120 лет со дня рождения Милтона Эриксона

Инна Силенок

erikson1

«Мой голос останется с вами…» и волшебное «now» - сейчас. - Эти два сильнейших внушения-послания Милтона Эриксона живут со всеми психотерапевтами и психологами-практиками, работающими в модальности эриксоновского гипноза. Живут и действуют. Производя те самые изменения, ради которых мы работаем. И создают модели. Модели изменений. Удивительным образом меняя ситуацию не так как мы видим, а так как нужно «гениальному» по мнению Милтона Эриксона бессознательному.

На откуп которому он отдавал всю работу с клиентом и научил отдавать нас. И мы научились. Доверять тому, что приходит, когда мы в трансовом раппорте. Справляться с комплексом компетентности – мы можем не знать и не понимать, что происходит, а бессознательное клиента знает. Нужно только с ним договориться.

И ровно 120 лет назад 5 декабря 1901 года родился великий психотерапевт, который нашел, изучил, понял и внедрил язык, на котором бессознательное понимает и соглашается на сотрудничество. Язык, который теперь носит его имя – Милтон модель. И всё новые и новые поколения гипнотерапевтов изучают и осваивают эту уникальную модель языка – универсальную, используя которую, мы даем широкую рамку, а бессознательное каждого клиента вставляет туда свое содержание, и происходит чудо.

Чудом можно назвать всё, что происходило в жизни великого основателя кооперативного суггестивного направления. Чудом было то, как он жил, что делал, то что происходило со счастливцами, с которыми он работал, кто попадал на приём к Милтону Эриксону, с теми, кто его моделировал, у него учился, осваивал его гениальные психотерапевтические стратегии при его жизни и после его ухода.

erikson2

Переболев в 17 лет полиомиелитом (а по некоторым версиям рассеянным склерозом, но в любом случае обе страшные болезни неизлечимы) Милтон Эриксон прожил 78 лет. Заговорив в 4 года, при этом не различая музыкальные звуки, видя только фиолетовый цвет, он удивительным образом мыслил. После 17 лет полностью парализованный, он моделировал сестренку, которая как раз училась ходить. И он научился ходить снова. И показал человечеству, что не бывает безвыходных ситуаций. Обладая колоссальной силой воли, он не хотел использовать её напрямую, работая в директивном гипнозе. Силу воли он направил на работу над собой.

И это создало условие для его двух гениальных открытий. Чтобы стать успешным гипнотерапевтом, нужно тренировать собственные трансы – он постоянно так и делал, и именно потому, по мнению многих его библиографов, смог прожить столько лет при его серьезнейших органических нарушениях. И он создал кооперативный язык внушений. Мягкий, не вызывающий сопротивлений. И это важнейшие открытия в области гипнотерапии, так как они позволяют работать с любым (не побоюсь этого слова) клиентом.

Когда мы работаем в гипнозе, основной проблемой является сопротивление клиента, страх, что его «загипнотизируют» и что-то внушат, он потеряет контроль над своими действиями, жизнью. Без сотрудничества мы не можем помочь клиенту. В директивном гипнозе это сотрудничество возникает благодаря авторитету врача: «Врач сказал – надо слушаться и делать». Психолог – не врач. И конечно, когда есть большой авторитет, то работать проще, но и при этом достаточно часто мы встречаемся с сопротивлением (явным или скрытым). Это мешает работе. Надо договариваться. Сознательное сопротивление можно убедить, если твоя личная сила больше, чем у твоего клиента в момент консультации. С бессознательным сложнее. В чём оно заключается? Что за этим? Нужно ли снимать защитный механизм психики? Может быть наше вмешательство нежелательно, и симптом с которым обратился клиент, меньшее из зол, и защищает клиента от другой – более опасной беды? Кто знает, что и как лучше? Милтон Эриксон понял, что знает Бессознательное. Он первым назвал его гениальным. Это противоречило популярному на тот момент постулату Зигмунда Фрейда, что Бессознательное – это помойка, и в корне меняло все представления о психотерапии.

erikson3

Принципиальная новизна, гениальность и уникальность Модели психотерапии Милтона Эриксона в том, что психотерапевт не может знать как лучше именно для этого конкретного человека. И клиент не может знать. Мы не можем сознательно знать. Знает Бессознательное клиента. А психотерапевт или психолог практик – инструмент для договора с бессознательным. Но чтобы договориться, надо знать очень много, понимать все принципы работы, физиологию, работу мозга, эволюционные законы и обладать колоссальной лингвистической чувствительностью и компетентностью. Именно таким был доктор психиатр Милтон Эриксон, который создал модель настолько универсальную, что её теперь могут использовать не только врачи, но и психологи. И оказалось, что нет людей не гипнабельных. Есть люди, «которым нужно разное время для того, чтобы войти в состояние транса». У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее. И время на подготовку можно использовать по-разному. Милтон Эриксон его структурировал для многих клиентов достаточно провокативно. Клиент, особенно сопротивляющийся, к моменту входа в кабинет уже был готов к вхождению в транс. И об этих занимательнейших историях написано множество книг. Читайте, знакомьтесь с уникальной биографией гения, моделируйте. И может быть и ваш голос останется с нами.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар