Мой ребёнок начал курить! Часть1

Инна Силенок

kurit1

Реакция на это событие у родителей бывает, как правило, эмоциональной. Наиболее стандартная реакция – это страх или возмущение. Так реагировали на наши попытки курить в подростковом возрасте наши отцы и матери, деды и бабушки, которые, в свою очередь, «схлопотали» за подобную дерзость от своих родителей или боялись схлопотать. К сожалению, наша бурная реакция на информацию о курении собственного ребенка не приводит к тому, что ребенок прекращает курить.

Дети, когда им что-то запрещают или за что-то наказывают, все равно стремятся делать это. Но теперь ещё более скрытно, чем делали это раньше, обманывая взрослых, или наоборот демонстративно, чтобы показать собственную «взрослость» или независимость.

Что происходит в жизни ребёнка «такого», что он начинает курить? Давайте для начала вообще разберём ситуацию «начала» курения. Первая попытка выкурить сигарету вовсе не означает, что ребенок «начал курить». При первой попытке удовольствие от курения, как правило, никто не получает.

Большинство из нас, наверняка, слышали истории о том, как кто-нибудь предложил трех- или пятилетнему ребенку сигарету. Или ребенок в этом возрасте сам нашёл сигарету. Потом, копируя взрослых, закурил, закашлялся, чуть не задохнулся, а то и вырвал, и после этого много лет не прибегал к попытке курения. Иногда этого неудачного опыта хватает, чтобы к попыткам курения вообще больше не возвращаться. Иногда потребность в принадлежности к некоему сообществу в подростковом возрасте или студенчестве побеждает страшные воспоминания о первой сигарете.  Мы с вами рассмотрим сам факт первой попытки курения в подростковом возрасте, когда и при каких обстоятельствах курение продолжается и может стать привычкой, что при этом происходит с детьми и с родителями, как правильно реагировать, если мы обнаружили, что наш ребенок курит, вторичные выгоды от курения, что мешает перестать курить.

Итак, истории о первой сигарете:

…Старшеклассники на большой перемене выходили из школы и удалялись за школу на площадку, туда, где обычно не было ни охранника, ни дежурных, ни преподавателей. Это было «место для курения», которое образовалось много лет назад, когда здание школы было еще совсем новым, когда в этой школе готовился самый первый выпуск. Ребята, стоящие на этой площадке не были видны из окон школы и из окон близ лежащих домов. Иногда на это место ученики приходили «выяснить отношения», иногда обсудить что-то важное. И постепенно площадка стала «местом для курения», куда принято было допускать только «посвященных», «взрослых», тех, кто причастен к ритуалу курения на перемене втайне от родителей и учителей. Для ребят было престижно получить право участвовать в общении на этой площадке. Чтобы получить такое право, необходимо было либо пользоваться безусловным авторитетом у старшеклассников, либо просто курить. Подавляющее большинство мальчишек и некоторые девчонки мечтали оказаться приобщенными к «тусовке» на площадке за школой уже в пятом – шестом классе. И постепенно многие из них решались на первую попытку закурить…

…У Саши в жизни наступила «черная полоса». Мальчик, с которым он дружил в классе, переехал в другой район, и родители перевели его в другую школу, где две смены обучения. Ребята иногда созванивались, но из-за удалённости проживания и разных смен обучения, встретиться удавалось очень редко по выходным. Подружиться с кем-то ещё из одноклассников пока не удавалось. Саша чувствовал себя совсем одиноко, и из-за чувства одиночества его контакт с одноклассниками нарушился. Он приходил из школы в плохом настроении, отвечал на вопросы родителей невпопад, забывал о домашних обязанностях, чем вызывал неудовольствие мамы и папы. Родители делали Саше замечания, сердились, поэтому общаться с родителями тоже не хотелось. Успеваемость в школе тоже как-то стала пониже, и учителя высказывали Саше, что он «такими темпами скоро скатится на тройки с двойками, а ведь ещё недавно был хорошистом».

kurit2

Саша стал всё чаще вздыхать, и однажды вспомнил, что когда у его папы были неприятности на работе, папа начал курить, хотя бросил курение за несколько лет до этого. Саша подумал, что курение успокаивает, и от него становится «легче на душе», и решил попробовать закурить сигарету. Пачка сигарет лежала у папы в кармане куртки, а куртка висела на вешалке. Саша полез в карман, достал на ощупь из пачки сигарету, вытащил руку с сигаретой из кармана папиной куртки и быстро зашёл в свою комнату. Дома кроме Саши никого не было, увидеть то, что он взял сигарету, было некому, но когда мальчик полез к папе в карман, ему было стыдно и страшно, потому что он знал, что нарушил сразу несколько законов. В Сашиной семье не было принято трогать без разрешения владельца его вещи, а тем более залазить в карманы. Кроме того, Саша без спросу взял из кармана, и не что-нибудь, а сигарету! Саша чувствовал себя практически вором. Он уже забыл, почему собирался закурить. Сильные эмоции вины и стыда переполнили его и затмили переживания по поводу неудач последнего времени. Сегодня курить Саша уже не хотел.

Через несколько дней Саша получил тройку по контрольной. Кроме того, он забыл дома тетрадь по биологии, и когда учителя высказывали ему своё недовольство, мальчику показалось, что ребята над ним смеются. Конечно, явно никто не смеялся, но Саше показалось, что на лице нескольких его одноклассников мелькнула усмешка. Саша еле досидел до конца уроков, и когда прозвенел звонок, быстро ушел домой. По дороге он вспомнил о припрятанной сигарете, и ему снова показалось, что если он выкурит сигарету, ему станет легче. Ведь его отец часто курил при нём, когда нервничал из-за неприятностей на работе, или когда сердился на Сашу за ухудшение учебы. Придя домой, Саша бросил портфель, достал сигарету и вышел во двор.

Саша понимал, что нужно спрятаться от соседей, иначе они увидят его с сигаретой и пожалуются родителям. Мальчик зашел за дом, - так его никому не было видно, - неумело зажег сигарету и попробовал закурить. Дым был едкий, неприятный, сразу захотелось кашлять, сигарета всё время гасла, Саша нервничал. Курение удовольствия не доставило, скорее наоборот, но мысли о постоянных неудачах как-то отошли на задний план, потому что теперь Сашу больше волновало, чтобы родители не узнали, что он курил. Ведь иначе ему придётся отвечать на вопросы, где он взял сигарету, как он мог так нехорошо поступить, как он «вообще докатился до такой жизни» и другие. Саша пришёл домой, постирал рубашку, повесил на балконе брюки, чтобы проветрился сигаретный запах, который, как казалось мальчику, пронизывал все его вещи. Потом мальчик почистил зубы, умылся с мылом и сел за уроки.

Действия, направленные на «сокрытие собственного преступления», заслонили все мысли о неприятностях. Когда пришли родители и ничего не заподозрили, Саша почувствовал себя почти героем. Мальчик чувствовал облегчение, от того что опасность разоблачения миновала, у него улучшилось настроение, мысли о неприятностях последних дней не приходили в голову. И хотя позитивное изменение состояния Саши было связано не с самим курением как процессом, а с тем, что миновала опасность больших неприятностей, в Сашином сознании факт курения связался с фактом улучшения настроения. Мальчик сделал вывод, что курение улучшает настроение, хотя сам процесс курения был ему пока неприятен физически. За вторую свою сигарету Саша взялся спустя пару месяцев, когда у него опять были проблемы с одноклассниками, и при этом он был уже абсолютно уверен, что курение снимает проблемы…

Через неделю мы продолжим разговор о первой сигарете ребёнка, реакции родителей, и к чему это приводит.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар