Закончился учебный год. Начались долгожданные для детей и родителей каникулы. А для кого-то предстоит начало долгой школьной жизни этой осенью. И родители много думают и переживают по поводу выбора школы для своего ребенка. Это действительно важный выбор. От того, как сложится школьная жизнь у вашего чада зависит очень многое: желание учиться, навык устанавливать взаимоотношения по горизонтали и по вертикали, выбор любимых предметов и направление будущей профессиональной деятельности, среда, которая станет привычной и определит в будущем и уровень притязаний, и лидерскую позицию, и критерии, которыми ваш ребенок будет руководствоваться в своем выборе, и многое другое.
Об этом можно долго и много говорить, но сейчас считаю важным написать о том, что я считаю, что если ваш ребенок собирается идти в первый класс, выбирать нужно учителя. От личности первой учительницы очень многое зависит.
Давайте вспомним себя маленькими, в возрасте семи – восьми лет. Это тот год, когда мы пошли в школу и стали первоклассниками. Иногда нам бывает трудно вспомнить себя в каком-то возрасте, и в таких случаях нам хорошо помогают фотографии. Давайте возьмём свой детский фотоальбом и начнём его рассматривать, прямо с тех страниц, на которых размещены наши первые школьные фотографии. Посмотрите на этого серьёзного маленького человека в школьной форме. Каким он был? Что было важным и интересным для него тогда? Что ему нравилось, и чего он боялся? Если до сих пор не удалось вспомнить, то можно посмотреть на фотографию своего класса, ту, которую делают в конце учебного года, - общую за первый класс, на которой изображены все одноклассники вместе с первой учительницей. Как правило, при рассматривании этой фотографии воспоминания и эмоции появляются у всех. Для нас важно, как близко от первой учительницы мы находимся, кто на фотографии оказался рядом с нами. Иногда мы сами кажемся себе смешными и нелепыми на той фотографии, но фотография вызывает теплые чувства, а взгляд на первую учительницу массу воспоминаний…
Воспоминания тех лет – как кадры, вырезанные из кинопленки. Яркая вспышка, отрывок события: изображение, звук, смешанные чувства, - дальше – не помню… Опять яркая вспышка…
Виолетта рассказывала на семинаре о своем знакомстве с первой учительницей: «Мы пришли с мамой в школу. Сначала зашли в зеленый кабинет с коричневым столом. Нас встретил мужчина и спросил: «Девочка, как тебя зовут?», - я молчала, и мама ответила: «Вета, то есть Виолетта». Мужчина сказал, чтобы мы поднялись на второй этаж, и зашли в класс, на котором написано «1 б». «Там будет ваша учительница». – И мы пошли на второй этаж. Лестница мне показалась высокой и просторной. Мы пришли в большую комнату с огромными окнами. За столом сидела женщина с высокой прической. Мне стало страшно и захотелось убежать, но мама держала меня за руку. Мама сказала: «Здравствуйте, мы к вам в класс, мы пришли познакомиться. Женщина посмотрела на меня внимательно и улыбнулась. Страх как рукой сняло. У нее взгляд был такой теплый, мягкий, что я отпустила мамину руку и перестала прятаться за маму. Женщина сказала: «Меня зовут Антонина Ивановна, а тебя как?» - я ответила «Вета». Я до сих пор помню свой голос тогда, он звучал тоненько и дрожал, как будто это не я говорила, а какая-то другая девочка. Антонина Ивановна спросила: «А Вы Ветина мама?» - «Да, меня зовут Ольга Сергеевна», - голос у мамы тоже был какой-то не такой, как всегда. – «У вас такая хорошая дочка!» - сказала Антонина Ивановна, - и я в нее влюбилась».
Дети идут в первый класс с радостным ожиданием, волнением, гордостью. Мы готовим их к школе, рассказываем о своих школьных годах, в детском саду дети изучают математику, чтение, им часто говорят: «Вот вырастешь, пойдёшь в школу…» - И у детей формируется ожидание того, что с ними будет, когда они пойдут в школу. Большинство из нас, когда были маленькими, играли в школу, и все хотели быть в игре учителем. Если это была групповая игра, то дошкольники гордились, если их принимали в игру как учеников. Мы сажали кукол за «парты» из книжек и играли в школьный урок. Потом, становясь школьниками, мы как-то постепенно гасли и лишь немногие из нас на вопрос: «Нравится тебе учиться?» - отвечали утвердительно. И чем мы становились старше, тем меньше утвердительных ответов звучало в ответ на этот, ставший банальным, вопрос. С чем это связанно? Я думаю, что, в основном, с негативной мотивацией, создаваемой учителями и родителями, и накопленным опытом неуспешности, который с каждым годом становится у ребёнка всё больше. Чем меньше ребенка хвалят, чем хуже у него контакт с учителями, чем больше его дома ругают за оценки, тем меньше ему хочется учиться. А если и с одноклассниками отношения «не очень», класс не дружный, дети соперничают друг с другом, а не сотрудничают, то ребенок думает, что в школу вообще лучше не ходить.
Отношение к учебе, осознание собственной успешности как ученика, отношения в классе, - все это зависит в первую очередь от первой учительницы. Как она сможет найти подход к каждому ребенку, сблизить детей в классе друг с другом, какие убеждения о том, что такое школа, она сформирует (вольно или невольно) у учеников, - таким и будет фундамент, на котором дальше построится целое «здание», состоящее из кирпичиков: знаний и навыков, успехов и поражений, дружбы, взаимопонимания и соперничества, доверия и предательства.
Ещё одно вопоминание о школьных годах участницы семинара для родителей. Саша болела уже третью неделю. Ангина дала осложнение, и у Саши болели руки и ноги, а ещё всё время хотелось спать, но спать не давали мысли о том, что в классе в это время происходит столько интересных событий. Ребята готовились к конкурсу «Экспедиция «Моя Родина – СССР», собирали информацию, вместе клеили картинки в альбом, оставаясь после уроков. Саше тоже хотелось принимать в этом участие. О том, что происходит в классе, ей рассказывала одноклассница Алёна, которая жила по соседству и забегала иногда после уроков. До конкурса оставалось пять дней, а врач всё не выписывал Сашу в школу. Саше хотелось сбежать в школу, но сил как-то не было и от этого на глазах выступали слёзы. И вдруг в дверь позвонили. Бабушка открыла дверь, и Саша услышала сразу несколько голосов. К ней пришли одноклассники! Ребята решили показать, что они уже сделали в альбоме и посоветоваться с Сашей, что ещё можно наклеить и о чём написать по заданной теме. Саша была счастлива. Они вместе три часа занимались альбомом, а потом ребята, уходя, сказали ей: «Ты выздоравливай скорее, мы без тебя не хотим защищать альбом! Мы завтра опять придём». Когда ребята ушли, Саша заметила, что спать совсем не хочется, да и ноги и руки почти не болели. Вообще, она чувствовала себя бодро. Когда на следующий день они с мамой пришли к врачу, врач удивился, как быстро девочка пошла на поправку. Врач спросил Сашу: «Я могу тебя выписать в школу, но тебе ещё нужно будет продолжать пить таблетки, и на физкультуру пока нельзя. Или ты ещё хочешь дома полежать? Ты ещё не совсем здорова». Мама забеспокоилась: «Сашенька ещё совсем слабенькая. Позавчера она целый день спала!» Но Саша твердо сказала: «Я хочу в школу. Со мной всё будет в порядке. Выписывайте меня, доктор!»
Саша почувствовала себя нужной ребятам, классу, и это пробудило в её организме резервы, необходимые для быстрого выздоровления. Визит ребят и совместные действия по подготовке к конкурсу вдохновили Сашу, вернули ей веру в свои силы. Как же догадались десятилетние школьники проведать одноклассницу? Для принятия такого решения и его исполнения, необходимо знать, что больных проведывают, что это полезно и приятно, то есть, нужен организатор события. Учительница спрашивала каждый день у Алёны, как себя чувствует Саша, и когда девочка сказала учительнице, что ангина у Саши прошла, но начались осложнения, учительница предложила ребятам проведать одноклассницу и задействовать её при этом в подготовке к конкурсу. Благодаря своей первой учительнице ребята теперь знали, что болеющих друзей нужно проведывать, что это приятно и способствует их скорейшему выздоровлению. А радость Саши во время их визита «заякорила» желание проведывать одноклассников, и потом ребята уже сами догадывались приходить в гости к тем одноклассникам, которые давно не ходят в школу.
Через неделю мы продолжим разговор о роли первой учительницы в формировании личности ребенка, его системы ценностей, коммуникативных навыков и многих других важных составляющих его развития.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар