Мой ребёнок начал курить! Часть 3

Инна Силенок

r kurit1

Продолжим разговор о начале курения детей и реакции родителей на этот печальный и пугающий факт. 

Для того чтобы научиться грамотно реагировать на возникшую ситуацию, необходимо получить о ситуации максимально полную информацию. Конечно, в данном случае лучше всего получить информацию от самих детей. Но дети обычно боятся того, что родители узнают об их курении. В семьях, где детей наказывают, это почти животный страх. В семьях, где родители находятся на недосягаемом пьедестале, построенном из мифов об их безошибочности и безусловном авторитете, дети панически боятся потерять любовь родителей, они боятся, что будут не достойными родительской любви.

В семьях, где родители слишком опекают своих детей, проявляют повышенную заботу об их здоровье и благополучии, дети опасаются расстроить родителей, напугать их, вызвать к своим действиям ещё более пристальное внимание, ещё более высокий интерес.

То есть дети практически всегда зависят от отношения к ним родителей, боятся того, что это отношение ухудшится, поэтому в большинстве случаев будут скрывать от вас то, что закурили. И в более редких случаях, наоборот демонстрировать родителям собственную взрослость и независимость тем, что курят, - но это уже парадоксальный способ «заслуживания» любви, как я это писала ранее. В любом случае, если вы узнали о том, что ваш ребёнок курит, нельзя реагировать импульсивно, исходя из эмоций. Для того чтобы правильно отреагировать, нужно вначале осознать, что вы почувствовали, увидев ребёнка с сигаретой или узнав от других людей о курении своего ребенка. После этого необходимо понять, для чего ребёнок курит, то есть что ценного он получает для себя от курения.

Мотив, который движет ребёнком к началу курения – это, как правило, познание мира, потребность в новых ощущениях, любопытство, желание стать «как взрослые». Ребёнок или подросток хочет расширить собственные возможности, снять какие-то внутренние запреты, ограничения, почувствовать себя независимым. И при этом в этом мотиве есть составляющая, связанная с взаимоотношениями с родителями. Курение – это ещё и возможность сепарации от родителей, способ им что-то доказать или продемонстрировать. Эмоции, которые возникают у нас при первом получении информации о курении ребенка, являются сигналом о той составляющей мотива курения, которая связана с вашими взаимоотношениями с ребенком, то есть о том, чего не хватает на сегодня ребёнку в ваших с ним отношениях.

Как я уже писала в статьях о конфликтах в рубрике «Лесенка родителям», ребенок, начиная курить, может:

  • попытаться привлечь ваше к нему внимание, когда ему не хватает уверенности в вашей любви, - и тогда вы, видя ребенка с сигаретой, чувствуете раздражение (достаточно редкий случай);
  • сражаться за территорию, когда ему не хватает чувства значимости, ощущения лидерства, хочется самому решать, что ему делать и чего не делать, - и тогда вы чувствуете злость, хотите отнять силой сигарету, запереть дома, куда-то не пустить;
  • мстить вам, стараться сделать больно, показать, что вы его систематически «ни во что не ставите», и вот и он вас «ни во что не ставит», чтобы вы почувствовали, каково ему. - И тогда вы чувствуете обиду, у вас ком в горле, хочется плакать или сделать ребенку больно, так же больно, как он сделал вам;
  • утратить смысл жизни, учебы, общения с вами и сверстниками, тщетно искать каких-то новых ощущений и не находить, и в этой ситуации вы, увидев ребенка с сигаретой, чувствуете, как у вас «все внутри опустилось», чувствуете безнадежность, печаль, вам его жалко, и вы не знаете, что делать.

r kurit2

Таким образом, за началом курения ребенка стоит как движение к познаниям, к новому, потребность в принятии и уважении сверстниками, потребность в лидерстве и общении, так и хронически неудовлетворенные его потребности (см. пирамиду А. Маслоу), связанные с вашими отношениями в семье и с взаимоотношениями ребёнка в школе или каких-то ещё контекстах. А потом ребёнок «втягивается» в курение, привыкая и получая удовольствие и от самого процесса, и от сопутствующих курению ценных для подростка или юноши моментов.

Наиболее типичными ценностями, которые получают для себя юные курильщики, являются:

  • возможность почувствовать себя взрослым;
  • чувство причастности к сообществу самых уважаемых сверстниками старшеклассников;
  • чувство приобщенности к тайне от взрослых;
  • общение на равных со всеми, кто курит, независимо от возраста;
  • чувство независимости (я делаю то, что хочу, даже когда мне не разрешают);
  • возможность диссоциироваться от неприятной ситуации, переключиться на что-то другое, приятное;
  • стильная внешность (в основном у девушек – подростков. «Девушка с тонкой дамской сигаретой – это «круто»);
  • сигарета у подростка как знак: «я свой»;

Итак, вы узнали, что ваш ребенок курит. Вы понимаете, что он при этом получает для себя, и осознали свои эмоции в момент получения информации о курении ребенка. Теперь необходимо сделать паузу и подумать. Прежде всего о том, что для вас в этой ситуации является наиболее важным, то есть ответьте себе на вопрос, чего вы действительно хотите в данной ситуации. Для того, чтобы достичь своей цели, и при этом не навредить своему ребёнку сейчас или его будущему, нужно уметь правильно ставить цели. То есть ваша цель обязательно должна соответствовать критериям правильно сформулированного результата. Об этом читайте в четвёртой части моей статьи через неделю.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар