На единый госэкзамен шли они как на расстрел

Инна Силенок

ege

По поводу ЕГЭ в последнее время идут жаркие споры. Есть сторонники и противники этой системы оценки знаний учащихся и способа поступления в ВУЗы. Но пока наши дети и внуки продолжают сдавать именно таким способоим выпускные экзвмены и нам есть, что обсудить.

Название статьи дано шутливо, звучит жёстко и несколько преувеличивает действительность, в которой оказываются дети в тот учебный год, когда им нужно сдавать экзамены после девятого или одиннадцатого класса. Нам вообще свойственно в значимых ситуациях преувеличивать содержание обстоятельств и их значение. И при этом ситуация ЕГЭ для детей, их родителей и учителей является настолько значимой, что при подготовке к сдаче экзаменов, да и при самом проведении экзаменов без перегибов никак не обходится.

При общении с родителями, дети которых готовились к ЕГЭ, или уже их сдали, или им еще только предстоит готовиться и сдавать экзамены, выявилась удивительная закономерность: чем более ответственно ребенок относится к учебе, чем больше он знает, и чем важнее для него оценка, полученная за ЕГЭ, - тем труднее ему сдавать экзамен, тем хуже он себя на экзамене чувствует, и тем больше вероятность получения результата ниже ожидаемого и, как следствие – апелляция, разочарование, стресс и не один. Мы с детства привыкаем к тому, что экзамен – почти всегда стресс. Дети всячески пытаются этого стресса избежать и появляются стратегии получения оценки за экзамен «на халяву». Но с ЕГЭ это не проходит. Авторы – изобретатели ЕГЭ как раз эту возможность «халявы» и обошли, предусмотрительно лишив нас возможности договориться (хотя и здесь бывают разные варианты).

ЕГЭ как форма сдачи выпускных школьных и одновременно с этим вступительных экзаменов в ВУЗ является для нашей страны относительно новой и вызывает массу споров. Дебаты ведутся на страницах газет и журналов, теме ЕГЭ посвящают телепрограммы. А тем временем школьники пересказывают друг другу страшилки о сдаче ЕГЭ в предыдущие годы, покупают тесты для подготовки к ЕГЭ, слушают устрашающие нотации учителей и пишут пробные контрольные. Результаты первых пробных контрольных по системе ЕГЭ отрицательные даже у отличников. Учителя успокаивают родителей тех детей, которые учатся хорошо: «Ничего, ещё научатся, мы будем писать ещё несколько пробных контрольных!»  

Почему экзамены вызывают столько страхов, волнений? Чего мы боимся на самом деле? - Получить плохую оценку, плохо выглядеть, Почему многим из нас необходимо искусственно усилить значимость ситуации, нагнать страхов, чтобы серьёзно подготовиться к экзамену и успешно сдать его?

Нам в течение жизни приходится сдавать множество экзаменов, мы постепенно вырабатываем (в основном, неосознанно) собственную стратегию подготовки к сдаче экзаменов и самой сдачи экзаменов. При этом, как правило, мы не помним свой первый экзамен (вернее тот, который мы помним как первый – первым не является). А ведь именно самый первый экзамен, или первая тестовая ситуация закладывает основы того, как дальше эти самые тестовые ситуации мы будем проходить.

Что такое экзамен? – Это некая ситуация, в которой нам нужно получить оценку, в результате которой мы получаем (или не получаем) возможность выхода на новый уровень, пропуск в другую ситуацию нашей жизни. И получить этот пропуск для нас очень важно, даже если мы ещё совсем малы и не осознаем, куда мы попадём, если успешно сдадим экзамен. Это похоже на компьютерную игрушку – «стрелялку», где герой «убивает» врагов – монстров, и, всех «убив», проходит на новый уровень, если, конечно, остается сам жив. Создатели подобных компьютерных игр позаботились о популярности своих игр, заложив в них наличие нескольких жизней герою, таким образом, максимально приблизив ситуацию игры к реальной действительности. Враги - монстры в компьютерной игре (а впрочем, и в наших снах) – это наши страхи, с которыми мы либо справляемся - и движемся вперед, либо они нас побеждают, и мы так и остаемся «запертыми» в темнице собственных страхов, предубеждений, предрассудков. Проходя экзаменационные ситуации своей жизни, человек обретает и побеждает страх оценки, либо страх оценки в какой-то мере побеждает его, – то есть человек стремится максимально избегать в своей жизни тестовые ситуации, которые грозят ему неуспешностью.  

И прежде чем мы поговорим о пользе и вреде ЕГЭ и о том, как подготовить своего ребенка к этому мало приятному, но нужному событию в его жизни, давайте вспомним о своих самых первых экзаменах. Обычно, когда я просто предлагаю своим клиентам вспомнить первый экзамен, который им приходилось сдавать (или «держать», как иногда говорим мы), они вспоминают выпускные экзамены в школе после восьмого класса или после десятого. Для многих это действительно официально называлось первым экзаменом, но фактически таковым не являлось. Все началось намного раньше. Даже если вы учились в музыкальной или спортивной школе, и первый экзамен, который удалось вспомнить, был в шесть или семь лет, - это все равно не первый ваш экзамен, заложивший отношение к ситуации оценки и сформировавший необходимость как-то с этой ситуацией справляться. Первый наш экзамен был тогда, когда нам пришлось оказаться один на один с кем-то значимым, с тем, чтобы оказаться им оцененным и принятым или не принятым в «свои», или «хорошие». Если в этой ситуации мы почувствовали страх, что не возьмут, не примут, отвергнут, - вот он наш первый экзамен. Начало положено, дальше мы становимся на путь усугубления или преодоления этого страха – страха оценки, за которым стоит страх быть отверженным, то есть остаться одним, без поддержки, не оказаться в группе себе подобных. Дарвинисты сказали бы, что за этим стоит стадный инстинкт, а в пирамиде А. Маслоу, на которую я уже не раз ссылалась в своих статьях, это описано как потребность в принадлежности и любви (хотя здесь есть связь и с потребностью в безопасности, и с потребностью в почитании, уважении, компетентности).

Когда клиент обращается к психологу или психотерапевту с запросом «боюсь экзамена», мы понимаем, что это давняя повторяющаяся ситуация, и в НЛП принято в таких случаях делать технику «Изменение личностной истории». Но в нашей стране в ситуации, когда человек с чем-то не справляется или справляется недостаточно хорошо, как ему кажется, до сихъ пор традиция обращаться к психологу или психотерапевту не укоренилась. И мы стараемся справиться как-то «своими силами»: валерьянки принять или «сто грамм» для храбрости, за приметами народными наблюдаем, следуем предписаниям «пятерку съешь – пятерку получишь», или садимся только в троллейбус № 5, пишем шпаргалки, одеваем «счастливое платье», и в нем, (не стирая!), сдаем всю сессию. Стоит ли говорить, что все эти «приемы» для успешной сдачи экзамена позволяют почувствовать себя более уверенно и благодаря этому иногда действительно работают. Но мы с вами – родители. И наша задача научить своего ребенка или детей успешно готовиться к экзамену и успешно реализовать на самом экзамене эти результаты подготовки. А следовать народным и собственным приметам он научится сам без нас.

Позиция родителей в год сдачи ЕГЭ их чадом напоминает мне позицию канатоходца, - необходимо идти по тоненькой линии, не в коем случае не оступиться, балансировать между двумя «пропастями», и при этом ещё и хорошо выглядеть. Потому что с одной стороны мы боимся, что ребёнок не подготовится к экзаменам на должном уровне, и тогда испортит себе аттестат, провалит вступительные экзамены в ВУЗ, то есть актуализирует стратегию неуспешности и создаст массу проблем: что делать в течение этого «потерянного» года, как не угодить в армию, как сохранить мотивацию поступать на будущий год в ВУЗ, ещё раз держать ЕГЭ, и т. д.

С другой стороны запугать своего ребенка всеми этими проблемами, и тем самым вынудить его с утра до ночи сидеть за учебниками, конечно, можно, но если он не привык заниматься вообще, то будет изо всех сил сопротивляться, начнёт обманывать, или болеть, или защитится как-нибудь ещё. Кроме того, если ребенок изначально старательный и ответственный, то излишнее запугивание экзаменами приводит к тому, что он перестает спать ночами, перестаёт отдыхать, все время занимается, лишается аппетита, и в результате либо дает сбой на самих экзаменах, то есть не может их сдать успешно, потому что от перегрузки нервная система не справляется, и ребёнок не может мобилизоваться, становится рассеянным, вообще падает в обморок, или выдает какую-нибудь другую психосоматическую реакцию. Либо ребенок не попадает на экзамены, так как заболевает ещё до них, и тогда тема «потерянного» года опять же возникает, только становится понятным, что этот год придётся заниматься лечением ребенка, и что нет никаких гарантий того, что нагрузка перед экзаменами на будущий год не приведет к повтору болезни. И родители начинают бояться за своего ребенка, опекать как малыша или больного человека, и тем самым усиливают его неверие в собственные силы и усугубляют экзаменационный стресс.

То есть родителям нужно выбирать некую «золотую середину», когда уровень ответственности самого ребенка за сдачу экзаменов является оптимальным для его нервной системы, уровня знаний, стратегии обучения. Кроме того, есть еще и учителя, которые из страха не подтвердить результатами ЕГЭ высокий уровень подготовки учеников в их школе, запугивают и детей и родителей, и родителям постоянно необходимо разбираться в треугольнике «Ребенок – преподаватель – знания ребенка», то есть давать собственную оценку актуальному состоянию ситуации подготовки к экзаменам. Здесь обычно хорошо помогают репетиторы, в качестве которых иногда выступают школьные учителя вашего чада, что иногда оказывается «палочкой выручалочкой» в сложной ситуации подготовки к экзаменам.

Когда школьный учитель становится репетитором ребенка, то это решает сразу несколько задач. Во первых, это действительно дает необходимые знания (конечно в ситуации, когда учитель достаточно компетентен). Во вторых, это обеспечивает, наконец, долгожданный индивидуальный подход учителя к вашему ребенку. В третьих это, позволяет сразу же улучшить успеваемость вашего ребенка по данному предмету, так как теперь учитель представляет себе реально, что ребенок знает и что ещё пока не знает, не зависимо от того, спрашивал он его сегодня или нет. И в четвертых, - это «путь к сердцу» педагогического коллектива, ведь учителя легко влияют на мнение друг - друга об ученике, когда в этом заинтересованы. Как правило, репетиторов необходимо нанимать несколько - как минимум столько, сколько придется ЕГЭ сдавать вашему ребенку. И в этой ситуации полезным бывает часть репетиторов выбрать из школьных учителей, а часть из преподавателей того ВУЗа, куда будет поступать ваш ребенок (если ВУЗ находится в том же городе, в котором вы живёте).

Сейчас существует электронная система подготовки к экзаменам, можно подобрать педагога онлайн из любого региона. И выбор педагогов здесь большой, моженот подобрвть действительно подходящего вашему ребенку. Это часто решает проблему получения необходимых знаний, но не решает проблему налаживания отношений со школьными учителями.

Кроме этого родителям необходимо следить за собственным здоровьем и эмоциональным состоянием, так как от того, как вы себя чувствуете, зависит состояние и настроение вашего ребенка, верность и оперативность принятых вами с ним совместных решений и воплощение этих решений в жизнь. О том как решить эти задачи, читайте в рубрике «Лесенка Родителям» через неделю.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар