Неделю назад мы начали говорить о роли первой учительницы ребёнка в формировании его личности, системы ценностей, коммуникативных навыков, характера, мотивации к учебе и других аспектах его гармоничного развития. Продолжим эту богатую историями тему.
Несколько историй из моей практики.
На одном из приёмов моя клиентка Наталья сказала, что её личные проблемы мы, вроде, все уже решили. А вот её дочь Катя вообще не учится. И Наталья переживает по поводу её будущего. Одноклассники Кати тоже не особо усердствуют в учёбе, но это её мало успокаивает. «Пусть это их родителей беспокоит. Что с моей дочерью делать?!» Катя, дочь моей клиентки училась в седьмом классе. Вернее, слово «училась» можно было использовать, говоря о ней, разве что формально. Катя очень любила общаться с одноклассниками, была неформальным лидером в классе, но с учителями у неё отношения не сложились. Катя перешла в эту школу в пятый класс, легко влилась в коллектив, но с учёбой у неё были большие проблемы. Способности у Кати прекрасные: у девочки хорошая память, да и невнимательной её не назовешь, воображение вообще развито значительно лучше, чем у многих других. Почему же у девочки с таким потенциалом возникли проблемы с успеваемостью? - Катя не хотела учить уроки. Школьная программа организована таким образом, что для её усвоения не надо обладать выдающимися способностями. Нужно просто быть внимательным на уроке и выполнять все требования преподавателей в школе и дома, и тогда успех обеспечен. Но вот как раз к этому Катя и не была приучена. Некоторые задания преподавателей делать интересно, но некоторые требуют терпения и старания и могут быть скучными. Интересные задания дети делают с удовольствием, а скучные делают качественно только те, кто приучен с первого класса к усидчивости, старанию, может увлекаться монотонным процессом, помня, какой будет в конце результат.
Если учительница начальных классов этот навык у ребенка не сформировала, то потом формировать его поздно, так как, переходя в средние классы, дети одновременно с этим переходят в подростковый возраст, когда меняется характер, ярче проявляется темперамент, появляется множество интересов с учёбой никак не связанных. А потому у большинства детей в одиннадцать – двенадцать лет резко падает успеваемость. Именно так произошло и у Кати. Способная девочка в начальных классах училась в экспериментальной начальной школе, где детям вообще не задавали домашних заданий, связанных с монотонной деятельностью. Задания были подобраны так, чтобы детям всегда было интересно их выполнять. На первый взгляд это, конечно, хорошо, но со временем проявилась обратная сторона медали такой системы обучения. Дети, которые учились в этой экспериментальной начальной школе, стали проявлять творческие способности, но были совершенно не приучены к труду. Ведь в начальных классах делать монотонные упражнения, тренироваться в письме, решать однотипные примеры и задачи – это труд, к которому дети привыкают, и благодаря которому потом в средних классах осваивают более сложные математические операции, заучивают правила, выполняют задания, требующие терпения и скрупулезности. Перед учительницей начальных классов стоит непростая задача развить у детей творческие способности, и при этом сформировать у них навык трудиться каждый день.
Милана сидела за второй партой и печально смотрела на доску. Дети записывали вслед за учительницей решение задачи. Учительница Татьяна Семеновна писала решение на доске и объясняла его детям, а дети слушали и записывали. Милана не писала решение, она задумалась. Татьяна Семеновна повернулась к детям и, увидев, что Милана не пишет, сразу начала говорить громко, почти кричать: «Милана! Тебе что, особое приглашение нужно? Все пишут, а ты нет! Тебе что, опять что-то не понятно, или ты, как всегда, не успеваешь?» - Милана молчала. А что можно было сказать. Она действительно задумалась и не писала решение. Что бы она сейчас не ответила, Татьяна Семеновна все равно будет сердиться и стыдить её перед ребятами, а ребята будут над ней смеяться. Милана думала об этом и молчала. Смысла что-то делать она не видела. Милана, действительно несколько медленнее, чем другие одноклассники писала и говорила. По домашним заданиям у неё были пятёрки, а по классным работам четверки и тройки. Контрольные работы она тоже писала на четыре или три, и поэтому в четвертях у неё были не очень хорошие оценки. Конечно, в классе шестнадцать детей (а мы свами понимаем, что это немного, обычно в 2 раза больше), и подстраивать темп урока под Милану учительнице было неудобно. Но то, как она демонстрировала классу несостоятельность девочки, приводило к снижению самооценки у Миланы и полному отсутствию у неё желания учиться.
В ситуациях, когда первый учитель использует в речи в основном негативную мотивацию, говорит о том, что не так, и не объясняет, что ребенку нужно делать вместо этого, чувствительные дети теряют желание учиться (а в начальных классах почти все дети проявляют высокую чувствительность). И поэтому, если вы видите, что ваш ребёнок не хочет идти в школу, а на вопрос, что ему там не нравится, говорит что-нибудь типа: «У меня всё равно ничего не получается!» - То ребенка нужно спасать. Необходимо поговорить с учительницей об особенностях характера и темперамента вашего ребенка, если не помогает, то с завучем или директором. Если ситуацию не удается полностью исправить, то необходимо менять класс или школу, так как впереди еще много лет учебы, а энергии у ребенка на то, чтобы учиться, уже нет. Его уже успел подавить педагог.
Психологи провели эксперимент: отобрали детей с примерно одинаковыми средними способностями и поделили их на две равные по количеству группы. Каждую из групп определили в школу на учёбу в два разных класса. Учителям сказали про одну группу, что это дети с редкими выдающимися способностями, а про вторую группу, что это дети с обычными средними способностями. Через некоторое время учителя стали говорить о выдающихся достижениях детей из первой группы, и о том, что дети из второй группы с трудом справляются со школьной программой. Но эксперимент заключался в том, что изначально в обеих группах были дети одинакового уровня способностей. Просто психологи решили проследить, как ожидания преподавателей формируют результаты в учебе детей. Именно такая же ситуация получилась с Миланой. Девочка несколько раз сделала задание на уроке медленнее своих одноклассников, и учительница стала ожидать, что Милана «опять не справится». В результате Милана начала неосознанно стремиться к соответствию ожиданиям учительницы. Идеально в ситуации с медлительностью Миланы было бы поискать позитивные стороны медлительности девочки, говорить о том, где её тщательность и осторожность (я сделала рефреминг медлительности) могли бы пригодиться в будущем. А ещё необходимо хвалить девочку каждый раз, когда она сделает что-то хоть чуть - чуть быстрее, чем обычно. Но, к сожалению, в реальной жизни у учителей на это не хватает времени. Очень мало у нас педагогов, которые успевают не только всю программу детям дать, но и под темп каждого ребенка подстроиться. Если вы знаете, что у вас медлительный ребенок, то нужно говорить об этом с учителем, попросить его, чтобы он не ругал ребенка, а наоборот хвалил, если у ребёнка что-то хорошо получается, а если учитель не идет вам навстречу, - менять класс, искать того учителя, который будет учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка.
Личность первого учителя очень сильно влияет на жизнь ребенка в целом. Первый учитель вслед за родителями оказывается тем человеком, рядом с которым и под влиянием которого дети находятся в течение трех – четырех лет своей жизни каждый день. Дети стремятся к похвале первой учительницы, они её то любят, то боятся. Она для них является безусловным авторитетом. Иногда, когда у взрослого человека что-то не получается, и он начинает мысленно себя ругать, то часто он это делает словами, которые ему говорила первая учительница. Иногда мы даже в таких случаях слышим внутри себя её голос. Бывают случаи, когда мальчик отношения с первой учительницей, став взрослым, перекладывал на взаимоотношения с женой. Каждый раз, когда жена говорила, что он что-то делает не так, мужчина терялся, чувствовал свою несостоятельность, и вообще ничего не хотел делать. На консультации он говорил: «Когда жена меня критикует, я словно слышу голос Анны Ивановны, и мне опять восемь лет, а как можно вести себя как мужчина в восемь лет?»
Я слышала случайно на улице, как проходящий мимо меня парень, говорил своей девушке: «Ты у меня такая красивая, как моя первая учительница! Я тебя так люблю!» Не знаю, в восторге ли была девушка от сравнения, но случай довольно-таки показательный. Для того чтобы перестроиться на школьную жизнь с сидением на уроках (а дети, как правило, - непоседы), с ежедневным выполнением домашних заданий, с соблюдением дисциплины, - одного утверждения, что «так надо» или «так положено» - мало. Необходима мотивация делать то, что надо и то, что «положено». И главную роль в формировании этой мотивации играет личность первой учительницы. Её образ, её харизма. Дети стремятся заработать похвалу своего «кумира». В начальной школе они ещё не осознают, нравится ли им процесс учёбы, какие предметы для них интересны, а какие не очень. Но для всех детей важна оценка первой учительницы. Её отношение является для них критерием успешности или неуспеваемости ребенка. Нередко от ученика начальной школы можно услышать: «Мама, ты не расстраивайся! Ничего, что у меня двойка по математике. Елена Ивановна сказала, что у меня скоро всё будет лучше получаться, ведь я же стараюсь». Ученики начальных классов, приходя домой, говорят родителям: «Елена Ивановна сказала…, Елена Ивановна нам рассказывала… Елена Ивановна просила… Елена Ивановна будет сердиться и т. д.» То есть в начальных классах самое главное для ребенка – это заслужить любовь «Елены Ивановны».
Образ первой учительницы становится третьим после папы и мамы образом для подражания. Поэтому, выбирая класс, в котором ваш ребенок будет учиться, посмотрите, подходит ли учительница, ведущая этот класс, на роль кумира для вашего ребенка. Не вызовет ли это у вас протест, не захотите ли вы уменьшить её авторитет в глазах вашего ребенка, чтобы он поменьше на неё ориентировался и подражал ей. Выбирайте для своего ребенка ту первую учительницу, которая будет полностью соответствовать вашим критериям, которая будет вам симпатична. Представьте, что ваш ребенок стал ей подражать в жестах, речевых оборотах, перенял её систему ценностей. Если вас это устраивает, то это та учительница, которая подходит для вашей семьи. И если она соответствует всем перечисленным в этой статье критериям, то вы можете смело доверить ей своего ребенка и быть за него спокойными.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар