Петр Силенок – психолог, писатель, бизнесмен: «Ты не безразличен вселенной»

Интервью взяла Марина Богданова

m001

Уважаемые читатели! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с Петром Фёдоровичем Силенком – кандидатом психологических наук, тренером НЛП международной категории, автором и руководителей модальности «Генеративная психотерапия» в ОППЛ, психотерапевтом Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и Единого Всемирного реестра, научным руководителем Центра психологии «Логос», учредителем всероссийской психологической газеты «Золотая Лестница», экспертным членом и президентом краснодарского регионального отделения МОО РПП в преддверии его юбилея.

 Счастье – это, действительно, просто

– Пётр Фёдорович, 70 лет – это серьёзный юбилей, повод сделать некие выводы, ставить новые цели. Каков главный итог, к которому вы пришли на сегодняшний день?

– Это как Новый год. Постоянное обновление. В каждый мой день что-то по-новому получается. Каждый мой тренинг, даже те, что регулярно идут, они каждый раз новые. Мне странно, что какие-то формальные даты могут иметь значение. Жизнь протекает здесь и сейчас. Слава богу, 70 лет прошло, и каждый день наполнен какими-то событиями, и важно, чтобы они были конструктивными, содержательными, позитивными.

Жить нужно в кайф. Какая разница, сколько тебе лет?

– Но это особое умение – в любом возрасте жить в кайф, к этому тоже нужно прийти, это определенный навык.

– Этому я обучаю, и сам тоже люблю это делать. Есть чёткие критерии, как надо жить и как надо работать в каждой ситуации. За день жизнь их 10-15 предлагает, надо решать разные задачи. Не только формальные, но и неформальные. Особенно – связанные с обеспечением высокого качества удовольствия от жизни.

– Одна из ваших книг посвящена теме счастья…

–Да – «Психология счастья: всё значительно проще».

– Фактически это исследование, как стать счастливым. Каков этот универсальный рецепт?

– Настроение. Если настроение хорошее, ты счастлив.

– И как научиться жить в этом качественном состоянии счастья?

– Не надо этому учиться. Нужно получить к этому разрешение свыше и доступ. По воле высших сил и по собственному разумению.

– И каким образом это разумение развить, стимулировать? Огромное количество людей живут несчастливо.

– Только по одной причине – они грешны. Не в библейском смысле этого слова, а потому что не соблюдают законы. Что такое грех? Это промах мимо цели. Поэтому целевое мышление, ориентированное на решение в сложных ситуациях, а не на страдание – вот рецепт.

– Какие для этого есть методы, приёмы?

– Задать вопрос, что именно со мной происходит в данный момент? Исключительно здесь и сейчас? Потому что очень многие исследователи пытаются, именно здесь это слово уместно, организовать свою жизнь вообще. А так не бывает. Жизнь протекает в моментах. И каждый из них уникален, абсолютно не похож на другой. Даже наш разговор в его начале и сейчас – это две разных ситуации.

И понимание того, что это другой процесс уже – это процесс контакта с реальностью в формате собственной аутентичности. Вот так можно сказать. Это чувствительность. Ты должен всё время быть на этой основе. И не грешить, то есть не соблазняться на пустяки.

m002

– Какие вопросы себе нужно задавать для этого?

– Ну, один из вопросов: в теме ли я? В теме эволюции, теме удовольствия, теме позитива, теме счастья, теме пользы от меня, теме интереса к жизни – всего того, что со мной происходит.

Нарушается ли это, когда мы печалимся, когда мы застреваем в чём-то? Так  тоже можно быть в теме. Потому что тогда нужно понять, а что это за вызов такой, когда мы печалимся, обижаемся на какие-то обстоятельства, замечания, позиции других людей? Что это нам несёт, какой ресурс нам даёт эволюционный? То есть быть в теме бытия с самим собой.

– Приведите пример, пожалуйста.

– Вот только что я ехал, и мужик меня подрезал. Ни с чего, потому что очень хорошая дорога, никаких сложностей на ней нет, вдруг с правого ряда начал смещаться и подрезал. Мне захотелось пойти и дать ему в морду. И тут я задался вопросом, а в теме ли я? Нет, конечно. Я реагирую на какие-то внешние процессы. Если только на это и буду реагировать, то настроение испортится безнадёжно.

А это важный, можно сказать, джокер, что ли, козырь – настроение. Многие так не думают. Думают: то, что есть, то и есть. Как будто это совершенно естественно. Но это не так. Плохо себя чувствовать эмоционально или физически – это не естественно. Не аутентично. И я посмотрел на себя со стороны, думаю: «Всё нормально, Петр Федорович». Я же смог справиться с ситуацией, не допустить аварии. Это было такое испытание на наличие навыков адаптации для сложных ситуаций. Они получаются автоматически, когда ты в хорошем настроении находишься, когда ты, условно говоря, счастлив.

Счастье – это такая категория очень неоднозначная. Которая здесь и сейчас. Счастье – «в сей части», да, это бывает только в моменте, не бывает абстрактного счастья. И поэтому, когда ты нарушил режим счастья, его нужно восстанавливать

– Какие навыки для этого нужны?

– Прежде всего, просто нужно понимать, что ты нарушил какие-то моменты, связанные с необходимостью быть в теме. Следовательно, ты живешь не своей жизнью.

Нужна чёткая позиция, что ты проживаешь свою жизнь не зря, что ты зачем-то нужен и высшим силам, и людям. Поэтому в том состоянии, в котором ты проживаешь эту жизнь, ты и пригодился, и самому себе, прежде всего.

Кому ты нужен хилый, бледный, неуверенный в себе, сомневающийся? То есть эти состояния, конечно, тоже возникают, но не как способ проживания жизни, а как способ получения глубинных императивов. А для чего тебе это?

А вот это, конечно, уже навык. То есть, получается, настроение, позиция и компетентность. Если ты некомпетентен, как себя отрегулировать, этому нужно учиться. У меня это само собой получается, я не специально это делаю. Пришлось обратить внимание на то, что ты хорош тогда, когда ты пригождаешься и себе, и людям в этом качестве – в качестве такого полезного и для них, и для себя человека.

– Собственно, в том числе, этому вы и учите своих учеников?

– В общем, да. Буквально две недели назад я в Липецке провел тренинг, который называется «Психологическая основа качества жизни». Это буквально один в один то, что я сейчас говорю.

Тема счастья, тема позиции, согласованность с собственной глубинной природой – это тема конгруэнтности, согласованности. Да, нужны навыки, умения соответствующие, но это ещё и приятно. Вообще приятно чувствовать себя хорошо.

Диоген был не прав?

Я периодически несколько удивляюсь даже по поводу специалистов, Мастеров, если они теряют это состояние. Достигаторы куда-то стремятся, а здесь и сейчас теряют потенциал. Потенциал находится всегда только здесь и сейчас. Понятно, что существуют большие отдаленные задачи, цели и так далее. Но они реализуются только, когда ты в состоянии выполнять соответствующие в этом направлении действия. А это возможно только, когда ты чувствуешь себя хорошо.

– То есть в равной степени важны как результат, так и процесс?

– Процесс важнее значительно. Результат – повод для того, чтобы ещё раз порадоваться, что жизнь все-таки прекрасна. Но главное – это процесс. Например, что важнее, процесс или результат продажи какой-то вещи?

– Наверное, результат. 

– Это очень распространенное ошибочное мнение. Конечно, процесс. Потому что хороший процесс обязательно предполагает результат. И если результат тебя не устраивает, значит, ты был в не очень хорошем процессе. Здесь и сейчас.

– То есть плохой ты продавец.

– Плохому танцору и паркет мешает. Что-то обязательно вмешивается в процесс налаживания хороших отношений с собственными обстоятельствами жизни. То мешает погода, то подрезают на трассе, то нет настроения у близких, то какая-то суета и так далее. Очень большой перечень, я думаю, N плюс единица таких обстоятельств внешних, которые посягают на твой качественный процесс проживания жизни.

– И как всем этим внешним обстоятельствам не позволять влиять на качество жизни?

– Зачем не позволять? Их нужно использовать! Других вариантов нет. Иначе что, защитить себя, как Диоген, засев в бочке? Ни в коем случае. Если что-то тебя не устраивает, значит, это повод для того, чтобы задать себе вопрос, к какому ресурсу это апеллирует?

– То есть, какой ресурс из этого можно извлечь и как его можно использовать? 

–  Не только можно, но и нужно. Более того, необходимо. Эта тема безальтернативности бытия в аутентичном таком формате, личном, природном, естественном, она должна быть доминирующей. Но люди думают, что что-то может быть важнее, чем хорошее настроение.

Кто он, «человек настоящий»?

– К вопросу об аутентичности. Вы целую книгу написали, которую посвятили этой теме. С говорящим названием «Человек настоящий». Можно назвать, может быть, пять основных критериев этого настоящего человека?

– Ну, эти критерии достаточно известны. Есть два типа людей, в очень неравном количестве: люди счастливые и люди не счастливые. Человек настоящий – он счастливый. Он естественным образом решает задачи, которые его. И это очень важно, это второй критерий.

То есть ты живешь своей собственной жизнью, а не по указке родителей, мужа, жены или даже детей. А многие люди зависят от массы внешних обстоятельств. Некоторые год из года не могут прийти к нам на тренинг. Такой человек говорит: «Очень хочу, но не могу, потому что на работе не отпускают». Это нормально? Нет. Такой человек живёт чужой жизнью. Он не хочет в таком положении оказываться, но каждый раз ему что-то мешает. То времени, то денег не хватает. И он не понимает, что денег всегда хватает, сколько бы их у тебя ни было. Когда денег нет, это тоже хорошо. Это повод, чтобы они появились.

Опять же, некоторые думают, что «я так же могу, как тот же Сергей Галицкий или какие-то другие олигархи». Нет, ты так не можешь – у тебя своя дорога, свой путь, и это называется «аутентичность».

Когда я говорю о воле высших сил, это не связано с идеей Бога или религией. Нет, конечно, я не являюсь религиозным человеком в этом смысле. Я  абсолютно точно знаю, что люди не равны в каких-то аспектах. Но они равны в том смысле, что у каждого своя, не важно, сколько у него денег и имущества, система получения от жизни удовольствия и радости.

Третий критерий – это заинтересованность. То есть первое – это счастье, удовольствие от жизни в каждом моменте. Не гедоническая, а созидательная форма, соучастие больше. Второе – это своя жизнь. То есть заниматься только тем, что твое. Не надо даже временно выполнять задания, которые не являются твоими. Иногда они твои – если ты являешься членом какой-то партии, ты вполне можешь быть в своём формате.

А если это не согласованно, значит, ты чем-то не тем занимаешься. Причём это сразу нужно понимать, потому что потом усиливается и усиливается эта несогласованность между требованием внешних обстоятельств и своей аутентичностью.

Четвёртое – это постоянный интерес, любознательность, любопытство.  Если тебе не интересно жить, то прости, пожалуйста, - ты уже умер. Интересно есть вкусные вещи, интересно общаться с людьми, это приносит само по себе удовольствие. То есть тема поддержания интереса – это тоже тема счастья.

Если тебе не интересно жить, ты зависишь от каких-то обстоятельств или просто по привычке застрял в чём-то непотребном, не даёшь своим мозгам работать, – это четвёртый пункт, четвёртый критерий.

То есть постоянно должны работать мозги, всё время, везде, в любом случае.  Вот Инна Казимировна – моя супруга про меня говорит, что Пётр, конечно, интересный человек, мол, у него все время работают мозги. На последних конференциях она это говорила.

То есть инсайты, какие-то идеи, для меня методология, генеративная психотерапия и прочее – это как раз главное. Я вообще думаю, что это через какое-то время станет доминирующей формой генеративной парадигмы. Я в этом абсолютно уверен, потому что альтернативы ей просто не существует.

m003

– Сейчас мы дойдём до генеративной психотерапии. Четыре критерия вы назвали.

– Конечно, это ответственность, субъектность, позиция. Я называю это системно-генеративной позицией. Она направлена на то, чтобы быть в прогрессе. Для этого нужен системный, целостный подход, генеративное мышление. И, конечно же, нахождение единомышленников.

Дальше идут критерии Абрахама Маслоу. Тема одиночества. Нет никакой обусловленности того, что ты должен кому-то что-то. Если ты общаешься с такими людьми, друзьями, приятелями, студентами, учениками, слушателями, это означает, что есть совместный интерес. И мы вместе тогда. Только так.

Понятное дело, эта идея не тусовочная только. Тусовочная – тоже хорошо, но быстро наступает адаптация  и становится неинтересно. А если ты теряешь интерес, значит нужно находить его в другом смысле.  Или здесь понять, что работает не так.

Поэтому какая-то зона комфорта в хорошем смысле должна быть, ты можешь получать большое удовольствие, это критерии самоактуализирующегося человека. То есть эти люди, они независимы ни от кого, как Ньютон, Альберт Эйнштейн, Милтон Эриксон. Почему? Да потому что так много общения, что нужно отдыхать от людей. Вот это важные критерии: темы субъектности, позиции, одиночества.

Но это не одиночество в экзистенциальном смысле, потому что у нас любят некоторые обобщать какие-то состояния человека, состояния одиночества, состояния тревоги экзистенциальной. Вот на этом пространстве работает целое направление – экзистенциализм.

А на самом деле, если немного разобраться, то это левостороннее движение какое-то. В этом нет необходимости. Если человек действительно находится в теме, как я сказал, то ему всё равно, хоть вместе, хоть одному, хоть с кем. Он нашёл себя, он субъект, в системе находится, то есть ему интересно. Если становится скучно, он меняет ситуацию.

Генеративная психотерапия – это не лечение недозрелых комплексов

Каждый момент жизни – это момент для решения какой-то задачи, поэтому счастье – это такая функция больше в нашей жизни, она постоянно меняется и зависит от обстоятельств. Мы находим те способы, которые соответствуют нашим каким-то глубинным критериям, природным, и согласованы с обстоятельствами одновременно.

Это всё тревожные вопросы на каком-то этапе юношества, скажем так, на этапе молодости твоей личности, не совсем зрелости, они актуальны. Но в то же время огромное количество вопросов, о которых мы сейчас говорим и на которых даже построено целое учение, носят инфантильный характер.

Они работают с детскими структурами. Дело в том, что взрослым и зрелым человеком мало кто занимается, кроме нас. Генеративная психотерапия – это как раз про это. Единственная, на самом деле. Вся остальная психотерапия – это лечение каких-то недозрелых комплексов.

– Мы дошли до генеративной психотерапии. Несколько лет назад вы зарегистрировали эту модальность в комитете модальностей ОППЛ. В чём её новое слово, принципиальное отличие от всех остальных методов психотерапии? 

– Это, действительно, принципиально новая вещь. Важный вопрос, что заставляет человека страдать? Традиционный ответ, что это какие-то нарушения. Несоответствие чему-то, человек неправильно что-то делает – в этом есть часть правды, но не вся. А как он туда попадает, в тему несоответствия? Никто по-настоящему ответа на этот вопрос не даёт.

Как мы попадаем в тему несоответствия нашей аутентичности и требованиям обстоятельств? Как мы можем быть неконкурентными, как мы можем быть фальшивыми и заниматься не своей жизнью? Тогда мы, конечно, страдаем.

– И как же мы туда попадаем?

– У нас есть ответ. Традиционная психотерапевтическая школа такой ответ не дает. Например, в психоанализе: мама, папа что-то делали не так, заложили какие-то установки, которые реализуются у тебя. Это, конечно же, правда. Но это не главное. Важный, но отдельный аспект. 

Что это такое? Симптоматическое мышление, образно говоря. То есть у него мысли больные. Некрофилические. Такое некрофилическое мышление.

Больная мысль – это мысль незрелой личности, инфантильная, требующая защиты, поддержки и так далее. Но это мысль. В отличие от животных, у человека достаточно большой объём мыслительной активности.

И вот такое некачественное, больное, симптоматическое мышление является причиной того, что человек страдает, снижает качество жизни, живёт не своей жизнью и даже не замечает, что жизнь у него фактически закончилась.

– Не понял, что уже умер? 

– Милтон Эриксон говорил, что некоторые люди думают, что они доживают до старости. Нет, они умирают молодыми. Их хоронят после 80-ти лет. А вот почему? Потому что у них такие мыслительные процессы в голове: оценка, согласие, несогласие, сомнения. Это всё когнитивные процессы внутренние, какие-то мыслительные конструкции, типа хорошо-плохо, отсутствие направленности на достижение, фиксирование, как внутренняя пластинка постоянно работает.

Ещё различные самооценки. Объективно, самооценки не существует. Это я сам себя оцениваю. Все эти самооценки являются катастрофическими для качества жизни человека. Он пользуется какими-то стандартными формами мышления, стереотипными.

m004

–Это всё – убеждения?

– Конечно. И далеко не безобидные: во что ты веришь, то и получаешь. Поэтому нужно исправить мышление. Для этого существует генеративное мышление – способность человека пользоваться трудными для него ситуациями для обнаружения позитивных ресурсов и смыслов. Вот на этом построена генеративная психотерапия.

Я исключительно только в этом ключе работаю с клиентами. Даже самые далёкие от всякой психологии люди начинают мыслить генеративно. Это приятный процесс, когда появляется решение, модель, дорожная карта этого решения. В обычном, например, гештальт-процессе такого нет.

Ещё один важный аспект. У генеративной психотерапии есть ещё одно принципиальное отличие от других модальностей – мы не работаем с клиентом. Мы работаем вместе с клиентом. Это свойственно только очень продвинутым психотерапевтам. А почему это психотерапия? Потому что это работа с незрелостью. Радикал незрелости, инфантильности, он патологичен. Он свойствен адекватно только детству.

«Сделайте мне хорошо»

Быть инфантильным естественно, аутентично только для ребёнка. Если взрослый человек достиг 18-20 лет и мыслит, как подросток, в терминах симптоматического мышления, у него больные мысли, потому что он не получает того, что получал в детстве. Еду, кров, безопасность, наставления, как себя вести, ему когда-то обеспечивали родители, а сейчас он должен получать это сам. И принимать самостоятельно такие решения, которые удовлетворяют эти важные потребности. И развиваться.

Незрелая личность взрослого человека­ – это патология. Не психическая, а психологическая.

– А как часто психологически зрелый человек приходит к психотерапевту?

– У него нет такой необходимости. Он приходит к единомышленнику. Обычно эти люди приходят на наши тренинги, семинары. Бывают, конечно, и инфантильные личности. Чаще всего это провокаторы, они приходят «пободаться». Они думают, что знают, как жить правильно – такая чисто подростковая позиция недосамоутверждённых людей. Но они очень быстро уходят.

То есть интеллект и личностная ориентированность между собой никакой корреляции не имеют. Когнитивные способности человека – я это понимаю под интеллектом – позволяют решать задачи любого типа, любого контекста.

Так вот в традиционной психотерапии, в отличие от генеративной, существует дефицит порождающего разума. О чём угодно человек может страдать в состоянии несчастья: о прошлом, о будущем (когда не знает, как дальше жить), от зависимости от папы, мамы, собственных детей, жены или мужа. Вот инфантильные мальчики нуждаются, чтобы им мама была в качестве жены. При этом мамы уже давно может не быть на свете, зато есть жена, и она является такой эрзац-мамой. И тогда она гарантирует инфантильность.

– И тогда такие большие мальчики и девочки приходят к психотерапевту, как к волшебнику, с надеждой, что он решит все их проблемы: «Сделайте мне…»

– Они приходят с одинаковыми установками: «мне плохо – я хочу, чтобы мне стало лучше». Иногда делаю, например, техникой  взмаха. Так же и работа с травмой – «излечите меня». Но психологическая проблема и травма сильно различаются. Это разные уровни человеческой несостоятельности.

Дело в том, что травма, а обычно это потеря, – это объективная вещь. И сейчас этого довольно много, и человек должен прожить эту потерю близкого, имущества, бизнеса, и т. д. А вот когда человек теряет интерес к жизни и перспективы, он не может себе позволить быть счастливым здесь и сейчас, это уже не горе.

Горе длится месяц-два, и человек должен пройти все его этапы. А потом начинается процесс несчастья: «Я бедная-несчастная, на кого ж ты нас покинул?» Причём есть естественный процесс горевания, когда человек принимает происходящее, находит ресурсы и благодаря этой ситуации потери он усиливается. Конечно, ему печально, грустно, все мы – люди. Но он становится субъектом: живёт за двоих или начинает понимать, что деньги, которые он потерял, он как-то должен обеспечить себе снова.

Известный казахстанский бизнесмен Маргулан Сейсембаев потерял 6 млрд долларов, даже посидел в тюрьме, а потом стал проповедником ресурсного бизнес-процесса. И сейчас деньги у него снова есть, пусть уже и не 6 млрд. То есть потерю денег можно рассматривать, как расходы на обретение субъектности.

– Таким образом, именно в генеративной психотерапии акцентуализируется эта генеративная позиция клиента?

– Однозначно. Мы оба – субъекты. Как пошутил один клиент, когда он шёл на сессию, думал, что его сейчас привяжут к стулу и будут лечить. А мы тут сидим, рассуждаем о жизни, философствуем…

А ты живёшь свою жизнь?

Генеративная психотерапия основывается на НЛП?

– Частично. НЛП можно назвать базой, первой ступенью генеративной психотерапии, на уровне Мастера. Ведь и сама Мастерская позиция – уже не совсем НЛП. Она включает и эриксонианство, кооперативность, совместность, единство, роджерианство. Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса поднимает на щит личность и богатство самого клиента. Также здесь в опорах – кибернетика, связанная одновременно со структурной теорией Сеченова, Павлова, Петра Кузьмича Анохина.

Тут принципы идеодинамики сопрягаются с системой мышления самого Милтона Эриксона темой безальтернативности. Это всё входит в генеративную психотерапию. То есть, выбора у тебя нет – только сделать лучше, и он связан напрямую с твоей аутентичностью. Жизнь – штука бескомпромиссная: либо ты живешь свою жизнь, либо нет. Это тоже генеративная, заинтересованная позиция человека.

Ты не безразличен Вселенной. Если у тебя много несчастий и бед, грех не воспользоваться этим. В этом суть генеративной терапии – утилизация трудностей. Каждая трудность, с которой сталкивается человек в своей жизни, это переживание стрессовое, иногда катастрофическое. Тяжёлые эмоции: тревога, страхи – это непозволительная роскошь для жизни. Важно понять, что это не нужно для нашей природы.

Как говорил Фрэнк Фарелли о провокационной психотерапии, проблемы не нужны для жизни, они нужны для развития. Важно, как мы справляемся с трудностями.

m005

– Сейчас в обществе – очень высокий градус тревожности. И многим людям трудно справляться.

– Очень высокий у думающих людей градус императива, как организовать свою персональную жизнь, чтобы быть в безопасности и получать удовольствие от жизни.

Дело в том, что сильная тревога – это стресс, форма страха. И когда есть стресс или страх, особенно, когда общественные условия такие сложные, это очень легко переходит в экзистенциальный стресс. То есть каждый раз ты буквально тестируешь свою жизнь на предмет: живешь – не живешь. И это поддерживает тревогу.

– И люди, которые переживают за родных, за экономическую ситуацию, они находятся в пространстве проблем. Как им перейти в пространство решений?

– Это требование твоей природы. Любой человек, любое живое существо должно иметь естественное состояние жизнестойкости, жизнеобеспеченности. И это не связано напрямую с обстоятельствами жизни, потому что они могут по-разному восприниматься, как некая форма указания, что ты должен осознать.

Как говорил Иисус Христос: «Жалеешь нищего? Сними рубашку и отдай ему, даже если она у тебя последняя». Это должна быть системная позиция: чего от тебя требует по-настоящему сейчас эта жизненная ситуация? Как ты это знаешь?

Ты переживаешь, и что? Ты и себя гробишь, потому что экзистенциальный стресс запускает механизмы самоуничтожения, и другим людям помочь не можешь. Поэтому тут важно вспомнить известный вопрос – если в самолёте  происходит авария, кому первому нужно надеть маску: себе или ребёнку? То есть, какой потенциал ты должен обрести в этих условиях? Это исследовательская позиция.

– Плюс могут еще начаться проблемы со здоровьем?

– Конечно, если человек себя сжигает. Так у достигаторов происходит. Они всё время думают о новых свершениях, и по достижении очередной вершины, даже пальцем не пошевелят, чтобы закатить пирушку или просто порадоваться. Для них радость – это дефицитная тема, и счастья там точно нет. Они боятся, что не успеют оставить след на земле.

Вот восточные мудрые люди – они спокойные. Посмотрите на Джудит Делозье. Или на того же Милтона Эриксона. Он очень много делал в последние годы, когда ему было почти 80 лет. Этот человек вообще не должен был жить из-за полиомиелита, а он прожил большую, насыщенную жизнь. У него была тревога? Никогда. Он делал ровно столько, сколько мог делать. Он путешествовал, получал удовольствие от своих трансов и от работы с клиентами. Это человек счастливый, хоть и очень больной. Будучи инвалидом-колясочником, он лечил физически здоровых людей с психологическими проблемами.

Гегелевское мышление

– Как описать генеративное мышление?

– Системно-генеративная позиция, она конструктивная. Это мышление в системе противоположных значений: если есть Х, значит, есть Y, есть актуальное состояние – есть и желаемое состояние, если есть западание, значит, есть ресурс, если есть дефицит, значит, есть и цель. Это мышление в генеративных парах. Диалектическое мышление, по Гегелю.

Всегда ищи противоположное значение. Вот ты страдаешь – ищи варианты, ради чего ты это делаешь. Или на дискотеке прыгаешь – ты подозреваешь, что ты у себя сейчас отрицаешь? Но это в гипертрофированных формах. То есть эти два вопроса – про системно-генеративную позицию: что ты утверждаешь и что ты отрицаешь?

Мышление, которое делает взрослого человека зрелым.

Как изменилось ваше преподавание НЛП? Вы его сейчас тоже подаёте в генеративной парадигме. В чём отличие от традиционного подхода?

– Оно не особо изменилось. У меня Ленинградская школа психологии. Эта система обучения психологии отличается от московской, ярославской, прежде всего, системностью. Борис Герасимович Ананьев - этой школы психологии, первый декан психфака Ленгосуниверситета, поставил в центр всех наук человекознание. И у меня это осталось. НЛП – тоже гуманистическое направление. И основатели НЛП думают так же, так было всегда. Просто сейчас некоторые аспекты ярче высветились.

Конечно, речь не идёт о таких вещах, как «Боевое НЛП». Те, кто их пропагандируют, просто врут, они неконгруэнтны.

Сам термин «генеративный» использовал еще Ричард Бендлер в книге «Из лягушек в принцы». Очень давно и очень точно. Вообще любая техника НЛП генеративна по своей сути, потому что переводит человека из актуального состояния в желаемое. Два аспекта соединяются в одной семантической линии, просто об этом никто не думает, кроме НЛП-истов. 

Вместе с клиентом

– Можно ли сказать, что уже сформировалась ваша школа?

– Думаю, да. Несколько человек могу назвать точно. Инна Казимировна Силенок работает с травмой чисто в генеративном ключе. Более того, мы вместе составляем содержание многих программ, конференций. Вот сейчас в ОППЛ проходит Фестиваль модальностей, и там мы показываем «Генеративную психотерапию».

Поэтому школа есть. Есть кафедра «Генеративной психотерапии» в Академии социальных психотехнологий. Есть ученики и последователи: Василий Голубев, Олег Колмычок – это генеративные личности. Такие люди ориентированы на творчество, производство новых смыслов. Это отличительная особенность.

– Ещё один критерий?

– Скорее, портрет. А вообще школа – это очень серьёзно. Можно подумать, какие ей можно придать организационные формы. Потенциал для этого есть.

– И вот Вы – автор огромного количества статей, книг, учёный, руководитель центра – как Вы все успеваете? Или ответ смотри выше – с удовольствием?

– Именно смотри выше. Я занимаюсь только тем, что мне интересно, но по полной программе. Даже если я ничего не делаю, что-то происходит на бессознательном уровне: приходят инсайты, идеи. Потому что действительно важно состояние удовольствия, состояние счастья, в котором ты присоединён к энерго-информационной ситуации Вселенной аутентичным форматом своим. Резонирует твоя индивидуальность с глубинным, природа твоя.

К тому же у меня есть прекрасный администратор, моя супруга Инна Казимировна. Благодаря ей всё и получается.

А что касается генеративной психотерапии, я вообще считаю, что со временем это будет единственная форма консультирования, отличающаяся от производственных форм.

– И ещё о формах. После начала пандемии Центр психологии и бизнес-консультирования «Логос» начал работать не только офлайн, но и онлайн. Как удаётся обучать НЛП, тем более что слушателям нужно выполнять упражнения, удалённо?

– Важно, чтобы получилось у человека «на том конце провода». Если он заинтересован, этого достаточно Онлайн-формат участия создал уникальную ситуацию – вся Россия стала у нас учиться. Мы перестали быть привязаны к месту.

– Это тоже генеративная пара? Возникла проблема: люди не могли прийти на тренинг в офис – и появилось решение, которое открыло «Логос» для всей страны.

– Верно.

– Пётр Фёдорович, что главное хотелось бы сказать напоследок?

– Быть в теме, быть в моменте. Здесь и сейчас. То, с чего мы начали – быть в теме твоих аутентичных императивов. Психотерапия – это воспроизводственная сфера. Какие-то нозологические формы, протоколы. А психотерапия производства, когда мы создаём смыслы с клиентом, модели, дорожную карту его выздоровления, это совсем другая работа. Мы не работаем с клиентом, мы работаем вместе с клиентом. И обогащаются при этом оба. Это главное.


bogdanova sm

Марина Богданова - сотрудник пресс-службы администрации МО город Краснодар, кандидат филологических наук, «Золотое перо» Кубани