Стихотворение в прозе
Четвертая заповедь Бродского из шести. Первые шаги наши по земле предваряются этой заповедью, но видение скромности у всех разное. А сегодня она – больше порок для многих, нежели достоинство. «Невежество, одетое в парчу», а «благородство в отрепье рваном» до сих пор уживаются рядом, так что со времен Шекспира ничего не изменилось.
Вот она, эта заповедь.
«Старайтесь быть скромными.
Уже и сейчас нас слишком много — и очень скоро будет много больше. Это карабканье на место под солнцем обязательно происходит за счёт других. То, что вам приходится наступать кому-то на ноги, не означает, что вы должны стоять на их плечах. Так что, если вы хотите стать богатыми, или знаменитыми, или и тем и другим, в добрый час, но не отдавайтесь этому целиком.
Всегда помните, что рядом с вами всегда кто-то есть — ближний. Никто не просит вас любить его, но старайтесь не слишком его беспокоить и не делать ему больно. На худой конец, постарайтесь вспомнить, из какого далека — от звёзд, из глубин Вселенной, возможно, с её противоположного конца — пришла просьба не делать этого, равно как и идея возлюбить ближнего, как самого себя. По-видимому, звезды знают больше о силе тяготения, а также и об одиночестве, чем вы; ибо они — глаза желания».
Самое интересное, друзья... Нет, лучше всего подойдет другое слово...
Самое интересное, господа, - это то, что для себя любимых мы уникальные. Интернет-страницы, цитаты, об которые спотыкаешься на каждом шагу, мысли-клоны, которые постируются и перепостируются, позиционирование себя ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ созданием Бога для величайшей миссии... А миссии-то и нет... Антоша Чехонте и даже не Антон Павлович, Вашего пера на нас...
– Посмотри на ночное небо, на эту красоту. Почему я должна думать о химических и физических свойствах тех веществ, из которых состоят звезды? Я хочу думать только о том, что они дарят красоту.
– Я боюсь их. Они какие-то холодные ...
– Но тебе же нравился образ Снежной Королевы...
– Мне не образ ее нравился, нравилась сама сказка.
– Чем она тебя привлекает?
– Образом Герды. Ее образ – это образ любви. Именно любовь ею двигала. Любовью объясняется то, что она смогла столько препятствий пройти и найти Кая.
– Кай и не очень-то хотел возвращаться.
– Ничего ты не поняла. Сердечко Кая было превращено в кусочек льда, а Герда освободила его из этого ледяного плена.
– Мы отвлеклись. Вернемся к звездам. Они, может, и холодные, но я всегда мысленно иду к ним.
– Это как?
– Я лучше объясню тебе это словами героини одного фильма.
Вот как она о них рассказывает: «...Ночью часами наблюдали за звездами. Мне казалось, что я прыгаю с одной звезды на другую. Каждый раз думала:
«А если мы не уникальны? А если Вселенная любит нас одинаково? А вдруг ничья жизнь не важнее другой? А вдруг мы звезды? Да, Тата, а вдруг мы звезды?»…
Элджернон Флауэрс вспоминается: «Твоя жизнь – это книга. Ты понимаешь, о чем она, но в общих чертах. И ты не знаешь, что случится на следующей странице, каких персонажей не станет в следующей главе, а кто останется до последней точки. Остается только читать. Читать и надеяться на хороший финал».
Никому не позволяйте вписать в вашу жизнь ни одной страницы без вашего на то согласия. Именно "невежество, одетое в парчу", по Шекспиру, и попытается это сделать.
Когда-то давным-давно мне мой учитель по литературе сказал: «Скромность – украшение горянки, но даже для горянки она хороша в меру».
Спорно? Да. Она мне помешала лишь в одном. Я всегда себя убеждала в том, что нельзя отвечать на выпады людей против меня, говорила, что время рассудит. А время сегодня настолько стремительно, что человек может остаться незамеченным. А мы обижаем друг друга. Не надо...
А вдруг Вселенная любит нас одинаково?
Фарида Кудаева - писатель, публицист, общественный деятель. Член Союза писателей России, Клуба писателей Кавказа, автор восьми книг, лауреат и номинант литературных конкурсов, живет и работает в Нальчике – столице КБР