Вера и одаренность

Инна Силенок

Эту статью я посвящаю своей бабушке – Пальчик Фаине Ефимовне.

vera1

20 декабря 2021 года – то есть сегодня ей исполнилось бы 100 лет.

Я стала писать в последнее время статьи на тему одаренности. Пока писала об одаренности детей, хотя мы можем говорить и о взрослых в этом качестве. Повторюсь, что считаю всех людей одаренными. Каждый родившийся человек наделён уникальными способностями. И дальше важно дать им развиться. Чем лучше, правильнее развивать, тем больше способности проявятся. И тогда люди узнают о таланте и даже гениальности человека.

И здесь возникает вопрос: «Правильно – это как?» Что нужно для того, Чтобы талант ребенка проявился и развился. Сегодня многие уже родители занимаются ранним развитием своего чада, водят его по многочисленным кружкам, секциям  и школам. Это, конечно, полезно. Там занимаются развитием узконаправленных навыков, количество переходит в качество, ребенок начинает хорошо петь, танцевать, рисовать, осваивает какой-то вид спорта, иностранный язык, что-нибудь ещё.

Но далеко не все дети при этом проявляют одаренность в том, что у него развивают, и большинство детей через какое-то время не хотят посещать все эти кружки или даже какой-то один, если родители выбрали для него что-то одно. Не хотят и не посещают, используя разные способы для того, чтобы отказаться. Кто-то просто говорит об этом, и этого оказывается достаточным. Но некоторые родители проявляют настойчивость, и тогда ребенок начинает болеть, чтобы его не заставляли заниматься тем, чего он не хочет, или обманывать, «забывать», прогуливать, придумывать различные уловки. Для ребенка все эти способы естественны.

Если вспомнить Эрика Берна, то в структуре личности у нас пять частей. И те, которые отвечают за «хочу» и «не хочу», «нравится» и «не нравится» - это соответственно свободный ребёнок и подавленный ребёнок. Когда я делаю то, что хочу – я играю, веселюсь, я свободный и творческий человек. Я аутентичен. Когда я делаю то, что не хочу, я подавлен, плохо себя чувствую, быстро устаю и даже заболеваю, если нелюбимый процесс затянулся и не чередуется с любимыми делали в оптимальном их соотношении. И это проявляется в любом возрасте. Потому что свободный и подавленный ребенок живут в нас всю жизнь. И то, какой из этих частей больше, определяет, насколько счастливыми и здоровыми мы себя ощущаем!

Если вспомнить биографии известных в истории личностей, проявивших талант в различных областях, то мы можем говорить о том, что их развивали в детстве. Не всегда именно в тех направлениях, в которых они потом так серьезно проявились, но развивали. Как минимум давали возможное на тот момент образование. Кто-то получал обычное для того времени для ребенка из дворянской семьи «дворянское воспитание», включающее в себя изучение нескольких языков, музицирование на каком-то инструменте, пение, танцы, изучение точных и гуманитарных наук на доступном в те времена уровне.

Но не все известные нам теперь исторические личности получили «дворянское воспитание». Разных они были сословий и в разных условиях выросли. Но тем не менее проявились, развились, однозначно весьма талантливы. И из-за этого появилось расхожее выражение «настоящий талант везде себе пробьет дорогу». И в ответ на него противоположное «талант нужно поддерживать, бездари пробьются сами». И оба этих трюизм я готова опровергнуть весьма аргументированно.

Начнём с того, что талантливые люди, как правило, достаточно чувствительны. И соответственно ранимы. А пробивать себе дорогу – это буквально «пробиваться» через толпу тех, кто тоже хочет стать известным, богатым, популярным, получить свое «теплое место под солнцем», «занять нишу» и так далее, - говоря обывательским языком.

И сразу же возникает вполне логичный вопрос, откуда же берутся так называемые бездари, если ВСЕ, как я написала выше, являются одарёнными, приходя в этот мир, то есть родившись. Отвечу. Нет бездарей. Есть люди, которые занимаются не тем делом, ради которого пришли в этот мир. То есть грешат, если говорить языком религиозным. Занимаются не своим делом. Не тем, в чём они будут уникальны, подлинны, сами собой. А чем-то другим. Тем, что модно, выгодно, проще, удобней, социально приемлемей на тот момент. То есть «хайпнули», но только в небольшом масштабе. Комнатном, если так можно выразиться. А счастья это не приносит. И теперь основная жизненная задача – не пустить того, кто занимается по-настоящему своим делом. Тем, ради которого он пришел в этот мир и, не жалея себя, идёт к своей мечте. И у них вместо счастья «здесь и сейчас» вечная иллюзия того, что если они кого-то куда-то не пропустят, оттолкнут, помешают, то это место освободится для них. А оно всё не освобождается. И это продолжается годами.

vera2

А заблокированной энергии у них много. Они её вкладывают не в девиантное поведение, но, как ни странно, также в деструктивное. Потому что они не созидают, а разрушают. Чьи-то судьбы, чей-то бизнес, чьи-то проекты. Они достаточно часто находятся как раз около той области, в которой у них есть непроявленная одаренность, хотя бывает, что и далеко от сферы своего предназначения трудятся. Бывает по-разному. Объединяет одно. Делая не свое дело, они несчастны и завидуют тем, кто счастлив, живя «странно» по их понятиям. Странным они считают поведение людей, которые не хотят «дружить против кого-то», идут против течения, делают своё дело, не смотря ни на что, явно не ради денег, почему-то становятся известными, у них опять что-то получилось, не взирая на все препоны.

И можно долго и много писать о том, что делают несчастные завистники и ревнивцы и что делают одаренные, потрепанные судьбой счастливцы, но задача у меня в этой статье другая. Я здесь хочу ответить на вопрос: «Как воспитывать, чтобы одаренность точно проявилась?». Отвечаю:

Первое условие, - должен быть так называемый значимый «другой» рядом, то есть авторитетный взрослый, который верит в этого ребенка. Верит всегда, не смотря ни на что. Считает его одаренным, прекрасным, самым лучшим. Удивляется, когда у него что-то не получается, и поддерживает при этом. И безусловно принимает любым, что бы он не сделал. И если изучить внимательно биографии всех известных в истории личностей в любых областях, то у них в детстве такие люди были. У Пушкина – няня Арина Родионовна, кстати, няни сыграли такую роль у многих писателей и поэтов. В Зигмунда Фрейда безусловно верила мама, в гениальность Моцарта верил его отец.

И я, когда работаю с клиентами, которые приходят ко мне в своём кризисном периоде, находясь на перепутье – бросить дорогое сердцу дело, потому что уже сил сражаться не осталось, или продолжать, то я предлагаю вспомнить, кто их безусловно поддерживал в детстве и верил в них, в их успех и светлое будущее. И это работает. Если удаётся найти такого человека, то клиент точно справится. Потому что именно в детстве важно получить модель таких опор. А если они в детстве не получены, то их нужно создать сейчас. Чем раньше, тем легче. Но как правило мы используем и существующие, просто единичные и слабенькие и «растим» до необходимого размера, и создаем новые дополнительные, желаемые и оптимальные, которых будет с лихвой хватать на рост и развитие, с запросом на которые клиент обратился.

И я это всё поняла и стала использовать, благодаря своей бабушке, которой посвятила эту статью. Бабушке, которая поддерживала меня и верила в меня всегда. И с опорой на эту веру и поддержку я живу и пробиваюсь сквозь постоянные препоны. Потому что понимаю, что делаю свое дело. И счастлива.

А бабушка меня научила не только этому. Она научила меня любить, отдавать себя на 100% тому, что я делаю, заботиться о других, верить людям, видеть в людях то хорошее, что в них заложено, много трудиться, «не сидеть в праздности» как она говорила, радоваться жизни и всех прощать. Вот такое наследство я получила от самого дорогого в моей жизни, вырастившего меня с трех месячного возраста человека. И сегодня, в день её столетия, я могу еще раз признаться в любви своей бабушке Фаине Ефимовне. И сказать, что мне очень с ней повезло. И моему сыну повезло быть в ежедневном контакте с моей бабушкой. И моему папе очень повезло. Он так много сделал и достиг именно благодаря своей маме – моей бабушке.

А о том, что еще нужно для проявления и развития одаренности, я напишу в другие дни в следующих статьях.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар