Аутентичность и одарённость

Инна Силенок

autentichnost1

Продолжим тему раскрытия и развития одарённости у человека любого возраста. Для этого рассмотрим тему аутентичности, как я и обещала вам в статье «Лидерство и одарённость» неделю назад https://psygazeta.ru/slovo-mastera/1413-liderstvo-i-odarennost.html

Аутентичность – это подлинность. Определение из интернета: Аутентичность - это искренность, открытость, честность человека. Не только и не столько по отношению к другим людям, сколько по отношению к себе самому, к тому внутреннему началу или «камертону», который Франкл называл совестью.

Когда человек занимается по-настоящему своим делом, он проявляет свою подлинность. Как это бывает? – Предлагаю опять мысленно или реально здесь и сейчас посмотреть на ребёнка, который играет в игру и полностью вовлечён в неё. Не когда балуется, а всерьёз заинтересован, поглощён на свои 100%. Он живёт там в этой игре. Это очень похоже на то, как мастер занимается своим делом. Так же серьёзно, вовлечённо, он в процессе. Он часто и не осознаёт, что получает от него удовольствие. Он настолько там, в этом процессе, что можно сказать, что он сам и есть этот процесс. Я не раз слышала от музыкантов: «я сама музыка», от художников «я в этой картине, нет, я даже, скорее, эта картина!». Стоматолог, мастерски лечащий зуб, вряд ли скажет, что он больной зуб, но по факту, он в этом процессе лечения настолько, что инструменты – продолжение его рук, он видит, слышит и чувствует всё, что происходит с предметом его лечения, одновременно, это происходит быстро и как бы автоматически, иногда он словно разговаривает с больным зубом.

Мастер, вытачивающий какую-то деталь, и общается с ней, и сам как эта деталь, - идентифицирует себя с предметом своего мастерства. Сказка «Буратино» имеет много смыслов и для взрослых. Оживший мальчик, выточенный из деревяшки – это точная метафора того, как обретают свою жизнь произведения искусства, изготовленные подлинным мастером своего дела. Мастер как будто вдыхает в них жизнь. Как это происходит?

Когда мы делаем то, что любим делать, мы находимся в творческом процессе, проявляется наш Свободный ребенок по Эрику Берну, мы словно выполняем заповедь из Библии «Будьте как дети». То есть мы проявляем свою подлинность, аутентичность, мы являемся самими собой в этот момент, делаем то, для чего пришли в этот мир, а значит задействуем свою одарённость. Мы проявляем одарённость естественно, она включается и развивается автоматически. Мы в гармонии с собой и миром, мы творим.

autentichnost2

И для сравнения можно рассмотреть ситуацию, когда человек занимается «не своим делом». Чем-то, что не нравится, скучно, не подходит. Он раздражается, злится без особых, заметных причин, быстро устаёт, саботирует какие-то процессы, забывает что-то выполнить, переключается на более интересные дела и неохотно возвращается к той работе, которая не по душе. - Похоже на описание симптомов эмоционального выгорания. И именно оно происходит, когда мы делаем то, что нам не подходит.

Но не всегда эти симптомы означают, что человек занимается не своим делом. Дело может быть весьма даже подходящим. Может быть какой-то компонент деятельности оказался проблемным. Иногда это отношения в коллективе или с руководством. Бывает, что сейчас такой период, вы после болезни просто без сил, и ничего не радует, не воодушевляет.

Люди достаточно часто принимают возникшие трудности за показатель того, что занимаются не своим делом. В прошлом веке, да и ранее трудности считались обычным явлением, их было принято преодолевать. Ресурс преодоления считался показателем силы человека, цельности его натуры, его мощным преимуществом.

Сегодня, когда мы по примеру Запада построили общество потребления, мы «потеряли» целое поколение детей, не занимаясь патриотическим, эстетическим и духовно-нравственным воспитанием в лихие девяностые тех, кто родился в восьмидесятых годах прошлого века. А сейчас эти дети стали родителями. И их дети уже переходят в возраст молодежи, и по примеру своих родителей думают, что если трудно - значит плохо, не получается с первого раза – значит не моё, устал – надо бросать. И бросают деятельность, встретившись с первыми трудностями, и их природная одарённость остаётся нераскрытой. Занимаются не своим делом, даже не осознавая это. Работают, чтобы заработать деньги и «хорошо отдохнуть», вместо того, чтобы заниматься любимым делом и зарабатывать при этом деньги именно этой любимой деятельностью.

Как же отличить ту трудность, когда дело «не моё» от той, которая связана с обретением мастерства в любимом деле, сопряжена с необходимым преодолением естественного сопротивления среды, возникающим, когда вы выходите на новый качественный уровень в своем развитии? Как понять, «моё» или «не моё»? – задача не из легких. И достаточно часто люди уже ближе к сорокалетнему возрасту находят по-настоящему своё дело, пережив профессиональный кризис, разочаровавшись в какой-то деятельности, освоив дополнительные компетенции, найдя что-то новое для себя на стыке того, чем любил заниматься в детстве, а потом забыл, и того, что освоил, разочаровавшись и выгорев от работы в первой полученной профессии.

Сейчас довольно модной стала тенденция получить психологическое образование как второе высшее или переподготовку. Причём подавляющее большинство людей, получающих второе психологическое образование –это люди старше сорока лет, и даже старше пятидесяти. Ими движет желание разобраться в себе самих, как и выпускниками школы, которые поступают  ВУЗ на психологический факультет. Но к нему уже добавляется осознанная потребность помогать, быть нужным. Пережитые страдания, сомнения, разочарования также служат мощным катализатором для освоения помогающей профессии. Мы теперь понимаем, каково это - расставаться, терять, чувствовать себя не на своём месте, и мы уже дозрели до готовности обретать. Мы хотим «строить храм», а не «перекатывать камни», пусть даже и за большие деньги.

Не все, кто получает второе или третье психологической образование, будут работать психологами. Но это образование позволяет и помогает разобраться, наконец, в себе самих, в процессе обучения. Проходя всевозможные тестирования, читая академическую психологическую литературу, посещая тренинги в разных направлениях практической психологии, принимая решения пройти личную терапию, «студенты» зрелого возраста ускоряют путь к себе, находят по-настоящему свою деятельность, проявляют одарённость. Иногда возвращаются в первую полученную профессию но уже с другим бэкграундом, с другим уровнем осознанности, с новыми силами. А иногда находят для себя что-то новое на стыке двух или нескольких профессий.

autentichnost3

Часть людей находят самореализацию в хобби, и среди них есть те, кто постепенно этим хобби начинает зарабатывать, это может стать приработком, а может постепенно перейти в основной источник дохода. Что тоже не случайно, ведь хобби – это то, что нам нравится, в чём мы ощущаем радость от деятельности, что доставляет нам удовольствие, значит мы именно в этом одарены. Ярким и всем понятным примером тому являются КВН-щики, которые получили в ВУЗе какое-то образование, увлеклись во время учёбы КВНом, и, получив диплом, работают не по специальности, а ведут свадьбы, корпоративы, а в самом «крутом варианте» программы на ТНТ.

Ещё один пример того, как хобби становится профессией в любом возрасте, являются победители проекта «Голос». Но не все, а те из них, кто пришёл в проект, потому что очень любит петь, а работал при этом совсем в другой области. Благодаря таланту, упорству и везению победил, и теперь ведёт концертную деятельность.

Таких проектов сейчас несколько, например шоу «Кондитер», «Минута славы». Но и без участия в проектах на телевидении люди, занимаясь любимым делом, часто начинают зарабатывать им деньги: писатели пишут сценарии, поэты - стихи к юбилеям, фотографы снимают свадьбы и так далее. Кто-то подрабатывает шитьём, вязанием, ремонтом компьютеров. И когда приработок связан с любимой деятельностью, это всё чаще и чаще становится основным видом работы и дохода.

И тогда я всё чаще слышу в ответ на вопрос «Сколько часов в день Вы работаете» радующий меня ответ: «Я не работаю, я занимаюсь любимым делом, и получаю за это деньги». Для многих это является в сочетании с гармонией в семье формулой счастья. А психологи понимают, что этот человек пришёл к себе настоящему, то есть живет аутентично, почувствовал вкус подлинности. И вряд ли что-то заставит его изменить самому себе.

Почувствовать вкус подлинности, занимаясь своим делом – одно из самых важных обретений в жизни человека. И если вы пока не нашли по-настоящему своё, мысленно ответьте себе на несколько вопросов:

  • Чем я больше всего люблю заниматься?
  • Какая деятельность мне доставляет удовольствие?
  • Во время каких занятий время летит незаметно?
  • После какой работы я не устаю?

А теперь немного другие вопросы:

  • Что в моей наскучившей, надоевшей мне деятельности нравится, а что не нравится?
  • Если бы я попал в сказку и там занимался совсем другим делом, что бы я перенёс туда из нынешней деятельности?
  • Чего не хватает в моей сегодняшней деятельности для того, чтобы быть счастливым?

И самый последний – волшебный блок вопросов:

  • Вспомните детскую мечту. О чём вы мечтали, когда были маленьким?
  • Что в этой детской мечте радовало больше всего? Больше всего вдохновляло?
  • Если бы вдруг удалось соединить детскую мечту и все свои нынешние навыки, то что бы получилось?
  • На какую деятельность это стало бы похоже?
  • А может быть это какая-то новая уникальная деятельность, которой пока никто не занимался?
  • Если кто-то занимался чем-то подобным, где и как я могу узнать об этом более подробно?
  • Нравится ли мне подобный вариант деятельности?

Для того, чтобы найти по-настоящему своё, можно продолжить задавать вопросы и отвечать на них, нужно убрать то, что мешает, поработать с целями и ресурсами. Это работа, в которой могут помочь грамотные психологи. И в этой теме еще много аспектов о которых мы будем далее публиковать материалы.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация