень – оценку и коррекцию способов проживания вами этой ситуации.
Итак, на уровне социальном вы рассматриваете ситуацию «с высоты птичьего полета» и отвечаете себе на вопрос: а что, собственно, происходит?
И в какой мере?
Степень 1. «Объект» обещает одно, а делает другое.
Это само по себе предательство? Собственно, пока нет. Предательство начинается, когда этот вопрос отказываются обсуждать по существу. Да еще эдак подбоченясь надменно. Вроде как неуместно с такой мелочью да к такому биг боссу…
Бывает, вы сдаетесь. И теряете - время, возможности, самоуважение...
Степень 2. «Объект» категорически не готов исследовать и обговорить ситуацию, которая вам важна, и разобраться в ней, обогатиться общим осмысленным опытом. А значит – не готов строить общее пространство отношений.
Здесь потери моральные возрастают. И уже материальные появляются.
Степень 3. «Объект» пользуется вашими дарами с заметным удовольствием и пользой, а к вам периодически предъявляет претензии. В общем, самоутверждается, продвигается или обогащается при вашем непосредственном участии. И за ваш счет. А когда на горизонте появляется кто-то более подходящий, вежливо просит освободить помещение.
На этом уровне карта может содержать не только исчислимые потери. А еще и украситься белым флагом жизненного краха.
Степерь 4 и выше – прямой ущерб доверившемуся человеку.
И сообразно ущербу важно заняться латанием брешей. Если они латаемы в принципе.
Как помочь делу - обычно бывает ясно. От простых решений «Я не готова обслуживать чужие долги» и «не хочешь сотрудничать – будешь тренажером» до сложных многолетних судебных процессов. И, слава Богу, есть в нашем распоряжении теперь и процедура медиации. То есть организация переговоров сторон во внесудебном пространстве.
Перейдем теперь к уровню индивидуальному. Который отвечает на вопрос – как помочь себе.
Тут возможны варианты.
И первый вариант – ничего не делать. То есть полностью довериться своему организму, положившись на древнюю идею «время лечит». И на естественный ход событий.
Что будет тогда?
Всем известный «маятник», «качели» или «ножницы». Когда вас сначала сбрасывает в мертвую пустоту и холод «отсутствия притертой пробки». И вы проходите круг сожалений и самообвинений. Вплоть до полной безысходности. Потом вдруг спохватываетесь и широкими мазками рисуете в своем воображении картины страстно желаемого будущего – воссоединения с предателем или мести ему. Делаете это до истощения. Которое снова проваливает вас в безысходность. И так – снова и снова. И все это в нескончаемом внутреннем диалоге.
И если ваш организм от природы достаточно крепок, а сознание свободно от «вирусов» - вы быстро проживете эту ситуацию. И на выходе из нее спокойно разберетесь, в чем была уязвимость, которой воспользовался предатель.
А если организм ваш крайне чувствителен от природы. И склонен к перевозбуждению, перенапряжению и переутомлению… А в сознании включаются генераторы драмы или, не дай Бог, трагедии…
Тогда время вам не лекарь, а злейший враг. Тогда ваш героический организм не рискует не справиться «малой кровью». Нервное возбуждение дойдет до исступления. То есть станет настолько мощным, что начнет определять уже не только ваши эмоции. Но и мысли. И способы действий. И цели. Внимание ваше будет полностью поглощено ситуацией предательства. Все другое перед этим померкнет. И вы будете отыгрывать, сливать жесточайшее свое перенапряжение, свою боль (а вместе с ними – свою жизненную силу) пытаясь выяснять отношения с предателем, что-то ему объяснять, жаловаться, горячо настраивать против него других, угрожать… Это значит, включился генератор драмы. Без помощи справиться вам будет очень трудно. Но возможно, особенно, если посвятить этому жизнь.
Или вы обнаруживаете себя в ситуации причинения серьезного ущерба. Калечите или убиваете. Предателя или себя. Или кого-нибудь еще – кто под руку попадется. Прямо или косвенно. А это уже означает, что вы под властью генератора трагедии. И если вы это видите – за квалифицированной помощью следует обратиться немедленно.
Драма и трагедия… Два жанра, которые насквозь пронизывают историю человечества. Лейтмотив и нерв цивилизации. Пройти через них и выйти в сценарий развития – серьезный вызов. И выбор. И опыт людей, сделавших такой выбор, при всем своем многообразии можно свести к двум взаимодополняющим принципам.
1. Интеллектуально-эстетическая переработка. Отделить ситуацию от себя и уравновесить ее интеллектуальным прорывом или сотворением шедевра.
2. Телесная трансформация. Пройти сквозь боль насквозь, до твердой опоры под ногами. Вернуть забранную болью энергию и силы себе.
Первый подход подробнейшим образом описан Данте Алигьери в его «Божественной Комедии». Уникальном примере самосозидания великой личности и великой души в бурях политической борьбы гвельфов и гибеллинов в позднем средневековье. Пережитое в этой борьбе чудовищное напряжение Данте буквально отскоблил от себя и вылепил, воплотил в циклопической воронке Ада. Там где каждый грех и каждый повинный персонаж встречает свою муку. А предатели томятся в девятом – самом страшном круге. Пройдя-создав эту воронку до конца – смог он описать и пространство Рая.
Второй подход призван помочь организму физически пройти барьер «пустота-перенапряжение». Притормозить эмоциональные качели. И сойти с них. Буквально - на собственные ноги. Опереться на собственный хребет.
Для этого нужно выяснить, какой доступ использовал предатель. Какая функция должна быть сформирована, разблокирована или восстановлена, чтобы человек мог выстраивать основательные, доверительные, открытые в будущее отношения, не ведясь на «притертые пробки».
Это может быть доверие ясности своего мышления и точности ощущений. Способность думать и действовать из сильной позиции. Потребность в ясном и честном отражении. В понимании. И самое сложное – способность выстраивать свое тело под собственные задачи, а не под чужие призывы, иллюзии и фантазии.
Прожив таким образом предательство, укрепив себя и свои позиции, вы перестаете нуждаться в «притертых пробках». А значит – демонизировать/идеализировать ситуацию предательства и персонажа, который это предательство совершил. Перестанете удерживать его образ в своем внутреннем пространстве.
Вы обретаете опору в собственном теле.
Идете своей дорогой.
А демонов отпускаете туда, где им и положено быть. В мифологию. Летите, милые…
Ирина Чеглова - врач, исследователь, психотерапевт, кандидат медицинских наук