Интервью с писателем Павлом Михайловичем Старостиным

Инна Силенок

af002

Уважаемые читатели! Представляем вашему вниманию интервью с писателем Павлом Михайловичем Старостиным, сказки которого мы публикуем в рубрике «Лесенка» для наших юных читателей. Три года назад, 1 апреля 2022 года вышла его первая книга.

- Павел, здравствуйте! Когда я начала читать ваши сказки, мне сразу понравился и ваш слог — он очень добрый, тёплый, и главное – ваша жизненная позиция. Я хочу поговорить с вами о том, что вы пишете, для кого вы пишете, что для вас важно, а потом, наверное, и на какие-то более личные темы.

- Я догадывался, что будут именно эти вопросы. Действительно, пишу я сказки, но, как правило, для детей. Ведь что может быть для нас важнее, чем дети? Это продолжение рода, продолжение, так сказать, самих себя. Их мы должны учить. Учить не просто как зазубривать определённые правила, математические или русские, но в первую очередь учить жизнь. А что у нас может показать жизнь, как не сказка?

- Конечно, я с вами абсолютно согласна. А скажите, пожалуйста, у вас есть дети?

- Да, у меня сын. Ему уже 19 лет.

- Взрослый он у вас. А как давно вы пишете?

- Я пишу с 14 лет, но тогда мое творчество не сохранилось. Это была в основном лирика для женщин, стихотворения и тому подобное, более интересные для взрослых. А сейчас это уже более осмысленно, понятно.

- А сказки когда начали писать?

- Сказки я начал писать, когда сыну было 8-9 лет, когда ушла первая жена.

- Такая ситуация в семье была непростая, да?

- Да, бывает, как говорится, в наших семьях и не такое. Это мы пережили с сыном.

af008

- А получается, сын остался с вами? И вы его воспитывали сами?

- Да, сын остался со мной.

- И, тогда ещё больше понятно про сказки, и наверное, тогда ещё больше появилась потребность учить его жизни метафорически, а не просто читать морали. Правильно я понимаю?

- Это потому, что метод воспитания детей старше семи лет уже становится более личным, мы воспитываем на своём примере. Всё объясняется через примеры, потому что наказывать — это, я считаю, неправильно.

- Как здорово, что вы это понимаете!

- Иногда, конечно, надо применять и силу, и методы убеждения другого характера. Но дело в том, что я же ещё и бывший офицер-воспитатель. Служил в Джиде, на авиационной базе. У меня было более 40 подчинённых, которых тоже надо было воспитывать. И в армии силой не воспитаешь, потому что это уголовно наказуемое деяние. А вот заставить человека, чтобы он, как говорится, сам этого захотел, можно, даже метафорически. Так как я сам был ещё молодой, то на своём опыте это строить не получалось. Ну, грубо говоря, мальчишкам 20 лет и 27 лет офицеру — какой у него опыт? Поэтому приходилось пользоваться чужим опытом. У меня был наставник, старший офицер, майор, у него было очень много опыта, поэтому я пользовался его опытом, строил метафоры на нём, пробовал на подчинённых, и получалось намного лучше, чем выговоры, взыскания и тому подобное.

- Конечно, выговоры приводят к тому, что люди начинают скрывать, лгать, бояться. А метафоры и истории работают, как убеждение. Безусловно.

- Это безусловно так. Сын когда-то и алкоголь пробовал, и курить пробовал. И когда я ему просто рассказал, показал что-то, и сказки прочитал, он понял. И сейчас нет такого, он не пьёт, не курит, курить так вообще бросил.

- Вашему сыну 19 лет — такой возраст, когда уже либо служат, либо учатся. Что он делает? Чем он занимается?

af007

- Он заканчивает колледж сейчас по профилю сварщик. Мы решили сначала получить профессию, а потом уже идти дальше. То есть сначала он должен уметь работать руками. Я тоже авиационный техник, то есть работать руками у нас в семье всегда умели. У меня в поколении, в моей семье все офицеры, Старостины, служили ещё и царю. У меня очень богатая история. И казаки, и белая гвардия, но это отдельная история...

- Вы хорошо знаете историю своего рода?

- Каждый должен знать свой род. Если человек не знает собственного рода, то он не то что не продолжатель фамилии — он начинает всё заново. конечно.

Но у нас же не всё так просто. У кого-то были истории с репрессированными, когда детей забирали в детдома, и дети были маленькие, и не знали, кто их родители, и потом не могли их разыскать, не могли ничего узнать о своём роде. Поэтому у нас разные есть истории по этому поводу. Я, как психотерапевт, работая с разными людьми, слушаю очень разные истории. Здорово, когда можно опереться на свои корни. И у вас трудовое воспитание, да?

- Да, у нас в основном так. Тем более, что живём мы в станице, поэтому трудиться надо, свой дом.

- Это здорово. А скажите, пожалуйста, у вас есть сказки про трудовое воспитание?

- Ну, именно про трудовое нет, у меня есть сказка, как казак грамоте учился. В ней явно показано, как мать казачка не заставляет, а показывает личным примером, как нужно учиться, что не просто так накарябал что-то на грамоте и всё. Нужно делать это хорошо, чётко, и вкладывать душу в то, что ты делаешь. Вот здесь да. на примере обычного хлеба.

- Здорово, доходчиво, близко. То есть я так понимаю, сначала сказки писались для сына? А потом наступил какой-то момент, когда вы их решили собрать, опубликовать, поделиться ими. Как это происходило?

- Это очень интересно для любого писателя.

af003

- Здесь, наверное, большая заслуга моей жены. Это уже, как говорится, третья и последняя. Я надеюсь, и уповаю на это, что у нас никаких проблем не будет — дай Бог. Ну, пока их нет. Скорее всего, это она меня подтолкнула: «Написано у тебя много, почему бы не опубликовать». Я потом нашёл сайт «ЛитРес», где начал публиковаться. Естественно, было тяжеловато сначала на «ЛитРесе», потому что я посчитал, что очень много денег уходило, и корректура с редактурой оставляла желать лучшего. И там я и познакомился с моим нынешним редактором Светланой Вадимовной Гончаренко. И там же познакомился с моим издателем малых тиражей Евгением Смарт. Он выпустил как раз первую мою книгу — «Сказки Атамана». Светлана дальше уже вторую и третью книгу сама редактировала, всё мы делали с ней вместе. Сейчас уже четвёртая должна выйти, на редактуре сейчас находится пятая книга, ну и пишу шестую.

- Здорово как! Очень интересно. Вы сказали, что три года назад вышла ваша первая книга. То есть вы тогда собрали всё, что было уже ранее написано, правильно я понимаю? Ну, какую-то часть, опубликовали. И теперь за эти три года уже их шесть, то есть ещё пять написано, правильно я понимаю? Или вторая, третья, может быть, тоже формировались из того, что было написано ранее?

- Нет, в первую книгу вошли сказки малого формата. То есть они по 2000, где-то, может, чуть больше знаков в каждой сказке. Там 13 сказок в первой книге. А во второй книге уже четыре сказки, они зимние, выбраны сказки про Деда Мороза, про Снегурочку.

- Новогодняя тема, здорово.

- Да, именно под новогоднюю тему всё пошло.

- Очень интересно. А вы встречаетесь с читателями, общаетесь с детьми как-то? Детский писатель – это же серьезный труд, очень почетный, и требующий полной самоотдачи, достучаться до детских сердец, замотивировать их на то, чтобы они хотели читать — это же миссия такая.

- Конечно, это обязательно. Но на сегодняшний день, к сожалению, сказки почему-то попали в опалу для моего Кущевского района.

- У вас же есть центральная библиотечная система. Вы где встречаетесь с читателями?

- Я в основном встречаюсь с детьми в школах. Я иду в класс, собираю детей в РДК. Мы собираем. Кстати, вот эту третью книгу иллюстрировали дети.

- Ух ты, как здорово. Это была специально организованная работа?

- Да, именно. Дети сами иллюстрировали.

- Это очень хорошая тема. Я как-то проводила конкурс на лучшие детские рисунки к книгам. Ну, я много книг выпускала, не только своих. Сборники собирала кубанских авторов, и мы проводили конкурсы среди художественных школ Краснодара. Мы отбирали лучшие рисунки, дети получали не только статуэтку и диплом, но и экземпляр книги себе, и экземпляр книги их педагогу. И так это всегда было приятно — когда их рисунки опубликованы. Особенно хорошо мы взаимодействовали со школой им. Филиппова в Краснодаре.

- У нас мы тоже наградили их Грамотой кота Баюна.

- Как приятно! Это очень хорошая идея — чтобы дети сами иллюстрировали. Я обратила внимание, когда читала вашу сказку, которую мы опубликовали в газете, что вы там на уровне мета-сообщения даёте широкую область принятия. То есть там очень хорошие пресуппозиции в этой сказке. Помимо того, что это называется само по себе — «Люби искренне, живи правильно», в сказке есть очень важные мысли. Во-первых, ошибку всегда можно исправить. Во-вторых, неважно в какой форме ты, с кем ты общаешься, ты всегда можешь прийти в Храм. У вас завершается сказка словами батюшки, то есть получается, вы таким образом Церковь поставили над этим всем во главе, и широту принятия Православной Церковью таким образом провозгласили. И косвенно это детям внушили, - тоже хорошая тема. То есть как бы ты не вел себя, может быть, тебя кто-то и осудит, может быть, кто-то тебя и не поймет, но ты всегда можешь прийти в Храм и исповедаться.

- Да, всё правильно.

- У нас же было язычество на Руси, и все эти мифы, связанные с кикиморами, банниками и так далее, - пришли оттуда. И при этом вы показали, что прогресс в том, чтобы начать жить в традиции, выйти замуж за реального казака, прийти в храм. Это похоже на то, как подростки сначала всё отрицают, а потом, когда взрослеют, возвращаются к нормальным общепринятым нормам жизни.

- Да.

- У вас всё достаточно глубоко.

-Я не буду спорить, каждый увидит в моей сказке то, что он понял. Вы со своим образованием доросли до многого, увидели. Это только одна сказка, которую вы пока прочитали. Будут и другие. «Сказки атамана» идут рука об руку с православием, и они дают добро людям не только в имени православия, но и показывают, что у нас очень старинная культура. Русь никогда не была, так сказать, в лаптях, и она была праведным государством всегда. И, как говорится, мы не развязывали войн, мы их, наоборот, заканчивали. То, что происходит сейчас на Украине, — это не мы развязали эту войну. Мы её предотвращаем. И как раз шестая книга об этом. А начинается она с первой книги. Я взял за основу сказку «Как казаки братов спасали». Это сказка об СВО, и герои пошли оттуда, и все антигерои. Действительно, из сказок каждый человек берёт что-то своё, он смотрит на сказку по-своему. То, что я в них закладываю, многогранно, чтобы каждый увидел себя. Есть сказка «Честь». Она написана, и сейчас в шестой книге будет выходить. Это как казак связался с бесом, предал свой род, и что из этого вышло. Я ставлю казака в это положение, чтобы показать, что и казаки не безгрешны. И любой человек не безгрешен. Есть грех на каждом, и что бы с этим ни произошло, наказание неизбежно. Причём неизвестно, откуда оно придёт. То ли оно придёт от своих сородичей, то ли оно придёт от тех людей, которые тебя на это подталкивали. Такие сказки.

- Серьёзные темы, безусловно.

- На эти темы нужно разговаривать с детьми, потому что чем раньше мы заложим это в их понимание, тем меньше проблем они принесут, когда вырастут. На своём веку я уже немало повидал. Я видел, как сын отворачивается от матери. Я видел, как люди бросают других людей. Но вы же понимаете, что это неверно.

- Понимаю.

- Нельзя бросить старика, нельзя бросить друга в беде. Даже если он неправ. Ему обязательно нужно сказать это в лицо, а не обсуждать где-то за углом. Нужно улыбаться и быть радостным, счастливо проводить время вместе с ним.

- Я согласна с вами. Вы родились на Дону, да? Потом вы приехали на Кубань. То есть, вы всегда находились в традициях казачества. Вы были воином? И уже вышли в отставку, правильно?

Да.

af005

- И сейчас, когда вы в отставке, и пишете, у вас есть ещё основная работа? У нас, к сожалению, работать писателем могут позволить себе только небожители где-нибудь в Москве. Все остальные пишут в свободное от основной работы время, а зарабатывают на основной работе и вкладывают деньги в публикацию того, что написали. У нас такая жизнь, к сожалению, - согласны?

- Да, я охранник детского сада.

- То есть, вы тоже поближе к детям.

- Обязательно.

- Это здорово. А когда вы наблюдаете за маленькими детьми, у вас рождаются какие-то сюжеты для книг?

- Да, кстати, дети очень много дают. И не только сюжеты. Они дают и толчок для работы, и случаются интересные моменты. Когда слушаешь их разговоры, особенно в садике, возникает много идей. Ведь они тоже пытаются жить в мире взрослых, но видят его по-своему. Они думают, что в мире ещё есть сказка, что тётя, переодетая в лохмотья, — это баба-яга, а мужчина, переодевшийся в бороду и красный кафтан — это Дед Мороз. Они действительно живут в мире сказки. Для них всё возможно. У них нет рамок, которые мы, взрослые, ставим сами себе. Мы загоняем себя в рамки приличия, этикета, определённых ситуаций: что можно, что нельзя. А у детей нет этих рамок, и они задают вопросы, почему что-то нельзя. Мы учим их, что в определённых случаях что-то делать нельзя, а что-то можно. Например, сейчас весной, когда появляются жуки, которых мы называем пожарниками, солдатиками - с красными спинками и чёрными точками, - дети ходят настолько аккуратно, чтобы не раздавить ни одного. А как ходим мы? Мы идём, уставившись в телефон, разговаривая, и нам всё равно, на кого наступим. А ребёнок, если наступит на жука и увидит, что ему плохо, то вплоть до истерики. Дети очень тяжело переживают это. Ребенок понимает, что такое убийство, и для него одинаково, убили человека, кошку или жука. Они переживают одинаково. Поэтому в это время нужно закладывать определённые мысли. Их нужно правильно научить, иначе будет трудно что-то изменить после пяти лет.

- Очень важно всё заложить до этого. Трудно что-то менять в взрослом возрасте. Вы пишете только для детей, или у вас есть что-то и для взрослых?

- Как сказала одна из моих читательниц, мои книги — от нуля до 59.

- Язык такой, что может читать взрослый человек, это безусловно. Но у вас есть какие-то сказки, на которые хочется поставить 16+, что-то более взрослое? Что-то с философскими мыслями, которые детям непонятны. Не просто о добре и зле, а уже о жизни и смерти, может быть, о каких-то серьёзных вещах, которые ребёнок вряд ли сможет понять в такой степени, как взрослый, особенно в моменты кризиса. Есть у вас что-то такое?

- В принципе, к этому можно отнести сказку-трилогию «Хозяин Медной горы». В первой части выходит сказка «Хозяин Медной горы», легенда о воде. И третья часть — она сейчас пишется. Это как казак сначала учился, хотел научиться вырезать интересные вещи из дерева. В конце концов, его это затянуло. Основная мысль в том, что учёба, когда она постоянная, тоже не всегда хороша. То есть быть постоянным учеником, студентом — это неправильно. Нужно выходить к людям, становиться практиком. Дальше — «Слово о воде» — это продолжение «Хозяина Медной горы». Это уже более взрослая сказка, там не только о живой и мёртвой воде, но и об отношении к миру. А третья часть будет называться «Казачий спас». Там уже казак будет понимать, откуда все беды, что происходят в сказке, пока он учился, творил, был практиком, и что из этого выходило, кто ставил ему палки в колёса. Это пока ещё в процессе. «Хозяин медной горы» вышел в третьем сборнике, «О воде» — в четвёртом, и если «Спас» выйдет в седьмом, это будет здорово.

- Серьезная задача. Я правильно понимаю, что вы пишете только о казачестве? Другие темы, другой менталитет, другой мир — это вы пока не раскрывали?

- Они не только о казачестве. Казак — это как главный или вспомогательный герой. Например, во второй книге, если взять её, казак — это не главный персонаж. В сказке «Как Карачун Снегурочку украл» главными героями становятся Змей Горыныч и Кот Баюн. Казак здесь скорее как вспомогательный герой. Он помогает. Больше наставляет.

- Вы сказали про Кота Баюна, и я сразу вспомнила один из вопросов, который хотела вам задать, посмотрев на ваш профиль. Повсюду кошки — это тренд? Или вы реально любите котов? Это способ говорить с читателями на их языке? Или есть какой-то более глубокий смысл? В сказке, которую мы сейчас опубликовали, тоже участвовал кот. Я, к сожалению, не могу похвастаться, что читала все ваши сказки, но что-то мне подсказывает, что коты там встречаются. Про того же Кота Баюна, например.

- Мы взяли кота Баюна, и кот Баюн, конкретно рыжий Муфаса - это наш талисман. Ну, так сказать, обычный рыжий кот.

- У вас живет кот?

- Да.

- Это ваш кот?

- Можно сказать, что мой.

- Сколько ему лет?

- Да где-то три года уже будет.

af004

- А, ну он молодой. Он у вас ровесник первой книжки. К нам 8 лет назад в офис пришел котенок. Рыжий. Маленький. И мы его усыновили. И теперь это 8-килограммовый кот. Сказали, что, видимо, он наполовину мейн-кун, потому что очень длинные кости, и зимой он прям такой толстый, огромный, а летом он тоже длинный такой же, но тощий, как велосипед, потому что очень сильно гуляет. Он живет в офисе, ночует в офисе, утром выбегает в туалет, по округе ходит много рыжих котят.

- Сейчас будет сказка «Как Юда дом искал», и там уже кота не будет. Там будет Змей Горыныч, казак, все остальные,

- Тоже логично. И тем не менее, вы выбрали кота талисманом. С чем это связано? Вы «кошатник»? Или это неосознанный выбор: просто любите и все?

- Потому что к животным я отношусь ко всем одинаково. Для меня, что кошка, что собака — они, в принципе, одинаковые. Это больше заслуга жены. Она у меня и ридер, так сказать. Она перечитывает сказки, Она читает первый раз, вычитывает их и делает так, чтобы они ложились очень хорошо на язык.

- Как давно вы вместе?

- Четыре года.

- Ну и как раз три года назад вышла первая книга. Я поняла её значимую роль в этом процессе. Это очень важно, когда супруга так поддерживает. А она кто по профессии?

af001

- Домохозяйка. Она хранитель домашнего очага в нашем доме.

- Я поняла. То есть хозяюшка, обеспечивает уют. Это тоже крайне важно. А скажите, пожалуйста, сыну 19 лет, и 11 лет он соприкасается в большей или меньшей мере с вашей литературой, раз в 8 лет где-то этот процесс начался. Сейчас, когда он уже взрослый, он читает ваши сказки?

- Да, он читает сказки, но он сейчас больше пытается писать сам.

- Как это здорово! Он уже что-то опубликовал?

- Нет, он пока пытается.

- А пришлите, что он доделает. Пришлите, я работаю много с молодыми авторами, это крайне важно, давайте опубликуем.

- Когда закончит, потому что он уже около года пишет. Правда, мне не показывает, что именно он написал. Я, конечно, говорил ему: давай, помогу, если что, потом уже скажешь, что это ты написал, так что…

- Это хорошо, что он сам. Он же должен писать по-другому, не так, как папа. Это очень интересно и приятно. Скажите, пожалуйста, если бы я предложила вам сделать напутствие молодым писателям, что бы вы им сказали?

- Пусть пишут от души. Без души книга не получится. Чем больше ты себя отдашь, тем лучше получится любая книга. Ты должен сам пережить внутри то, о чем ты пишешь. Если ты сам этого не понимаешь, ничего не получится. Дочь моей жены, она у меня иллюстратор моих книг, она тоже так считает. Я ее тороплю: «Алёна, давай, давай, нужно для книги обложку». Она мне говорит: «Дядя, не могу, сейчас я твою книжку проживу, тогда и нарисую». И когда она рисует, она тоже вкладывает душу в то, что делает. Поэтому наши обложки, наши рисунки стали настолько узнаваемыми, потому что герои-то в принципе наши родные: и баба Яга, и Кощей, и Кот Баюн, и Змей Горыныч, та же Метелица, те же казаки. Так что, напутствие одно. Пишите от души.

- Согласна. По поводу того, как и когда писать, существуют разные точки зрения. Тех, кто заканчивают литературный институт, например, учат тому, что ни дня без строчки. То есть, это труд, и твоя задача каждый день что-то написать, потом это чистить, править, ты можешь до бесконечности, но ты должен ежедневно что-то писать. Есть другая точка зрения, практически полярная: «Пиши, когда не писать не можешь», то есть если ты не можешь не писать, только тогда пиши. Кто-то считает, что писать можно, как вы говорите, от души. То есть, когда к тебе приходит вдохновение, и тогда только его можно вылить на бумагу. Есть точка зрения, что вдохновение рождается в процессе, садись и думай. И в какой-то момент начинаешь писать, и потом открывается этот поток, и вдохновение как будто просыпается. По факту это просто разные стратегии литературного творчества, неважно, прозу ты пишешь или стихи, и я бы хотела спросить, как это у вас?

- У меня, наверное, «гибрид», я могу себя и заставить, и писать тогда, когда нужно, и писать тогда, когда хочется, потому что я пишу книги одновременно. Даже Светлана Вадимовна мне уже буквально позавчера, как говорится, дала нагоняй, что мне нужно отдохнуть, потому что только скинул пятую книгу, как уже у меня полтора авторских листа на шестой, уже почти две сказки написаны полностью, и сказки у меня такие, что от полутора авторских листов до двух или почти до трех. Когда человек пишет, он может себя заставить, и вдохновения придет. Можно писать тогда, когда захотелось, - мысль пошла и надо записать. Я пишу через телефон в заметках. У вас рабочее место с собой, поэтому некоторые пишут только на бумаге, ну им так удобнее.

- Есть такая стратегия, я удивляюсь до сих пор, некоторые так делают. Более того, есть те, кто только карандашом, даже не ручкой, а только карандашом на бумаге.

- Представляете, я иногда пишу пером вообще. Мне жена подарила чернильницу, я купил себе перо, иногда пишу пером.

- Красота какая! Это очень здорово. А я правильно понимаю, что вы занимаетесь еще и наставничеством? То есть призываете юных читателей к тому, чтобы они тоже «пробовали перо», говоря метафорически?

- Ну, сказать так, что наставничеством, я думаю, это было бы сильно. У меня на сегодняшний день ЛИТО «Книга» из Краснодара начала распространяться на Кущевку. Я здесь председатель ЛИТО в Кущевской от Краснодара. У нас есть девочки 14 лет, 16, и 17 лет, в основном поэты, писатель только я один пока, мы им помогаем, редактируем. Буквально вчера я отослал Светлане Вадимовне троих девушек своего ЛИТО на сборник стихов «Краснодар книга». Они собираются выпускать новый сборник. Я рекомендую своих девушек-поэтов: одна работает со мной в садике медиком, другая учится в институте, третья ещё только в школе.

Наставничеством вы занимаетесь. Это очень хорошо. Скажите, пожалуйста, как часто вы пишете? То есть, это каждый день, это сколько-то раз в неделю, это, условно говоря, «запоями», вошел в состояние и сутками сижу, потом сколько-то дней вообще не подхожу, а то и недель? У людей это очень по-разному, а как это у вас?

af006

- Если я начал сказку, её нужно дописать.

- И сколько времени у вас уходит на сказку? Ну, я понимаю, что они разные по размеру, но, к примеру.

- Если короткая — два-три дня, если длинная — месяц-полтора.

Вы серьёзно в это погружаетесь, я поняла.

- В день можно написать от двух до пяти тысяч знаков. Можно больше, если захочешь, если сможешь.

- А что бы вы сказали юным читателям, самое главное?

- Читайте больше, там всё написано.

- Здорово. Есть ещё что-то, что вам бы хотелось сказать в завершении интервью?

Я хотел бы поблагодарить свою команду, которая за первый год собралась, причем быстро собралась. В эту команду входит иллюстратор, ридер, сам автор, корректор, редактор. У меня есть также актёр озвучки свой, который всегда ждёт наших сказок. Это Сергей Демидов. Мы с ним познакомились тоже в ЛитРесе. Это наш неизменный издатель, которого мы вряд ли когда-то будем менять, то что он будет печатать подарочные экземпляры — это однозначно. Ну и, конечно, наши читатели — это самая большая команда, которая у нас есть.

- Очень здорово. Спасибо вам большое!

Интервью взяла Инна Силенок.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар. 

https://t.me/innasilenok1,

https://vk.com/id192743799,

https://ok.ru/profile/534683545213