Через кризис к раскрытию и развитию одаренности

Инна Силенок

krizis1

Почему иногда, просыпаясь утром, чувствуешь прилив сил, бодрость, желание действовать, и вставая, сразу начинаешь делать что-то? А в другие дни проснулся – и сил нет, ничего не хочется делать, чувствуешь то, что принято называть ленью, нет желания заниматься запланированными делами. Хорошо, когда такое состояние возникает «иногда». Если оно появляется каждое утро, то похоже, что возник кризис. И иногда люди в нём «зависают» на месяцы, а то и годы, называя свое состояние апатией. Кто-то при этом без настроения ездит каждый день на работу, что-то там делает в полсилы.

А кто-то ложится на диван и уже «ничего не делает», - так это внешне выглядит. При этом он думает, но уже, возможно, и не замечает свои мысли. Мысли вызывают фоновые переживания – негативные эмоции, лишающие сил. На фоне этих эмоций возникает постоянный стресс, в организме выделяется гормон стресса кортизол, который защищает организм от негативного влияния стресса, но при этом сил не добавляет.

Когда возникает неожиданный стресс, вызванный экстренными обстоятельствами, то человек реагирует на стресс свойственной ему стратегией – нападает, бежит или замирает. Когда мысли о бессмысленности существования, общем неблагополучии, отсутствии радующих перспектив, постоянно присутствуя, поддерживают общий перманентный фоновый стресс, человек чувствует хроническую усталость и бессилие, делать ничего не хочется. Он начинает заедать, запивать спиртным стресс, пить антидепрессанты, снотворные препараты. Кто-то находит более здоровые отвлекающие от тяжких мыслей и общей потери смысла решения – делать простые дела, не требующие интеллектуального вовлечения и большой физической силы, - уборку, глажку, копают огород, шьют постельное белье, и т.п. – вроде занят, не бездельничает. Но и не делает то, что мог бы при всех своих знаниях, навыках, личностных качествах, интеллектуальных характеристиках и т.д..

Что должно произойти, чтобы появились силы? Чтобы захотелось заниматься интересной и полезной деятельностью, чтобы выйти из этого кризиса, обрести вдохновение, воодушевление, - то есть мотивацию? – нужно, чтобы появились воодушевляющие перспективы и вера в то, что всё получится, появилась вместо страха, что всё бесполезно, боязни не справиться, быть неуспешным. Откуда берется эта вера? Тут может быть несколько влияющих на её появление компонентов. Необходимо, чтобы её аналоги были в прошлом, важно, чтобы был кто-то, кто поддержит и подбодрит. Стимулировать на действие может как страх оказаться «лузером», не успеть «запрыгнуть в последний вагон», не получить возможные блага или не успеть сделать важное дело, так и большое желание получить значимый результат, бонус, «морковку в конце дороги, - что-то такое, что значительно улучшит статус, уровень благополучия, даст больше признания, - то есть удовлетворит актуализировавшиеся потребности.

krizis2

Для того, чтобы понять, как выйти из кризиса, - то есть из своего кризисного состояния, важно в принципе понять, что есть кризис.

Из Википедии: «Кри́зис (др.-греч. κρίσις – суд, приговор, решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции». Как отмечает А. Б. Егоров, греческое κρίσις происходит от глагола κρίνω, означающего «определять, выбирать», который прочно вошёл в античную судебную практику и обозначал все действия судебного процесса: обвинение, ведение судебного процесса, состязание сторон, а также вынесение приговора, при этом сохраняя общее значение «ведения дела в суде»; затем κρίσις приобретает и несколько новых значений: исход (битвы), спор, состязание, толкование (сна); негативного смысла в термине практически не отмечается. В изначально медицинском определении понятия «кризис» определялось состояние пациента, выход из которого ведёт либо к его смерти, либо к возрождению.

В психологии понятие кризис – это происходящие в психике процессы, связанные с необходимостью изменения модели поведения. И если соединить юридическое, медицинское и психологическое, то мы понимаем, что надо делать выбор, который воспринимается на ценностном уровне как вопрос жизни и смерти. И когда этот выбор сделаешь, то нужно по-новому жить. А по-новому страшно. И по-старому невозможно. И человек как-бы зависает в «безвременье». Но только время продолжает идти. Иногда проходят годы, иногда месяцы. А человек, находясь в кризисе, не найдя в себе силы принять решение, находится в «апатии». При этом он может перестать зарабатывать деньги, не уделять внимание членам семьи, «бездельничает» как считают другие люди. В такие периоды достаточно часто распадаются семьи, разрушается бизнес, закрываются предприятия, если в таком состоянии долго находится руководитель. – всё вокруг подталкивает к принятию решения, к выбору и его воплощению в реальных делах. На выбор и его воплощение нужны силы. Где их взять?

Конечно, проще всего пойти к грамотному психологу и поработать со своими стратегиями принятия решений, поставить цель, понять, какие нужны ресурсы, получить к ним доступ, поработать с тем, что мешает, - в общем провести работу над собой и заняться новым делом или старым, но по-новому. Но почему-то к психологам идут не все. И даже те, кто идут, не всегда готовы поработать над собой до полного завершения решения проблемы. Прийти и рассказать о проблеме – да. А дальше взять на себя ответственность и полностью пройти психотерапию – редкие единицы. И это даже не в тех случаях, когда нужно годами ходить на прием к психоаналитику. Что-то мешает довести работу до конца методами краткосрочной психотерапии. Выговорился – и уже легче? В том числе. Но не только. На то, чтобы ходить к психологу и заниматься работой над собой тоже нужна энергия. А её как раз в кризисе и не хватает. И психолог должен подойти, и методы его работы, и плюс переносы возникают. И снова нужно вспомнить детство. Психолог с трудностями будет работать. А темы трудностей в родительских семьях проживаются по-разному.

Вспоминается памятка Марии Монтессори «Как общаться с ребенком правильно:

1. Детей учит то, что их окружает. 

2. Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать. 

3. Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать. 

4. Если ребёнку демонстрируют враждебность – он учится драться. 

5. Если с ребёнком честны – он учится справедливости. 

6. Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким. 

7. Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить. 

8. Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. 

9. Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. 

10. Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. 

11. Если ребёнка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе. 

12. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь. 

13. Не говорите плохо о ребёнке – ни при нём, ни без него. 

14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребёнке, так что в итоге плохому не будет оставаться места. 

15. Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним. 

16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребёнка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребёнку, который обращается к вам. 

17. Уважайте ребёнка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить её, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребёнка или других детей. 

18. Уважайте ребёнка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать. 

19. Будьте неустанны, разъясняя ребёнку то, чего ранее он понять не мог – помогайте ребёнку осваивать неосвоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребёнку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребёнка, который уже всё нашёл. 

20. В обращении с ребёнком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих».

krizis3

Какие прекрасные правила! А кто может похвалиться, что именно так к нему относились в детстве, и что он теперь также каждый раз поступает со своими детьми? В каких-то случаях, конечно, часть этих правил выполнялась. Но в основном, родители слишком сильно боятся быть «плохими родителями», боятся, что из их детей вырастет какой-то «не такой» человек, боятся не справиться, в общем действуют из страха, а не из любви. И соответственно, ребенок тоже начинает бояться. И вырастая, человек, попадая в неблагоприятную ситуацию, становится тем самым «подавленным ребенком» по Берну, который принимает решения не в пользу себя и других, не генеративные решения, а решения деструктивные, лишающие сил. Он плохо к самому себе относится. Да и к другим людям тоже. Помните, «Возлюби ближнего своего как себя самого»? А себя самого как раз и не любим. Когда успешны – любим и то с множеством оговорок, когда не успешны – так вообще ругаем во внутреннем диалоге так, что сил на действия уже совсем не остаётся. И не хватает веры в себя, в поддержку близких, в дружественность вселенной, жизненную справедливость, людей, в свое дело на то, чтобы справиться с трудностями и заниматься своим делом. То есть, оказывается, надо принять себя, полюбить себя, и тогда силы появятся.

А как это сделать? – Нужно своему внутреннему ребенку дать всё то, что не додали родители, стать самому себе поддерживающими и принимающими мамой и папой. Перепросмотреть жизненные ситуации, научившие нас страхам, неуверенности, безнадежности, скуке, безразличию, зависти, ревности и злости. И научиться новым реакциям, тем, которые позволяют находить генеративные решения и заряжают энергией, необходимость для воплощения мечты. И, конечно, эту работу нужно делать с психологом. А где мечта – там и раскрытие, и развитие одаренности. Там по-настоящему твоё. Там твои «звёзды», к которым ты придешь через тернии переживаний, неверия, сомнений и неудач, благодаря новому к себе отношению. А когда мы начинаем относиться к себе по-другому, люди тоже начинают относиться к нам иначе. Но об этом читайте в продолжении темы через некоторое время.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар