В одной красивой стране жил скалолаз, который мечтал о славе. Мечтал день и ночь. Мечтал за завтраком. Мечтал, когда чистил зубы. Мечтал, когда ехал в автобусе. Даже во сне мечтал. Ему так хотелось стать известным, что все остальное в жизни ему казалось незначительным. И так, в мечтах о славе, проходила его жизнь. Если бы его спросили – а зачем тебе так нужно быть известным, зачем нужна тебе слава? - он, наверное, ничего не смог бы сказать в ответ.
Просто нужна, и всё. Ему было стыдно признаться даже самому себе, что иначе он не чувствует себя значимым в этом мире, любимым и живым. Для этого почему-то обязательно нужно быть великим. Как бы то ни было, но мечты есть мечты, и каждый имеет право на свою мечту. Поэтому наш скалолаз мечтал, мечтал, мечтал, и не замечал, как жизнь проходит мимо него. Он не замечал красоты природы, которая окружала его, когда он занимался скалолазанием, тренируясь в своем умении. Он не видел красоты людей, которые были рядом. Он даже не позволял чувству проникнуть в свою душу, и никогда не влюблялся. Он считал, что всё это глупости, которые мешают ему достигать цели. Ему казалось, что когда он станет известным на весь мир, то только тогда мир начнет уважать и любить его. Что, для того чтобы быть принятым миром и собой, он должен сделать что-то грандиозное, великое, такое, чего никто никогда не делал. Можно, конечно, считать, что это глупости, но ведь скалолаз, как и все в этой жизни, имел право на свою точку зрения и на свою модель поведения в отношениях с миром. Он даже и мысли не допускал, что думает неправильно.
И вот одним красивым летним днём в жизни скалолаза произошло нечто, чему он даже не придумал название. Сначала он назвал это недоразумением, потом ошибкой, потом наваждением, и, наконец, махнув рукой на это непонятное для него событие, постарался забыть о нем. Но у него ничего не получалось. И вот почему – он стал меняться! Дело было так.
Когда он в очередной раз карабкался по скале, готовясь к соревнованиям, он вдруг решил, что сходит с ума. Потому что скалолаз не верил в чудеса, он не видел красоту скал и природы, и считал, что его занятие – чисто техническое дело. И тут, впервые в жизни, преодолевая трудный участок, он заметил (да что там заметил, - всей кожей почувствовал), что скала очень красива! Больше того – он ощутил, что она живая! Поразившись этому, он испугался. Испугался новых ощущений, новых мыслей. Испугался того, как эти мысли и ощущения овладевают им вопреки его, скалолаза, воле! Он растерялся. Но из последних сил он двигался дальше. И тут вдруг он увидел, и не только увидел, но и услышал – как скала с ним разговаривает!
«Зачем ты живёшь? – нахмурившись, спросила скала. У скалолаза потемнело в глазах. «Кажется, это называется слуховыми галлюцинациями», - промелькнуло у него в голове. Скала нахмурилась ещё больше, и скалолазу показалось, что скала хочет сбросить его вниз. «Какие глупости!» – возмущённо тут же подумал он вдогонку своим ощущениям. «Нет, нужно всё-таки ей ответить, - не понимая сам себя, решил скалолаз. И он произнес: «Чтобы обрести славу!». «Зачем?» - настаивала скала. Скалолаз замер от неожиданности. Он не знал ответа на этот вопрос. Он почувствовал себя глупо. Это ему не понравилось. «Какого чёрта…!» – подумал он про себя. И скала вдруг строго сказала: «Не ругайся!». «И всё-таки, зачем тебе слава? - настаивала скала, - ведь если у цели нет смысла, то и цели не существует. Так каков же смысл у твоей цели?». И тут случилось то, чего скалолаз никак не ожидал – он расплакался. Расплакался впервые за долгие годы. Он плакал навзрыд, и крупные слёзы лились и лились из его глаз рекой. Он вдруг почувствовал себя брошенным и обманутым маленьким мальчиком, которого никто не любит, и о котором никто не заботится. Он плакал и плакал, и постепенно горечь и боль уходили из его груди. Он запрокинул голову вверх, и увидел небо, и плывущие кучерявые облака. «Как красиво, - подумал скалолаз, - почему я не замечал этого раньше?» Он посмотрел вниз, и увидел искрящуюся реку, которая убегала за горизонт, огибая высокую гору. «Как хорошо быть рекой, - неожиданно для себя подумал скалолаз, - можно быть свободным, и не думать о славе…». Он любовался красивом видом: рекой, горой, небом и постепенно всё его тело, каждая его клеточка, наполнялось тихим счастьем. Он чувствовал тепло в груди, и впервые совсем забыл о славе. И ещё скалолаз совсем забыл, что он недавно разговаривал со скалой.
А скала молча и уважительно наблюдала за метаморфозами, которые происходили со скалолазом. И метаморфозы продолжали происходить. В очередной раз скользнув взглядом по скале, он вспомнил их разговор, и ему вдруг стало стыдно. Он стал мысленно оглядывать своё существование и не мог вспомнить: как и когда его жизнь превратилась в сплошное функционирование? Почему он разучился видеть красоту? Чувствовать? Плакать? Радоваться? На минуту ему снова стало горько. Но только на минуту. Он ведь был скалолазом, и умел владеть собой. Он прогнал тяжёлые мысли и подумал: «Но ведь это моя жизнь, и я могу начать жить по-другому, по-новому, по-настоящему!». Скала по-прежнему молчала. Тут скалолаз заметил, что солнце на небе движется к закату, и понял, что пора спускаться вниз. К тому же, ему очень хотелось хорошенько подумать над тем, что он понял. Когда он спускался, он чувствовал, что скала помогает ему, оберегает и поддерживает. И он совсем не считал это результатом расстройства своего восприятия. «Она меня любит! - вдруг осенило его, - и весь мир меня любит!». В его душе словно расцвели розы, и он быстро и ловко добрался до земли. Когда его ноги ступили на землю, он вдруг всем телом прижался к скале, раскинул руки, словно обнимая ее, и прошептал: «спасибо!».
Скала ничего не ответила, но он увидел, как она улыбнулась. Она понимала - только что на её глазах произошло нечто очень важное – человек вернулся к себе, к себе настоящему.
Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа