Этот вечер совсем не задался у Пашки. В школе по поведению он выхватил большую жирную двойку, и нехотя плёлся домой. Иногда Паша перепрыгивал серые плитки по красным прямоугольникам тротуарной плитки, забываясь и играя в "Прыг-скочки", как он это называл.
Нужно сказать, что двойка совсем была не заслуженной, думал Пашка: «Ну, подрался с Сашей, разок толкнул Мишу, да ещё и прилепил к парте клячку, которую так долго не мог отодрать, и не дописал классную работу в тетрадке по русскому языку, а ещё был весь, с ног до головы, перепачкан синей пастой»...
Вообще, такие неважные дни уже случались в Пашиной жизни: например, в первом классе он нарисовал на лицах одноклассников синим маркером цифры, ну и про себя не забыл - навёл себе такой чудный "грим" плюсами и минусами разрисовав и щёки, и лоб. Классный руководитель потом долго оттирала всех детей, а Павел гордо и, в то же время, с сожалением произнёс в своё оправдание:
- Мы просто играли, и я был Король математики.
Ох и рассердилась тогда Пашина мама, а папа лишил игр за компьютером на целую неделю. Но в этот раз всё было намного хуже. Навстречу ребёнку шла разгневанная мать и, то и дело, твердила по телефону:
- Да, Александра Викторовна! Хорошо, Александра Викторовна! Он исправится! Я с ним поговорю... А из динамика телефона раздавался гневный голос учителя:
- Это уже переходит все границы! Вредительство какое-то!
- Я поговорю с сыном, извините, пожалуйста, его. До свидания.
Поравнявшись с мамой, Пашка опустил голову и тихо протянул:
- При-ве-е-т, мам.
- Паша! - с возмущением произнесла мама.
На это мамино "Паша", ребёнок стоял не поднимая головы, только на все мамины "ты понял", кивал головой и говорил:
- Да понял я, понял: "Майнкрафта" не будет ", понял я, понял, - на неделю наказан...
Дома Пашка гневно швырнул свой школьный рюкзак в угол, за что получил ещё один нагоняй от мамы, после чего помыл руки и аккуратно, на вешалку, повесил школьную форму, быстренько уселся за стол и открыл учебник по математике.
Но тут мама сказала:
- Пойдём, дорогуша, покушаешь, а потом - уроки.
Через минуту, уже в кухне, он уплетал, точнее давился этой ужасной гречкой, которую терпеть не мог с раннего детства. Но молчал, хотя обязательно бы высказал маме всё по поводу гречневой каши. В этой ситуации он наоборот поблагодарил даже маму за вкусную кашу, поставил пустую тарелку в мойку и даже протёр после клеёнку.
Мама всё это время молча любовалась сыном.
"Наверное подобрела", - подумал Пашка и быстренько хотел было шмыгнуть обратно в детскую, как мама вдруг сказала:
- Неси-ка сюда свои учебники, тут будешь сегодня заниматься.
- Эх, ну мама...
- Что? - сморщив брови строго спросила мать.
- Да понял я, понял. Эх...
На удивление, Паша, быстро справился с заданиями по математике, бегло прочёл рассказ Николая Носова "На горке", изучил правила поведения при возникновении пожара и приступил к выполнению "домашки по русишу".
- Пиши, - торопила сына мама, - пиши!
- Ладно, ладно, понял! - не споря с мамой отвечал ребёнок, - понял уже.
- Паша, может ты и понял, но пиши, сынок, пиши: "31 января, домашняя работа, упражнение ... "
Пашка нехотя стал выводить буквы. Мальчик очень старался, но его буква "н" - напоминала "п"; "а" - больше была похожа на "о", с небольшой палочкой справа вверху буквы; "и" - напоминала "ы".
Нервничая, Паша засунул ручку в рот и, непроизвольно, стал грызть её.
На все мамины: "Пиши, Паша! Пиши!", - поступал лишь один ответ, - "Эх!.."
В это время мама, отвернувшись от сына, мыла посуду. Вдруг вместо привычного "Эх", Пашка закричал:
- Ой!
Мама повернулась к ребёнку. Вся клеёнка была измазана синей пастой, а в руках Пашки был "огрызок" ручки.
- Выплюнь, выплюнь, скорее! - запричитала мама, - Как же можно было так! Отправишься!
Схватив мальчика мама быстро потащила его к мойке и строго сказала:
- Быстро мой рот!
А после обняла сына и так сильно прижала его к себе, что Пашке показалось, что даже дышать нечем, но он терпеливо молчал.
- Мамочка, прости, пожалуйста!
- За что, сыночек?
- Так ты уже не злишься?
- Нет, конечно, просто расскажи, что там произошло-то в школе?
И Пашка затараторил:
- Сначала меня толкнул Саша, я упал на Мишу. Миша оттолкнул меня и так сильно ударил. Но я ему тоже врезал разок. Потом пришла Александра Викторовна и посадила меня одного за вторую парту. Я увидел на ней пластилин и, чтобы она не подумала, что и в этот раз я его прилепил, я быстренько пол урока его оттирал. Потом меня поругали...
Ребёнок притих. Потом снова, как закричит:
- Мама, неси скорее соду! Будем пасту с клеёнки оттирать!
- Соду? - удивилась мама - а откуда ты знаешь, что содой можно пасту отмыть?
- Так Александра Викторовна делает, когда мою парту моет! - быстренько выдал Пашка.
- И что же она отмывает с твоей парты? - уже со знакомой Пашке строгостью и в тоже время улыбкой спросила мама.
- Как что? Крестики-нолики!
- Какие ещё крестики-нолики?
- Ну те, что я на парте нарисовал, чтобы проверить, как на них сода действовать будет!
-О, Боже! Ещё и крестики-нолики! – вздохнув, улыбнулась мама, а Павел при этом старательно оттирал синюю пасту с клеёнки обеденного стола.
Елена Зализецкая - член Российского союза писателей, руководитель Северного районного литературного клуба "Гармония", ведущий библиотекарь Северской центральной районной библиотеки Краснодарский край, пгт. Афипский.