Проблема нежелания детей идти в школу, остро ощущается на протяжении многих лет. А с приходом коронавирусной пандемии эта проблема обострилась, как и многие другие. Занятия онлайн, отбили желание у многих ребят ходить на занятия.
Таковы реалии современного мира.
Давайте рассмотрим причины данного явления, а их множество. Нежелание учиться может возникнуть как у первоклассника, так и у ребенка более старшего возраста.
Непростые отношения с одноклассниками (буллинг), учителями
Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, или часто происходят конфликты с одноклассниками, это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе. Кардинально усиливается данная ситуация, если ребёнок подвергается травле (буллингу).
Данная проблема широко поднимается в психологическом сообществе. К работе привлекаются педагоги-психологи школ, горячие линии для детей и подростков. Огромная роль отводится семье, помощь и внимание которой необходимы ребенку для поддержания ресурса и преодоления трудностей.
Если сын или дочка конфликтует с одноклассниками, важно как можно быстрее разобраться в причинах раздора. Возможно, ребёнок и сам неправ, но не стоит торопиться его обвинять. Вполне возможно, что он боится наказания и специально искажает картину. Необходимо внимательно выслушать каждую из сторон и лишь потом принять решение.
Семейные проблемы
Ребёнку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; совсем плохо, если умер кто-то из близких. Ребёнок соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.
Если мысль о том, что нужно идти в школу, наводит на ребёнка ужас, и он всячески пытается избежать этого, важно поговорить с ним и постараться узнать, что произошло. Это первый шаг на пути к решению проблемы. Узнав истинную причину, следует принять меры, учитывая особенности сложившейся ситуации. Для каждого ребёнка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к неприятностям крохи.
Трудности в обучении
Они могут быть как ситуативные, переходящие, — например, не усвоил вовремя тему урока, не даётся программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость. Когда ребенок не понимает того, о чём говорится на уроке, в результате чего полностью теряет интерес к учебному процессу.
В случае, если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго, и ребёнок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.
Трудности в учёбе поможет преодолеть психолог. Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учёбу для ребенка значительно легче. Если ребёнок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.
Неинтересно учиться
Обычно дети очень любопытны. Это такие маленькие почемучки, которым хочется знать всё на свете. Если пропадает интерес к обучению, то, как правило, это возникает в таких случаях:
- Школьник получил пробел в знаниях, отстав от программы. Подобное может произойти даже с умным и развитым ребёнком. Например, из-за проблем со здоровьем или по причине семейных обстоятельств.
- Иногда учебная программа не успевает за ребёнком, который интересуется новостями, уделяет много времени чтению. Такие дети «вырастают» из старой программы, как из старой формы.
- Способности школьника просто не соответствуют общей направленности обучения, или его слабые интеллектуальные задатки являются преградой для адекватного восприятия информации. Он старается, но у него плохо получается. Он не в состоянии осилить школьную программу на достаточном уровне, из-за чего мотивация учиться исчезает.
Иногда нежелание идти в школу может быть связано с кризисными периодами развития ребёнка. О них поговорим подробнее.
Первоклассник не любит школу
Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа:
- во время урока сидеть за партой и не отвлекаться,
- сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,
- следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,
- выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми.
Сколько займёт адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдёт за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребёнок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребёнка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.
Родители обычно стремятся отдать кроху в самую престижную школу, не понимая, что нужно выбирать не учебное заведение, а учителя. В особенности если это младшие классы. Если ученик и преподаватель будут подходить друг другу по темпераменту, им будет проще наладить контакт. Когда ребёнок симпатичен учительнице, она всегда найдёт способ, как ему помочь при отставании от школьной программы.
Педагогический коллектив имеет огромное значение. Если к ученику относятся с уважением, воспринимают его как индивидуальность, учитывают личностные особенности, он непременно будет любить свою школу и стараться хорошо учиться.
«Мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим»
Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребёнок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться, проводить время на свежем воздухе.
Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребёнку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом.
На первых этапах обучения важно оказывать ребёнку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учёбы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»).
Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребёнка был надежный тыл, и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.
Подросток отказывается учиться
Вторым критическим периодом является переход ребёнка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период, наблюдавшийся ранее интерес к учебе, может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.
Как помочь? - Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.
Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне. Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.
С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребёнка в будущее. Помогите ребёнку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.
Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «всё и сразу».
Иногда полезнее не требовать от ребёнка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребёнок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой.
Важно учитывать способности ребенка. Его интеллектуальный уровень и возможности. Ведь все мы рождаемся разные, и если для одного ребёнка, успевать на «5», не представляет труда, то для другого «тройка», а тем более «четвёрка», являются блестящими отметками. И для их получения ребенку приходится потрудиться. Но, зачастую, мы, родители, мечтающие, чтобы наш отпрыск был самым лучшим, по причине, что сами чего-то не добились в жизни, требуем от ребёнка недостижимого идеала. Ругаем и наказываем, а ребенок, который этого идеала достичь не может, в лучшем случае не хочет идти в школу, а в худшем, получает нервный срыв, хронические заболевания, и как крайность суицид.
Хвалите чаше ваших детей, даже за самый маленький успех. И никогда, не сравнивайте их со сверстниками (братьями, сестрами в том числе), сравнивать ребёнка можно лишь с ним самим вчерашним.
В моём опыте работы на Горячей линии психологической помощи, были звонки от ребят, с суицидальным поведением из-за неуспеваемости в школе. Так как их запугали сдачей ЕГЭ и невозможностью в дальнейшем устроиться в жизни. Но здесь ещё можно помочь, гораздо страшней, это звонки от родителей, дети которых совершили суицид, из-за неудачно сданных экзаменов. Задумайтесь, что для вас важнее, здоровый улыбающийся сын или дочь, либо его(её) отличный аттестат! ...
Уровень возможностей вашего ребёнка сможет определить психолог. Он же подскажет, какие интеллектуальные процессы у ребёнка «выпадают», и каким образом это можно исправить. Психолог, может помочь, с дальнейшей профориентацией, выявив способности вашего сына или дочери, чтобы обратить особое внимание на предметы, необходимые в будущей профессии.
Любите своего ребёнка, вне зависимости от того, какую оценку он сегодня принёс.
Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребёнка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.
Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно. Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества.
Итак, подведем итог: Ребёнок говорит: «Я не хочу в школу». Что делать?
- В спокойной, доверительной манере обсудить с ребенком, почему он не хочет идти в школу.
Важно задавать вопросы не только о полученных отметках, но также ещё и о том, за что они были поставлены, доволен ли ребёнок результатом, какие чувства он испытал при получении балла — радость, гордость, гнев, стыд, разочарованность? Умение проговорить собственные эмоции — полезный навык, который обязательно пригодится ему в будущей жизни.
- Поговорить с учителем, школьным психологом, оценить ситуацию (как ребенок успевает в школе? есть ли трудности с домашними заданиями? не переутомлён ли ребенок? какая на данный момент обстановка в семье?).
- Предпринять действия, направленные на устранение причины, связанной с негативным отношением ребенка к школе, самостоятельно или с помощью обращения к специалистам (детскому психологу/ нейро-психологу/ педагогу-психологу).
Инна Воронова - Президент регионального отделения МОО РПП в г. Мурманск, Председатель комитета по работе со СМИ МОО РПП