Итак, в продолжение исследования вопроса, как воспитать вундеркинда, мы снова обращаемся к истории и сегодня рассмотрим, благодаря каким важным аспектам отношения к ребенку в родительской семье и судьбоносным событиям в жизни юного гения удалось так рано и так мощно развить талант Вольфганга Амадея Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье придворного скрипача Леопольда Моцарта и с младенчества слышал звуки музыки в доме. Мальчик родился слабым, чувствительным, чудом выжил. Когда его старшую сестру обучали музыке, а Мария Анна Моцарт была старше юного гения на четыре года, Вольфганг Амадей чувствовал сильный трепет. В нем начала звучать музыка, он подходил к клавесину и нажимал клавиши, интуитивно попадая в консонансы – благозвучные интервалы и аккорды.
Отец понял, что у мальчика талант и стал его обучать уже в четыре года. И практически сразу стало понятно, что у малыша уникальная одаренность: абсолютный слух, композиторский талант и талант импровизатора, быстрая обучаемость виртуозному исполнению произведений. Скрипку малыш освоил самостоятельно и в пять лет уже играл на ней виртуозно и вдохновенно, извлекая чистейшие глубокие звуки, что дано не каждому взрослому скрипачу.
У старшей сестры юного гения был прекрасный голос, и малыш в шесть лет аккомпанировал Марии Анне на клавесине. Юный необычайно талантливый дуэт привлекал внимание зрителей, и их отец получил разрешение архиепископа, у которого служил, на гастрольный тур по Европе. А Вольфганг к этому времени уже постоянно писал музыку. Он не хотел исполнять чужие сочинения. Его вдохновляли именно свои произведения.
Если не пересказывать полностью биографию юного гения, а сразу приступить к анализу факторов, позволивших проявиться и развиться уникальному таланту, то первое, что становится очевидным, это его рождение в семье музыканта. Причем музыканта хорошо образованного. Его отец сам давал общее образование детям. Детям не нужно было ходить в школу, они дома изучали математику, литературу, языки, другие предметы. И детям давалась определенная свобода. Юный Моцарт, увлекшись математикой, ходил по дому и везде писал мелом формулы, примеры и задачи. Родители ему не запрещали писать на мебели.
Родители сразу признали талант юного гения и всячески способствовали его развитию. Внимание, любовь и заботу от родителей получали оба ребенка, родители их соединяли в дуэт, а не сталкивали, поощряя одного и обделяя вниманием другую. Мы видим в мальчике высокую чувствительность, болезненность, из-за которое Вольфганга берегли и щадили, у родителей на свет появилось семеро детей, а выжили только двое. Все это влияло на отношение юного гения к себе и развитие его таланта.
Отец юного музыканта был гибким и шел на поводу у малыша, давая ему возможность исполнять те произведения, которые ему нравились, не следуя тогдашней моде. Он дал возможность своему сынув юном возрасте создать моду.
В становлении юного гения принимали участие два гениальных композитора.
Моцарту посчастливилось брать уроки композиции у младшего брата Иоганна Себастьяна Баха – Иоганна Христиана Баха. Позже он подружился с Иосифом Гайдном. И гениальные композиторы признали уникальный композиторский талант Вольфганга Амадея, обучали его, помогали и поддерживали.
В разные периоды короткой жизни гения семья была его главой опорой. Менялись архиепископы, настроения при дворе, на смену славе и финансовому благополучию приходили опала и бедность, это семью только больше сплачивало, и они находили совместные решения проблем. В трудные времена родители всегда были на стороне сына.
Он чувствовал себя главным, уникальным любимым, этому способствовали также и удивительным образом, видимо интуитивно данные ему при рождении родителями имена: Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Gottlieb Mozart. Первые две составляющие этого имени – от имени Иоанн Златоуст. Четвертое имя - Theophilus - греческого происхождения, и в переводе звучит, как «возлюбленный Богом». Они никогда не использовались в повседневной жизни, но влияли на отношение мальчика к себе. Называли гения третьим именем, ему так больше нравилось.
По поводу стиля воспитания в семье Моцартов существуют разные легенды. Есть точка зрения, что юного музыканта изнуряли тренировками и репетициями. Но я, прочитав многие источники, думаю, что мальчик много занимался, потому что ему это нравилось. Иначе он начал бы постоянно болеть. Он не переносил давления с о стороны близких, а возникающие у него негативные эмоции сразу же трансформировал в музыку, - в композиторстве или исполнении уже написанных ранее произведений.
Плюс в его ранней профессиональной деятельности наблюдался неуклонный рост. Он все время осваивал какие-то навыки, создавал новые произведения в новых для него жанрах, его произведения рано начали публиковать, и всё это было бы невозможно в столь юном возрасте без колоссального труда отца по созданию условий для развития и становления юного гения, его продвижения и популяризации. Я думаю, что отец посвятил сыну свою жизнь, хотя это нигде так не написано. И делал это естественно, без упреков и требований платы со стороны юного гения.
Через некоторое время мы рассмотрим раннее развитие гениального физика Ландау и обратим внимание на некоторые дополнительные детали, позволяющие раскрыться гению в раннем возрасте.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар