В детстве, особенно в раннем, мы охотно и искренне верим в сказки, в Деда Мороза, во всемогущество наших родителей и тому подобные вещи. Так происходит ещё и потому, что детское восприятие мира – это восприятие сказочное, магическое, чудесное. «Маска» сознания ещё не успела как следует прикрыть природное буйство архетипов Бессознательной части психики. Поэтому любое мало-мальски значимое, эмоционально окрашенное событие переживается как судьбоносный, необратимый мистический опыт.
Если опыт светлый и позитивный (подарили красивейшую куклу, сводили первый раз в зоопарк), то реально, ассоциировано проживаемая сказка выходит доброй, со счастливым концом. А вот когда пристыдили, поставили в угол, заставили что-то сделать по дому... Да мало ли ещё подобных и даже куда более жёстких сценариев? Тогда в восприятии у ребёнка сказка меняет жанр на мистический ужас.
В этой статье мы обсудим три важных вопроса:
1). Насколько опасно/полезно для детской психики жить в сказке недоброй?
2). Как поступать родителям, если их ребёнок оказался (или вот-вот окажется) в недоброй сказке?
3). Что делать взрослому человеку, если его нынешние психологические проблемы родом из сказочных ужасов детства?
Итак, начнём с опасности/пользы недобрых сказок. И здесь стоит пойти от обратного – осмыслить, полезно ли ребёнку провести всё детство в мирных объятиях исключительно добрых сказок?
Едва ли… Помните у Михалкова?
«…Он растёт, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду».
Такой стиль воспитания формирует иллюзию мира, где вообще нет ни трудностей, ни неприятностей. А сия посудина, рано иль поздно, разобьётся о суровые берега взрослой жизни. Поэтому недобрые сказки детства полезны – в умеренном «гомеопатическом» количестве. И, обязательно, со счастливым концом! Тогда у ребёнка разовьётся архиважный навык справляться с жизненными невзгодами.
Что же до сказок, где хэппи эндом даже не пахнет, то они реально опасны, т.к. способны травмировать детскую психику, заложить основы взрослых проблем, негативных жизненных сценариев и т.д. А помочь малышу в сказке недоброй могут, пожалуй, только родители, а значит, мы плавно переходим ко второму вопросу.
Если вы понимаете, видите, чувствуете, что ваш ребёнок (дошкольного или младшего школьного возраста) в плену определённо недоброй сказки, то ваша задача не в том, чтобы вытаскивать его из сказки в реальность (это пока непосильная задача для его психики), а в том, чтобы помочь ему изменить восприятие сказки – жанр и концовку. Как именно это сделать – вопрос индивидуальный. Вот лишь некоторые ориентиры:
- Ребёнку передаётся эмоциональное состояние родителей. Если оно стабильно негативное вследствие ссор, трудностей в быту или на работе и т.п., то дети могут переживать всё это гораздо сильнее, чем непосредственные участники. В таком случае необходимо решить свои взрослые внутренние проблемы с помощью проверенного психолога и перестать взваливать эмоциональный негатив на хрупкие плечи ребёнка.
- Сказка исправляется сказкой! Подобрав подходящую сказку-метафору, в которой иносказательно, на понятных ребёнку образах и взаимоотношениях будет показано, как в позитивном жанре и со счастливым концом переживать то, что с ним происходит, вы расширите его ассортимент жизненных сценариев, предоставите лучший выбор, коим он непременно воспользуется.
- Стоит адекватно оценивать степень влияния окружения (люди, место, обстоятельства), в котором растёт ребёнок. Например, если он живёт в задымлённом промышленном городе, среди серых домов без зелени, с соседями, поголовно общающимися на мате, пребывающими в вечном запое, то стоит ли удивляться, если его сказка детства выйдет недоброй? И тогда уже очень многое зависит от решимости родителей изменить ситуацию, несмотря ни на какие препятствия (финансовые, социальные, психологические) переехав туда, где ребёнку будет хорошо.
Перейдём к заключительному вопросу. Взрослому человеку важно понимать, что подавляющее большинство его нынешних психологических проблем коренится в недобрых сказках детства. К счастью, в практической психологии бытует лозунг, что никогда не поздно иметь счастливое детство. В НЛП есть даже особая техника «Изменение личной истории», по сути, направленная на то, чтобы перепрожить недобрые сказки детства в другом жанре и со счастливым концом.
Резюмирую всё вышесказанное, отмечу, что счастливая сказка детства – это уникальный, сверхценный внутренний ресурс психики, позволяющий счастливо жить уже взрослому.
Олег Колмычок - психолог, писатель, поэт из Краснодара. Автор четырёх книг и сотен статей